Оптовой поставкой подобных материалов для буржуазно-клерикальной прессы занимается пропагандистская фирма под вывеской так называемого "дома встреч" в ФРГ. Она выпускает ежемесячный обзор "Религия и атеизм в СССР", рассылаемый в различные газеты, журналы, информационные агентства западных стран.
Антикоммунизм под религиозным флагом пропагандирует находящийся в США "Исследовательский центр по религии и правам человека в закрытых обществах", руководимый протестантским пастором Благославом Хрубым. Он издает журнал „Религия в странах с коммунистическим влиянием", который печатает лживые измышления, рассчитанные на то, чтобы опорочить социализм. В Лондоне действует еще один центр, который носит красноречивое название „Всемирный крестовый поход евангелизации". Активизировалась в последнее время „Славянская миссия", штаб-квартира которой находится в Стокгольме. В Цюрихе (Швейцария) находится межконфессиональное объединение „Вера во втором мире", в которое входят религиозные организации 18 стран мира. Свою деятельность это объединение рассматривает как „ответ церквей на вызов, брошенный им социалистическими странами". В действительности же оно занимает одно из ведущих мест в системе клерикального антикоммунизма, проводя операции „психологической войны" против стран социализма.
Множество различных институтов, миссий, братств развертывают свою деятельность, проводя подрывные акции против социализма. В последнее время заявила о себе так называемая „Международная христианская солидарность", прилагающая немалые усилия к тому, чтобы расколоть антивоенное движение, в котором участвуют и верующие и неверующие.
В США появились организации, поставившие своей целью ни больше, ни меньше как... контроль за соблюдением прав человека в социалистических странах. Среди них „Интернационал по наблюдению за Востоком", „Служба восточных и западных новостей", „Призыв из глубины совести", возглавляемый нью-йоркским раввином Шнейером. Группа конгрессменов создала свою организацию „Кредо", которая, как объявлено, будет следить за соблюдением свободы совести в СССР.
В Вашингтоне объявлено о том, что начала свою деятельность другая группа, ставящая своей целью изучать вопрос о том, как осуществляется религиозная деятельность в СССР и других социалистических странах, и информировать общественность о тех нарушениях, которые будут обнаружены. В состав этой группы вошли бывший президент США Д. Форд, бывшие государственные секретари Дин Раек и А. Хейг, ряд католических и православных церковных деятелей, естественно, антисоветской ориентации. Все это не может не удивлять, ибо вместо того, чтобы навести порядок в своем собственном государстве, американские деятели устремляют свои взоры к другим странам, проявляя себя в роли международных законодателей. Подобные имперские амбиции характерны для Соединенных Штатов Америки, привыкших диктовать свои требования „младшим партнерам". Только социалистические страны не являются подобными партнерами США. И любое вмешательство в свои внутренние дела они считают грубейшим нарушением нормальных взаимоотношений между государствами.
Для всех этих центров стало обычной нормой беспардонное вмешательство во внутреннюю жизнь других стран.
В систему клерикального антикоммунизма включены белоэмигрантские группировки: находящаяся в США так называемая „русская зарубежная церковь", как именуют ее главари этой реакционной организации монархической ориентации, „Русское студенческое христианское движение", центр которого обосновался в Париже. Они усердствуют, отрабатывая ту финансовую поддержку, которую получают от западных реакционных кругов. Активность проявляют и религиозно-националистические организации, такие, как Всемирное сообщество литовцев-католиков, Объединение мусульман Нью-Йорка, объединение иерархов бывшей униатской церкви в США и Канаде и др.
Для осуществления целенаправленной буржуазно-клерикальной пропаганды на социалистические страны широко используются радиоцентры. Религиозную пропаганду ведут не только такие радиостанции, как "Голос Америки", „Би-би-си", „Немецкая волна", „Свобода", но и специализированные радиоцентры "Монте-Карло" (Монако), Ватикан, "Голос дружбы" (Филиппины), "Голос Анд" (Эквадор) и др.
В последние годы вступило в строй несколько радиоцентров, ведущих передачи на население среднеазиатских республик, где наибольшее влияние имеет мусульманская религия. Они ведут свою пропаганду с территории Ирана, Турции и ряда других зарубежных стран. США в настоящее время строят новые радиостанции с мощными передатчиками.
