Смекни!
smekni.com

Проблемы уголовного законодательства Российской Федерации в вопросах наказания (стр. 4 из 16)

В России условный порядок может быть определен при назначении наказаний в виде: исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы на срок до восьми лет. Как особый вид условного осуждения можно рассматривать отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Остальные виды наказаний исполняются только реально. Средствами воздействия на этих осужденных являются состояние судимости и связанные с ней моральные переживания. Перечисленные меры не связаны с изоляцией виновного от общества.[24]

С изоляцией осужденных от общества связаны наказания в виде: ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы. Частично будут изолированы от общества лица, приговоренные к ограничению свободы (когда этот вид наказания введут в действие). Средства достижения целей наказания в отношении таких осужденных более ощутимы, им приходится жить в условиях неволи, переживать не только моральные страдания, но и физические, обусловленные взаимоотношениями в среде осужденных, испытывать трудности и после отбытия наказания.

К наказаниям, исполнение которых не связано с изоляцией от общества, относятся: штраф, различные ограничения прав (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе. Средствами достижения целей при назначении этих наказаний являются ограничения имущественных и трудовых прав осужденных, лишение их льгот и пр.[25]

Смертная казнь является особым видом наказания. Ее исполнение не связано ни с изоляцией виновного от общества, ни с исправительным воздействием. Порядок исполнения смертной казни в странах, где она еще применяется, различается по способу приведения ее в исполнение.

Особенности достижения целей наказания при применении смертной казни заключаются в том, что таким способом реализуется принцип восстановления социальной справедливости и полностью достигается цель частной превенции, что в определенной мере способно повлиять и на общую превенцию. Это - единственное наказание, исполнением которого могла бы обеспечиваться безопасность граждан от новых посягательств на их жизнь со стороны конкретного осужденного.

В соответствии с Уголовным кодексом штата Нью-Йорк общими целями наказания являются: обеспечение публичной безопасности, "предупреждая совершение посягательства посредством устрашающего воздействия налагаемых наказаний... когда это требуется в интересах охраны общества".[26] Смертная казнь лишь отдаленно обладает устрашающим воздействием. Ее исполнение в большинстве стран, где она применяется, организовано таким образом, чтобы не причинять приговоренному к этому наказанию лицу страданий, подобных тем, которые пришлось пережить его жертвам. Лишь в отдельных странах (Саудовской Аравии, Иране, Ливии, Йемене, Судане, Китае и некоторых других), где основной целью наказания являются: отмщение, возмездие, устрашение, еще существуют такие способы приведения приговора в исполнение, как обезглавливание, забрасывание камнями, колесование, сожжение, закапывание заживо, исполнение публично и пр. Последние способы приведения в исполнение смертной казни вызывают ничем не оправданные дополнительные мучения, страдания виновного, унижают его достоинство, характеризуют жестокость общества.

Воскрешением самых мрачных событий Средневековья, вызывающей демонстрацией пренебрежения к человеческой жизни и нравственным устоям общества явился беспрецедентный по своему цинизму самосуд и публичная казнь людей перед телевизионными камерами на одной из главных площадей Грозного, совершенные с ведома и согласия властей Чеченской Республики 3 сентября 1997 г.[27].

В цивилизованных странах принято приводить приговор к смертной казни в исполнение непублично. В некоторых штатах Америки способ приведения приговора к смертной казни в исполнение может быть выбран самим осужденным, например "газовую камеру или инъекцию - в Сев. Каролине; инъекцию или расстрел - в штате Юта" и пр.).

Применяется наказание в виде смертной казни в тех странах, где она не отменена, только за наиболее тяжкие преступления, связанные с особо жестокими случаями лишения жизни ни в чем не повинных людей, при отягчающих обстоятельствах, к лицам, утратившим право на жизнь.

В России, при столь вопиющем росте жестоких убийств "без всяких принципов, не исключая детей, женщин", мораторий на смертную казнь уже приводит к самосудам, осуществляемым с особой изощренностью, не исключающим ошибок. Суды впоследствии выносят мягкие приговоры родственникам жертв убийства, совершившим своего рода "кровную месть", учитывая мотивы содеянного, психическое состояние такого виновного. Подобные самосуды могут привести к непредсказуемым последствиям, особенно в государстве, граждане которого утратили доверие к властям. О правах лиц, подвергаемых самосудам, говорить не приходится.

