Африка
В настоящее время среди народов Африканского континента распространено несколько групп вероисповеданий: местные традиционные культы и религии, ислам, христианство, в меньшей степени индуизм, иудаизм и некоторые другие. Особое место занимают синкретические христианско-африканские церкви и секты.
Местные традиционные культы и религии — это автохтонные верования, культы, обряды, сложившиеся у народов Африки в процессе исторического развития до появления на этом континенте арабов и европейцев. Распространены среди большей части местного населения стран Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар. Многие зарубежные исследователи ошибочно рассматривают местные традиционные культы и религии Тропической и Южной Африки как „единую африканскую религию".
Хотя составными компонентами религиозных представлений большинства африканцев являются фетишизм (почитание материальных предметов), анимизм (вера в многочисленных „д^уш" и „духов"), магия (колдовство, суеверия) , мана (безликая „сверхъестественная" сила), термин „местные традиционные культы и религии" весьма условен, поскольку применяется для обозначения различных религиозных представлений, культов, верований и обрядов многих народов Африки, находящихся на определенных социально-экономических уровнях развития. Эти культы и религии можно разделить на две большие группы: родо-племенные и национально-государственные.
Существенное место в жизни африканских народов занимает культ предков. Некоторые западные авторы даже считают культ предков наиболее характерной религией Тропической и Южной Африки. Объектом почитания, как правило, бывают прародители семьи, рода, племени и т. д., которым приписываются сверхъестественные способности совершать как добро, так и зло. Распространены в Африке также культы сил природы и стихий (в виде „духов" природы). Эти культы характерны для тех африканских народов, у которых сохраняются различные формы родо-племенных укладов (например, у готтентотов, гереро и др.). Для народов с развитой или складывающейся государственностью (например, у йоруба, акан, балуба, зулусов и др.) характерны политеистические государственные религии с развитым пантеоном богов. В автохтонных традиционных религиях Африки большое место занимают ритуалы, церемонии, обряды и т. п., которые обычно связываются с различными этапами жизни человека. Таковы, например, похоронные обряды, обряды наречения имени, посвящения, инициации, заключения брака и др. Значительную роль в общественной жизни народов Тропической и Южной Африки, и особенно у народов Гвинейского побережья, продолжают играть тайные общества или союзы (например, мужской союз Поро, женский Санде и др.). Всего местных традиционных религий придерживается свыше трети (около 130 млн.) жителей Африки. Почти все они проживают к югу от Сахары, составляя около 42% общей численности населения этой части континента. Более половины сосредоточено в Западной Африке, причем около пятой части приверженцев традиционных религий проживает в Нигерии. В странах Южной Африки свыше половины местного населения придерживается автохтонных религий. Что касается отдельных государств, то последователи местных традиционных религий составляют 80% населения Центральноафри-канской Республики; свыше 70% -в Мозамбике, Либерии, Буркина Фасо, Того; более 60% - в Гане, Береге Слоновой Кости, Бенине, Кении, Руанде, Замбии, Зимбабве, Ботсване, Сьерра-Леоне, Анголе и Свазиленде.
Ислам — религия, принесенная в Африку с Аравийского полуострова. В середине VII в. Северная Африка была завоевана арабами Пришельцы распространяли ислам с помощью административных и экономических мер: принявшие ислам освобождались от тяжелой подушной подати, получали такие же права, какими пользовались арабы-мусульмане, и т. д. Полная исламизация Магриба (общее название стран Северной Африки от Ливии до Марокко) заканчивается к XII в. В течение 1Х-Х1 вв. ислам распространяется и среди народов Западного Судана. В Восточный Судан мусульманская религия стала проникать в IX в. Негроидные народы Южного Судана сохраняли традиционные культы и религии вплоть до второй половины XIX в., но затем также стали постепенно переходить в ислам. В Восточную Африку ислам завезли мусульманские купцы, торговцы, переселенцы из Азии (преимущественно с Аравийского полуострова и Индостана). К XVIII в. происходит исламизация народов восточного побережья Африки и северо-западной части острова Мадагаскар. Несколько позже влияние мусульманства распространилось и на всю Тропическую Африку, где ислам стал успешно соперничать с христианством.
Среди мусульманского населения современной Африки распространен главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами (или религиозно-правовыми школами) : маликитским, шафиитским, ханбалитским и ханифитским. Преобладающее большинство мусульман северо- и западноафриканских стран придерживается ма-ликитского мазхаба; в Египте и вос-точноафриканских государствах - ша-фиитского, в Южно-Африканской Республике выходцы с Индостанского полуострова являются сторонниками ха-нифитского и капские малайцы — шафиитского мазхабов. Значительную роль среди африканских мусульман играют суфийские ордена (или братства), которых в Африке насчитывается несколько десятков. Наиболее значительны и многочисленны ордена тиджа-нийя, кадирийя, шадилийя, хатмийя, сенусийя и др. Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран. Так, в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридов, в Нигерии - глава тиджаниитов и т. д. Представителей второго направления в исламе - шиизма - в Африке менее четверти миллиона человек. Большей частью это иностранцы — выходцы с Индостанского полуострова, относящиеся к различным ответвлениям исмаилизма (бохра, ходжа), имамитам и др., и в меньшей степени местное население. Кроме того, в Африке около 150 тыс. ибадитов (представителей третьего направления в исламе - хариджизма). Из них подавляющее большинство проживает в странах Северной Африки -Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко и небольшие группы - в странах Восточной Африки и на островах Индийского океана. В перечисленных государствах Северной Африки, а также в Египте, Мавритании и Сомали ислам является государственной религией.
Ислам исповедует свыше 41% населения Африки (ок. 150 млн. человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причем в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют о 31% жителей. Что касается отдельных государств, то последователи ислама преобладают, составляя свыше 90% населения, в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Мавритании, Республике Джибути, в Сомали и на Коморских Островах. Более половины жителей являются мусульманами в Гвинее, Сенегале, Гамбии, Мали, Нигере, Чаде, Судане, Западной Сахаре. Кроме того, большое число приверженцев ислама имеется также в Эфиопии, Танзании и Кении.
Распространение христианства в Африке началось со II в. н. э. Первоначально оно распространилось в Египте и Эфиопии, а затем и по побережью Северной Африки. В начале IV в. среди христиан Африки возникло движение за создание независимой от Рима африканской церкви. В V в. образовалась монофизитская церковь, объединявшая христиан Египта и Эфиопии. С VII в. в Северной Африке христианство постепенно вытесняется исламом. В настоящее время первоначальное христианство сохранилось только у части местного населения Египта (копты, православные), у большинства населения Эфиопии и небольшой группы в Судане.
С XV в., с приходом завоевателей-португальцев, в Африке начинается второй период распространения христианства, но уже западного направления. Вместе с конкистадорами появляются католические миссионеры. Первые попытки христианизации африканцев были предприняты на Гвинейском побережье, но они оказались малорезультативными. Успешнее была деятельность миссионеров в Конго, но и здесь христианство распространилось в основном среди племенной аристократии. В течение ХVI-ХVIII вв. христианскими миссионерами делались неоднократные попытки распространить свое влияние на народы Африки, но безрезультатно.
Третий этап в распространении христианства в Африке начинается с середины XIX в. Это был период колониальной экспансии, когда западноевропейские страны начали захватывать на Африканском континенте обширные территории. В это время резко активизируется миссионерская деятельность. Римско-католической церковью создаются специальные ордена и миссионерские общества („белые отцы1', „общество африканской миссии" и др.).
После второй мировой войны наступает четвертый период в истории христианизации Африки. Этот период протекает в условиях общего кризиса колониальной системы и достижения независимости многими африканскими странами. Представители западного христианства стали проводить политику приспособления к новым условиям (особенно руководство Римско-католической церкви). Появляется местное африканское духовенство, вместо миссионерских обществ создаются самоуправляющиеся (или самостоятельные) церкви и другие организации.
Из протестантских организаций церквей и сект раньше всех начали миссионерскую деятельность в Африке голландские реформаты - с середины XVII в. на юге континента, англикане и методисты - с начала XIX в. С середины XIX в. к прозелитической работе приступили немецкие (лютеранские) и американские миссионеры. Стали создаваться многочисленные протестантские миссионерские общества. После второй мировой войны особенно активизировали свою деятельность американские миссионерские общества (в первую очередь Епископальной церкви, методистов, пресвитериан, баптистов и др.).