Однако кажется, более близкую к исторической действительности ситуацию передает анекдот (из серии, обыгрывающей эпизоды из художественных фильмов о Ленине), где Ленин велит расстрелять посетившего его мужика, оказавшегося на поверку «кулачком», но прежде велит непременно накормить его. Последний анекдот как нельзя лучше передает принципиальную разницу между фольклорным трикстером и «трикстером» Лениным. Истинный трикстер в итоге всех своих нередко злых козней приносит пользу людям, открывая им то, что становится их пищей – жизнью 42. В приведенном анекдоте о «кулачке» фольклорный трикстер, следуя сути своего образа, вначале «расстрелял» бы мужика (сыграл бы с ним какую-нибудь злую шутку), но потом непременно накормил бы. Ленин в своей авантюрной увлеченности мировой революцией, трикстерным переустройством мира, по сути дела меньше всего заботился о людях, для которых он этот мир решил переустроить.
С другой стороны, образ Ленина приближается, судя по итогам его творений, к образу неудачливого демиурга – одного из двух универсальных мифологических близнецов-демиургов. Подобно ему, Ленин хотел принести пользу людям, но на самом деле посеял лишь разлад и зло. К этому мифологическому соответствию, которое было подтверждено недавним крахом ленинской коммунистической вселенной, можно добавить неканоническую лениниану, которая имеет дело с отрицательным полюсом образа неудачливого близнеца-демиурга. Поскольку этот недобрый брат во многих мифологиях развивается в образ дьявола и его аналогов 43, все дьявольские стороны образа Ленина, рассмотренные в данной статье, могут быть отнесены к указанному аспекту неудачливого демиурга 44.
В противоположность этому, каноническая лениниана представляет мифологию удачливого брата-демиурга: многочисленные тексты и образы рассказывают о Великом Праотце Ленине, который создал новую коммунистическую вселенную после того, как разрушил старую. В 1970-х годах я записал любопытные слова девочки дошкольного возраста, которая думала, что имена всех вещей и явлений этого мира – деревьев, рек и т.п. – были придуманы Лениным. Девочка фактически приписала Ленину функции традиционного демиурга, который дает имена всем вещам, которые он сотворяет или встречает на своем пути. Новый язык («новояз» Оруэлла), созданный большевиками после революции, в том же смысле отражает «успешную» демиургическую активность Ленина.
Совмещение противопоставленных мифологических братьев-близнецов в едином образе может породить противоречивый образ трикстера 45. Я попытался показать в этой статье, что политическая фигура Ленина и его личность в целом гораздо отчетливее отражают скорее этот совмещенный образ, чем две его составляющие, как пытаются утверждать каноническая и неканоническая лениниана.
Сегодня каноническая лениниана практически больше не существует. Ленин «жив» только в небольшом кругу старых большевиков и неокоммунистов. Даже мумия Великого Праотца становится сегодня объектом профанных обсуждений – от слухов о планах государства продать ее на аукционе 46 до проекта организации кругосветного тура-экспозиции наподобие мумии Тутанхамона, как было предложено музыкантом и менеджером в области искусства Стасом Наминым. Эти идеи, также как постоянные призывы похоронить Ленина «по христианскому обычаю» 47, фактически направлены на то, чтобы лишить космос канонической ленинианы своего священного центра, который полагался также начальной точкой нового мира – недаром транспарант на похоронах Ленина гласил: «Могила Ленина – колыбель свободы всего человечества» 48. Однако многие сомневаются, что сама мумия сегодня существует. Согласно широко распространенному мнению, она была испорчена грибком во время сибирской эвакуации в период Второй мировой войны, так что тело, выставленное сегодня в Мавзолее, не более чем фальшивка, обычная кукла 49. Другие считают, что только руки и голова мумии аутентичны, в то время как все остальное – подделка 50. Как бы то ни было, можно сказать, что тело Ленина продолжает «жить» по тем же трикстерным правилам, по которым жил его хозяин.
Дух Ленина также претерпел профанные изменения. Анимистическая концепция о вечно живом Ленине заняла свое прочное место в «атеистической» канонической лениниане главным образом благодаря словам Владимира Маяковского из поэмы, посвященной Ленину: «Ленин и теперь живее всех живых» и «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Один анекдот 1970-х годов вполне логично использовал эту идею о вечно живом Ленине: после Третьей мировой войны выжили только двое – Брежнев и Рейган; Рейган подбирает камень, чтобы убить Брежнева, но тут тому на подмогу приходит вечно-живой Ленин 51. Чтобы избавиться от мистического наследия канонической ленинианы, самодельный значок, который я видел в годы перестройки, использовал лишь первую, земную часть первоначальной формулы: «Ленин жил». Тем не менее, карикатура того же времени сомневается в таком простом решении вопроса о бессмертии Ленина: Ленин добавляет к перечеркнутым словам на стене «Ленин жил, Ленин жив» свою собственную строчку: «Ленин вас всех переживет».
Неканоническая лениниана также претерпевает сегодня значительные изменения. Прежде всего, она утеряла большую часть своего антикоммунистического пафоса периода перестройки. Ленин вроде бы теряет теперь также свои трикстерные качества. Или, точнее, он вроде бы продолжает сохранять лишь клоунский аспект трикстера. В наши дни Ленина легче всего найти на клоунадах и шоу карнавального типа – среди двойников известных певцов, кинозвезд или некогда великих советских лидеров. 27 марта 1997 г. я заметил Ленина среди участников общенационального марша протеста в Москве, организованного российскими профсоюзами. Клоунский двойник Ленина протестовал вместе с обездоленными людьми России против правительства, которое тщетно пытается найти эффективный выход из трикстерного мира, построенного прототипом клоуна.