Наблюдается тенденция к расширению религиозной радиопропаганды. В 1983 г. значительно расширил объем передач на религиозную тематику „Голос Америки". Свое удовлетворение по этому поводу выразил сам глава американской администрации, заявив, что в дальнейшем следует увеличивать объем религиозных передач на социалистические страны. За последнее время объем таких передач на СССР возрос с 28 до 70 часов в сутки на разных языках народов Советского Союза.
В сети целенаправленной радиопропаганды, ведущейся на страны социализма, явно просматривается отлаженная система, в которой каждому радиоцентру отводится своя роль. И не случайно вопросы религиозной пропаганды постоянно обсуждаются на конференциях американских и европейских радиовещателей, находятся в поле зрения клерикальных центров, идущих в русле антикоммунизма. В свою очередь, религиозная радио пропаганда является частью системы идеологического влияния на людей, которую использует империалистическая реакция в современной "психологической войне". Отсюда закономерно следует вывод о необходимости противодействия враждебным акциям классового противника. Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, „мы имеем дело с попытками организовать против нас настоящую информационно-пропагандистскую интервенцию, превратить радио- и телевизионные каналы в орудие вмешательства во внутренние дела государств и проведения подрывных акций". Подобным попыткам следует давать решительный отпор.
Современная тактика зарубежных радиоцентров, ведущих передачи на социалистические страны, состоит в том, чтобы убедить слушателей в „непосредственном участии" „информаторов" в происходящих в этих странах событиях.
Директор радиостанций "Свобода" и "Свободная Европа" Д. Бакли призывал "более избирательно" информировать украинцев о событиях на Украине, а эстонцев - о событиях в Эстонии. В передачах "Голоса Америки" до 65% материалов составляет информация о внутренней жизни в СССР.
Естественно, что эта информация носит клеветнический характер. Слушателей стараются убедить в том, что в Советском Союзе нарушаются элементарные права личности, что религиозные организации являются послушными исполнителями воли государственной власти, а верующие испытывают постоянное давление атеистов. Предпринимаются попытки оказывать поддержку тем лицам, которые выражают недовольство социалистическим строем, в первую очередь экстремистским группировкам в религиозных объединениях. Ставка делается на создание „религиозной оппозиции" в социалистических странах, с которой империалистическая реакция связывает немалые надежды. Всячески подогреваются националистические настроения. Только за последнее время радио „Свобода", например, начало вещать на эстонском, литовском, латышском языках. Радио „Монте-Карло" - на узбекском, казахском, киргизском. "Голос Америки" ведет передачи на коренное население Камчатки, Чукотки, Сахалина. Все это говорит о том, что религиозная радиопропаганда рассматривается империалистическими кругами как действенное оружие в развернутой ныне "психологической войне". И делается все возможное, чтобы использовать это оружие наиболее эффективно.
В буржуазно-клерикальной пропаганде довольно четко прослеживается несколько основных направлений. Все они в конечном счете подчинены одной цели — защите и оправданию основных принципов капиталистического общества. Для этого предпринимаются попытки дискредитировать марксистско-ленинское учение, фальсифицировать теорию и практику социалистического и коммунистического строительства, с религиозно-идеалистических позиций показать несостоятельность диалекти-ко-материалистического понимания мира, идей исторического материализма, научного коммунизма. Широко применяя софистические приемы, буржуазно-клерикальные идеологи стремятся выявить „нелогичность, непоследовательность" марксистско-ленинской философии. Расчет делается в первую очередь на людей, которые сами не могут разобраться, где правда, а где ложь. Ввести их в заблуждение — такова цель клерикальных пропагандистов.
В современной буржуазно-клерикальной пропаганде на социалистические страны отчетливо просматриваются два аспекта: мировоззренческий и социально-политический. Если первый из них связан с попытками доказать несостоятельность научно-материалистического миропонимания, то второй — с настоятельным стремлением представить в кривом зеркале политику коммунистических и рабочих партий в религиозном вопросе. Оба аспекта взаимосвязаны. Критика диалектико-материалистических представлений о мире, обществе, человеке направлена на то, чтобы нейтрализовать их влияние на людей, расчистить почву для воспитания религиозно-идеалистического мировоззрения.