Смекни!
smekni.com

Гадание (стр. 2 из 2)

Возможен и еще один разворот темы. Во время гадания может происходить обмен информацией. Человек, прежде чем получить необходимый совет, должен рассказать о своей ситуации гадальщику, а в пределе - самой Книге. Зарождение историографии Китая связано с ритуалом гадания, в котором использовались бронзовые сосуды: регулярно составлявшиеся гадательные тексты включали наряду с упоминанием предмета гадания и ответа на заданный вопрос, так же и результативную часть, содержащую сведения о том, как проявились сделанные жрецом предсказания. В качестве материала для записи использовались также гадательные кости и специальные таблички. Анализ некоторых текстов позволил установить, что сообщения предназначались не потомкам, а предкам. Для общения с предками существовал особый письменный язык, отличающийся от устного наличием осознанных специальных правил. Тексты составлялись во всех провинциях и затем передавались в столицу империи, в центральный архив, где множество текстов соединялись (формально) в единый Текст. Фактически же каждая сделанная запись становилась частью этого Текста в момент написания. Гадатели-историки прекрасно осознавали возможные последствия неточности передаваемой предкам информации, и ради соблюдения установленных правил изложения событий могли даже пожертвовать жизнью. Об этом свидетельствует история, рассказанная Фань Вэньланем о событиях, произошедших в 548 г. до н.э.: "сановник из княжества Ци, Цуй Чжу, убил циского правителя. Главный историограф...сделал запись: "Цуй Чжу убил своего князя". Цуй Чжу разгневался и убил историографа за такую запись. Тогда два его брата повторили эту запись в хронике, и тоже были убиты Цуй Чжу. Когда же и последний, оставшийся в живых брат историографа написал эту же фразу, Цуй Чжу уже не решился его убить" 2.

Списоклитературы

1. Tucci G. The Theory and Practice of the Mandala. With Special Reference to the Modern Psychology of the Subconscious. L., 1961, p. 89-90.

2. Карапетьянц А.М. "Чунь цю" и древнекитайский "историографический" ритуал // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988, с.136-142

1. Приходько Е.В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999.

2. Тэрнер В.Символ и ритуал. М., 1983 ( Глава "Гадание и его символика": с.47-70).