Списоклитературы
1 Burke P. Popular Culture in Early Modern Europe. London, 1978. P. 147.
2 Ср. слова Франца Боаса, избранные Леви-Стросом в качестве эпиграфа к его статье «Структура мифов»: «Можно сказать, что вселенные мифов обречены распасться, едва родившись, чтобы из их обломков родились новые вселенные» (Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 183).
3 Radin P. The Trickster: A Study in American Indian Mythology (with commentaries by C.G.Yung and Karl Kerényi). London, 1956.
4 Hynes W.J., Doty W.J. (eds.). Mythical Trickster Figures. Contours, Contexts, and Criticism. Tuscaloosa and London, 1993. Из последних работ о трикстере см. также: Hyde L. Trickster Makes This World: Mischief, Myth, and Art. New York, 1998.
5 Ortiz S. From An Interview, Telling About Coyote // Alcheringa: Ethnopoetics. 1972. № 4. Р. 15.
6 Hynes W.J., Doty W.J. (eds.). Mythical Trickster Figures. P. 22.
7 См., напр. интересную статью М.Л.Рикетса о противопоставлении шамана и трикстера в том же сборнике (Hynes W.J., Doty W.J. (eds.). Mythical Trickster Figures. Contours, Contexts, and Criticism. Р. 87-105).
8 Hynes W.J. Mapping the Characteristics of Mythic Tricksters: A Heuristic Guide // Hynes W.J., Doty W.J. (eds.). Mythical Trickster Figures. Р. 33-45.
9 Babcock-Abrahams B. "A Tolerated Margin of Mess": The Trickster and His Tales Reconsidered // Journal of the Folklore Institute. 1975. V.11. №. 3. Р. 159-160.
10 Топоров В.Н. Образ трикстера в енисейской традиции // Традиционные верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 1987. С. 5.
11 Там же.
12 В конце 1950-х годов, когда я учился в школе, наши учителя учили нас, что Ленин избрал свой псевдоним в память о Ленском расстреле 1912 г. Однако этот популярный «миф о Начале» – сам по себе уже нечто вроде трюка, поскольку Ленин впервые подписал одну из своих статьей фамилией «Ленин» в 1901 г. (см.: Большая советская энциклопедия. 1953. Т.24. С. 496), т. е. задолго до Ленского расстрела. Речной аспект псевдонима вождя обсуждался также в сравнении с псевдонимом «Волгин» Чернышевского: в своем соперничестве с Чернышевским Ленин якобы избрал реку Лену в качестве основы своего псевдонима, поскольку эта река превосходит Волгу по своей протяженности (Абрашкин А. Тайна псевдонима вождя // Литературная Россия. 1994. № 16. С. 11). Великая сибирская река недавно снова «заявила» о своих правах на псевдоним вождя: согласно М.Г. Штейну, Ленин воспользовался фамилией потомков сибирского первопроходца, который в свою очередь назвал себя в честь реки Лены (Штейн М.Г. Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима. СПб, 1997. С. 177).
13 Любопытно, что многие, кто в начале 1990-х годов смотрел по телевизору парадоксальную лениниану Курехина, приняли всерьез его типично трикстерский наукообразный анализ «грибной природы» Ленина. По-видимому, сверхчеловеческие качества Ленина, граничащие с чудесным, широко обсуждавшиеся в официальной лениниане, заставили людей поверить также в его нечеловеческую природу, предложенную неофициальной ленинианой. Ср. с анекдотом, в котором ребенок в детском саду принимает зайца, показанного воспитательницей, за «дедушку Ленина».
14 Воспоминания родных о В.И.Ленине. М., 1955. С. 17-18.
15 Топоров, В.Н. Указ. соч. С. 6.
16 Там же. С. 7.
17 Шатров М. Дальше... дальше... дальше! // Знамя. 1988. № 1. С. 3-53.
18 Петросян А.Е. Отражение одной мифологической схемы в общественном сознании // Республиканская научная сессия: Итоги полевых этнографических и фольклорных исследований. 1986-1988 гг. Тезисы докладов. Ереван, 1990. С. 47-50 (на арм. яз.).
19 С другой стороны, Ленин сам представляется в виде хтонического чудовища, как воплощение нечистой силы. Так, когда Анатолий Собчак, бывший мэр Санкт-Петербурга, предложил похоронить мумию Ленина рядом с его матерью на одном из санкт-петербургских кладбищ в согласии с завещанием вождя, кое-кто предостерегал от этого, опасаясь, что такая акция может навлечь страшные несчастья на город (Сейранян С. Я памятник себе // Республика Армения. 1991. № 155. С. 3). После разрушительного землетрясения 1926 г. в Ленинакане (так назывался тогда город Гюмри в Армении), старые женщины сходным образом говорили, что в их несчастье повинен Ленин: пока он был жив, то разрушал мир сверху, теперь же, после смерти, он делает то же самое из-под земли. Судя по этому толкованию, душа Ленина удалилась, очевидно, в ад, в то время как его тело осталось в Мавзолее. В противоположность этому толкованию, некоторые современные русские провидцы, использующие популярные энергетические теории, утверждают, что душа Ленина или его энергетическая сила обитает в Мавзолее вместе с его телом, поскольку Ленин был атеистом и умер неестественной смертью. Если же убрать тело из Мавзолея, то, по убеждению этих провидцев, его душа превратится в злобный дух, который начнет вытворять в Кремле разные трюки (sic!) полтергейстовского характера («Аргументы и факты». 1991. № 47). С. 4.