20 См. об этом подробнее в указанной работе: «Отец-тиран и сын-дурак». См. также: Абрамян Л. Перестройка как карнавал // Век ХХ и мир. 1990. № 6. С. 46-48.
21 См. Абрамян Л.А. Тайная полиция как тайное общество: страх и вера в СССР // Этнографическое обозрение. 1993. № 5. С. 38.
22 Welsford E. The Fool. His Social and Literary History. London, 1968. Р. 55. Сf. p. 12-13. Энид Велсфорд прослеживает это качество шута начиная с особой категории клоунов-мимов, которые входили благодаря своему искусству в социальную группу древнегреческих параситов – прихлебников во время пиров – см. там же. С. 4.
23 Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983. С. 99.
24 Rappaport R. A. Pigs for the Ancestors. Ritual in the Ecology of a New Guinea People. New Haven and London, 1984. Р. 71-87, 213-15.
25 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 10, 23. Прим. 15, 16. С. 24. Прим. 18.
26 Там же. С. 26. Прим. 49.
27 Старый удегейский охотник, герой повести Владимира Арсеньева, получивший новое рождение в 1976 г. благодаря своему кинодвойнику в редакции Куросавы, в известном смысле представляет мудрый полюс сибирского трикстера.
28 Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1989.
29 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 10.
30 Там же.
31 Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. С. 100.
32 См., напр.: Латышев, А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 284-327; Pipes R. (ed.). The Unknown Lenin. From the Secret Archive. New Haven and London, 1996. Р. 25-26.
33 Эта версия кажется сомнительной уже из-за тона одного из писем Ленина к Инессе Арманд, где он обзывает Елену Розмирович «глупой солдатской женой» (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. С. 303-304; Pipes R. (ed.). Op. cit. P. 27-31). Кстати, говорящая фамилия Правдюк автора этой версии в известном смысле вписывается в мифологию имени и образа Ленина. О других мифических Еленах в жизни Ленина см. Штейн М.Г. Указ. соч. С. 176-83.
34 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 10.
35 Короткий рост без набора других признаков – еще не показатель трикстерности. Например, Сталин тоже был невысокого роста, но его специально изображали большим – на картинах без масштабных соответствий и на гигантских портретах официальной культуры культа личности. Его обыденность была нарочитой, а не естественной, как у Ленина, трудности с речью были связаны с недостаточным знанием русского языка, инакость – с простой инородностью. Т. е. мы имеем ущербность тирана-коротышки, которая компенсируется искусственной величавостью. Если от природы гигант Петр I порой карнавально опускался до образа шута, то неказистый и рябой Сталин – сумрачное порождение трикстера революции, был скорее амбициозным шутом, «навечно» поднявшимся до химерической гигантскости.
36 Даже в Мавзолее свет установлен таким образом, чтобы лицо мумии Ленина не отличалось от канонического портрета.
37 По одной версии, этот хитроумный трюк был разгадан германским командованием, но оно решило пропустить вагон с «сюрпризом» в Россию, чтобы Ленин посеял смуту в стане врага. Другие думают, что ловкий трюк служил лишь для отвода глаз и что на самом деле Ленин был в сговоре с германским командованием, так что российская охранка справедливо считала его немецким шпионом (ср.: «Аргументы и факты». 1994. № 44. С. 7).
38 Некоторые анекдоты о Ленине построены только на таких типично ленинских выражениях, например, «архиприятнейшая штука» – об онанизме.
39 Георгий Анненков, известный русский художник, был командирован в Институт Ленина, чтобы ознакомиться с фотоархивом вождя, который он должен был использовать для иллюстрации будущих книг, посвященных Ленину (Анненков Г. Люди и портреты. Трагический круг. Нью-Йорк, 1966. Т. 2. С. 276-77). В начале 1990-х годов мозг Ленина вновь объявился – как самый секретный объект, хранимый в комнате номер 19 московского Института мозга («Аргументы и факты». 1991. № 43. С. 1). Однако ничего не говорится об особенностях, описанных Анненковым, видимо, потому, что мозг в настоящее время рассечен на 30 000 микроскопических срезов.
Анненков переписал также несколько поразительных строк из записных книжек вождя, которые никогда не появлялись в «полных» собраниях сочинений Ленина. Эти скопированные заметки выглядели настолько невероятными и дискредитирующими, что Анненков даже в эмиграции долгое время не мог найти издателя, который осмелился бы издать их.
40 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 17.
41 Цит. по: «Аргументы и факты». 1991. № 6. С. 7. См. также: Мелик-Оганджанян К. Ленин в фольклоре // Ленин в армянском фольклоре. Ереван, 1936 (на арм. яз.). С. 9-56.
42 Топоров В.Н. Указ. соч. С. 17.
43 Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. С. 137-48, 161-62.
44 См. также: Абрамян Л.А. Тайная полиция как тайное общество. С. 38-39; Новицкий В., Неволин В. Живее всех живых // Радуга. 1990. № 12. С. 29-36.
45 Ср. Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. С. 166-67; Топоров В.Н. Указ. соч. С.12-13.
46 «Аргументы и факты». 1992. № 8. С. 4.
47 Тем не менее, лидер крайне левых коммунистов Виктор Анпилов считает, что Ленин похоронен в своем Мавзолее по всем христианским правилам, поскольку он лежит на глубине ниже двух метров от поверхности земли («Комсомольская правда». 1997. № 52. С. 3.
48 Другим мифологическим аспектом этой формулы является ее очевидная связь с Первожертвой в начале времен, которая послужила началом всей вселенной (ср.: Новицкий В., Неволин В. Указ. соч. С. 29-30). Ср. также связь образа трикстера со строительной жертвой (Топоров В.Н. Указ. соч. С. 12).
49 Сейранян С. Указ. соч.
50 «Аргументы и факты». 1991. № 40 С. 1,3. Тем не менее, академик Збарский, единственный ныне здравствующий специалист из числа тех, которые отвечали за сохранность мумии Ленина во время сибирской эвакуации, утверждает, что аутентично все тело вождя («Аргументы и факты». 1995. № 16. С. 7).
51 Раскин И. Энциклопедия хулиганствующего ортодокса. М., 1995. С. 16.