С февраля 1999 г. в России смертная казнь не должна назначаться судами РФ. Все лица, приговоренные к смертной казни до этого времени, ожидавшие исполнения приговора, помилованы Президентом Российской Федерации, некоторые без соответствующей просьбы с их стороны, а иногда и вопреки их желанию[28].

УИК РФ, в отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР 1970 г., открыто регламентирует порядок исполнения смертной казни и правовое положение лиц, к ней приговоренных (гл. 23, ст. 184-186 УИК РФ). И именно с введением в действие УИК РФ и принятием иных законов, затрагивающих вопросы применения смертной казни, накладывается мораторий на ее исполнение. Странная логика. Рассматриваемое наказание до сих пор не исключено из УК РФ, в который постоянно вносятся изменения и дополнения. Согласно общественному мнению мораторий на смертную казнь должен быть отменен. Государство не решается противопоставить себя общественному мнению.

В июле 2001 г. Президент России высказался категорически против восстановления смертной казни. Вместе с тем, глава государства упомянул о том, что "Россия сталкивается с проявлением терроризма и экстремизма, и многие граждане погибли от рук бандитов. Когда смотришь на страдания близких погибших, отметил Путин, кажется, что "своими руками удушил бы бандитов". Однако подчеркнул он, "это только эмоции". Как человек, получивший базовое юридическое образование, сказал Президент, он понимает, что "ужесточение наказания к искоренению преступности не ведет"[29]. Надо заметить, что перед наказанием никогда и не стояла цель искоренения преступности. Задача социально-экономической политики государства - содействовать снижению уровня преступности и защищать своих граждан.

Государство должно иметь право на применение смертной казни как альтернативы лишению свободы на срок или пожизненно и как средства достижения цели частной превенции.

Важно понимать, что возможность применения наказания в виде смертной казни, ее наличие в качестве альтернативной санкции за особо тяжкие преступления против жизни и назначение определенному лицу - не тождественные понятия.

Практика уже сегодня свидетельствует и о общепредупредительном значении этого наказания. Лица, убивающие заложников, являющиеся профессиональными убийцами, заранее рассуждают о том, что за любые совершенные ими преступления их собственная жизнь - вне опасности. Пожизненное лишение свободы - максимум, к чему их могут приговорить. При пожизненном лишении свободы возможно условно-досрочное освобождение по отбытии двадцатипятилетнего срока наказания. Но 25-летний и 30-летний сроки наказания в виде лишения свободы могут быть назначены лицам по совокупности преступлений или приговоров за совершение ими преступлений, степень общественной опасности которых не выдерживает никакого сравнения с жестокими убийствами, за которые установлена смертная казнь и то, как одно из возможных наказаний.

Еще в конце ХУШ в. французский просветитель, правовед, философ Шарль Луи Монтескье и итальянский просветитель, публицист, юрист по образованию, но без практики Чезаре Беккария писали, что зло (имеется ввиду жестокие мучительные наказания), даже ничтожное, когда оно неизбежно, всегда устрашает нас, а надежда - это дар неба, который часто заменяет нам все на свете, - всегда удаляет от нас мысль о сильнейших наказаниях. Дело в том, что, решаясь совершить преступление, человек думает не только о последствиях своего деяния (наказании), но и о степени вероятности их наступления. Если степень вероятности их наступления не особенно велика, если у каждого есть примеры, когда угроза закона оставалась "мертвой буквой", то наказание, каким бы жестоким оно ни было, не окажет удерживающего действия.[30]

Государству нет необходимости практиковать мучительные карательные меры как средства достижения целей наказания, напротив, оно обязано избегать этого. В трактате Ч. Беккария "О преступлениях и наказаниях" подчеркивается, что цель "наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление", а в том, чтобы воспрепятствовать этому человеку вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует устанавливать только такое наказание, которое, при сохранении соразмерности с преступлением, производило бы "сильное впечатление на душу людей и было бы наименее мучительным для тела преступника"[31].