Смекни!
smekni.com

Призвание к служению (в посланиях апостола Павла и Пастырских посланиях) (стр. 2 из 4)

Наконец в этих двух первых главах он не делает почти ничего, кроме утверждения и выставления на всеобщее обозрение своего призвания, своего служения и своего Евангелия. Он утверждает, что оно [Благовестие] не от людей, что он принял его не от людей, но через откровение от Иисуса Христа, и что если он, или [даже] Ангел с небес принесет какое-то иное благовестие, чем то, что он проповедует, то да будет он предан анафеме.

Но чего Павел хочет добиться таким "хвастовством"? Я отвечу: это учение ставит своею целью то, чтобы каждый служитель Слова Божия был уверен в своем призвании. Как в глазах Бога, так и в глазах человека он должен смело провозглашать [славить] то, что он проповедует Евангелие как призванный и посланный.»10

Справедливости ради, нам следует не только признать правоту Павла, но и понимать призвание церковью для служения как отражение и выражение воли Бога, которая должна сначала проявиться в призываемом человеке, например в виде духовного дарования.

Об этом же говорит Иоанн Креститель во свидетельство истинности служения Иисуса (Ин3:27) «…не может человек ничего взять на себя, если не будет дано ему с неба», утверждая тем самым богопризванность основным критерием всякого истинного служения. В свете всего опыта противостояния Павла лжеслужителям, мы могли бы сказать: «еще как может!», но опыт ранней церкви, отразивший паулинистскую богословскую традицию говорит о том, что такая деятельность не увенчивается, поскольку является незаконной.

В свете сказанного вдохновляюще звучит наставление М.Лютера: "Мы должны внимательно следить за тем, чтобы не было порочного умысла, чтобы никто не выставлял сам себя в качестве проповедника, желая обрести средства к существованию или добиться почестей. Ибо это опасно, и ничего хорошего из этого не выйдет. Если ты образован, сведущ в Слове Божием и полагаешь, что будешь представлять его другим верно и с пользою, то запасись терпением. Когда Бог того пожелает, Ему не составит труда увидеть тебя. Друг мой, не кичись своими способностями и не выставляй их напоказ. Бог не забыл тебя. Если тебе надлежит проповедовать Его Слово, Он обязательно призовет тебя к этому в свое время. И не пытайся навязывать Ему ни времени, ни места".

Призвание в богословии Павла и традиции Пастырских посланий

Пастырские послания рассматриваются нами не столько как продолжение посланий Апостола Павла и его экклесиологии, сколько как приложение. Они не содержат продолжения тех пневматологических аспектов призвания, которым Павел уделяет столько внимания в посланиях к Римлянам, к Галатам, и, конечно же, при описании служений и даров Св. Духа в посланиях к Коринфянам, делая их необходимо доминирующей частью и признаком любого истинного призвания к служению.

В Пастырских посланиях11, в частности во 2 послании к Тимофею, автор показывает уже легитимность призвания к служению, осуществляемого церковью.

2Тим 2:512 -

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

Во-первых, мы должны определить исходя из контекста стихов, предшествующих интересующему нас стиху 5, с чем мы должны соотнести «законность». Разница в толковании здесь колеблется между «подвизаться по правилам» и «подвизаться на законном основании», то есть легитимно13. Учитывая, что греческий текст предлагает нам не «канон» - правило, принцип, а «номимос» - законно, правильно, мы делаем выбор в пользу понимания «законности» как легитимности деятельности как таковой, а не соответствия некоторым правилам.

Это означает, что «законность» в 2 Тим 2:5

Не относится к спасению

Не относится к бытию во Христе

Не относится к гонениям (2:3)

Не относится к воздержанию (воин)

Не относится к иудейскому закону

К чему же она тогда относится? Она относится именно к утверждению права подвизаться в служении. Первичное неотъемлемое, непреложное право, вот что имеется ввиду, и это имеет смысл только в сравнении с теми, кто подвизается незаконно. Поэтому мы поступим правильнее, если извлечем понятие «законности» из контекста сравнения с воином и соотнесем его с вопросом противостояния истинных и ложных служителей.

