Видным представителем рационалистической критики иудаизма был Хиви Габалки (IX в ). Он говорил: „Народ, придерживающийся Торы, нищ и ничтожен".
Хиви написал книгу, в которой содержалось двести возражений против учения о божественном происхождении Ветхого завета. Из сохранившихся возражений видно, что вольнодумец IX в., критикуя учение о божественном происхождении Ветхого завета, указал на наличие в нем противоречий, ложных утверждений и всяких нелепостей.
Хиви понимал абсурдность библейского рассказа о творении, утверждал, что мир существует извечно, оспаривал авторитет бога: если бог всевидящий и всезнающий, то почему он спрашивает у Адама: „Где ты?" Все то, что в Ветхом завете выдается за „чудеса", совершенные богом, вольнодумец объясняет естественным ходом вещей. Хиви отрицал бессмертие души, указывая на то, что в самой Библии сказано: „Душа всякого человека есть кровь его" (Лев., 17, 14).
Хиви имел своих последователей. Современник Хиви богослов Саадия писал: „Я знал многих безбожников, гордившихся своим неверием".
Талмуд осуждал выдающийся вольнодумец XVII в. Уриэль Акоста.
Акоста убеждался, что Талмуд -плод фантазии смертных. Выдавая его за божественную книгу, раввины обманывают народ. Человек свободной мысли, Акоста открыто стал опровергать учение талмудистов. Осенью 1615 г. он начал писать „Тезисы против традиции", в которых доказывал антигуманную природу поучений Мишны.
Акоста опровергал богооткровен-ность Талмуда. Защитники фанатизма и средневековья поняли, что в „Тезисах" заложен снаряд, способный взорвать твердыню религиозного учения. Акоста был предан анафеме, а его произведения - огню.
Однако пример Акосты вдохновил Спинозу и передовую интеллигенцию XVIII и XIX вв., которые блистательно доказывали, что Талмуд является компилятивным религиозным сборником, при помощи которого иудейские церковники одурманивают народ.
Список литературы
Беленький М. Что такое Талмуд? М.1963.