Для Павла граница между «законным» и «незаконным» служением, как между истинным или ложным, пролегает через призвание. Либо это богопризванность к служению, либо это самопризвание служителя, что отражается в чистоте учения.

Например, 2 Кор.10:12-13 «Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас».

Здесь Павел не только обличает служителей, которые сами себя призвали и сами себя хвалят (ср. 2 Кор 10:18), но защищает свое служение как посланный Богом служитель. При этом Павел уточняет, что он ничем не хуже «высших Апостолов», под которыми Павел безусловно подразумевает непосредственных учеников Христа, которых и перечисляет, имеющих благословение апостольства от Господа непосредственно, также как и Павел через откровение.

Посланник Божий и посланник церкви

Но Павел говорит и о другой форме апостольства, которая не менее важна для служения благовестия. Мы находим это во 2 Кор 8:19 и 23, где речь идет, во-первых, о брате, «избранном от церквей» и далее в стихе 23 Павел говорит и своих сотрудниках, как о «посланниках церквей, славе Христовой», где «посланник» буквально означает «апостол». Но хотя источник этого апостольства, как мы видим – церковь, весь этот фрагмент предваряется благодарением Богу, вложившему в сердце служителя усердие к адресатам письма, без которого и апостольство от имени церкви было бы недейственным.(2 Кор10:16)14

Более ярко пастырская теология раскрывается Павлом в 3 и 4 главах 1 послания к Коринфянам.

1 Кор 3:6 и далее–

«Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий… Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение».

4:1 - «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих».

Павел стремится показать главное в своем понимании служения – успех христианской проповеди принадлежит Богу, поскольку является Его целью, а служители – Его орудиями. В этом богословии Божественное призвание служителя – первично и непреложно в свете суверенных целей Бога призывающего.

Однако та «незаконность» о которой говорит автор послания к Тимофею выпадает из контекста павлового богословия. Либо учение псевдо-Павла должно рассматриваться сугубо как организационная сторона призвания к служению. Этот факт только еще больше оттеняет для нас те принципы «законности», на которые опирается в своей апологии призвания к служению Павел.

Вид легитимизации, предложенный автором послания, подразумевает взгляд на служение и служителя изнутри церкви, в то время как взгляд Павла–апостола это преимущественно взгляд внутрь церкви извне и через призму «таин Божиих». Он всегда анализирует состояние общины по духовным симптомам и безошибочно ставит «диагноз». Это взгляд миссионера, переходящего от церкви к церкви и имеющего сравнение духовных ситуаций и опыт их исправления. Из этой особенности рождается способность для всех стать всем, чтобы спасти хотя бы некоторых.

Екклесиологический взгляд на призвание к служению, взгляд изнутри, не подвергает сомнению легитимность призвания Божия, которую Павел утверждает как непреложность. Однако этот взгляд адресован уже церкви другого времени – постапостольского.

Признание законности служения

Для Павла легитимизация церковью не могла играть столь значительной роли, никак не соотносясь с богоизбранностью к служению. Иначе это означало бы, что Павел отказывается от богословия избрания. А это значит, что непреложность Божественного призвания к служению в глазах церкви подтверждается «признаками» апостольства и результатами:

1Кор 9:1-2: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе»

Служение апостола в глазах Павла не требовало признания легитимности от екклезии. Оно происходило автоматически, поскольку «печатью» апостольства были сами верующие. Рим1:1,5 - «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию…через которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом…»

Итак, в этом отрывке мы видим несколько аспектов, означающих для Павла истинность его призвания:

Он видел Иисуса Христа

Его дело (цель) – верующие в Господе

Печать, то есть подтверждение действенности его служения – то, что те, кого он наставил и привел ко Христу находятся во Христе, то есть сохраняют веру и христианскую добродетель.

В равной мере для нас показательны и стихи 16 и 17 этой же главы: