Раз за разом Чичерин отвергал доводы Красикова, ведя с ним весьма напряженную переписку. Нарком выставлял контрдоводы в защиту необходимости продолжать переговоры, переводя их в конкретную плоскость обсуждения проекта акта о положении Католической церкви в России. «Получается большая ненормальность, — отмечал в одном из своих писем нарком, — положение всех крупных вероучений урегулировано, кроме католического, фактически имеющего для нас наибольшее значение в области международной политики» .
Весной 1924 г. новым полпредом в Италии стал К.К. Юренев . Спустя некоторое время ему от имени Ватикана было сделано предложение начать официальные переговоры, и в качестве места их проведения назывался Берлин. Хотя именно на это время пришлось обострение советско-германских отношений, все же советская сторона, в конце концов, дала согласие. Правда, позиция Кремля изменилась: он больше не ставил перед собой задачи добиваться признания де-юре со стороны Ватикана; а готов был обсуждать исключительно правовые вопросы деятельности католических общин в СССР. Представители Святого престола выдвигали в качестве первоочередных к рассмотрению такие вопросы, как свобода сношений Святого престола с духовенством; преподавание религии; освобождение арестованных священников и мирян; возврат конфискованного церковного имущества.
Чичерин продолжал настаивать на принятии правового акта. Он ищет поддержки своим предложениям в партийно-советских инстанциях. В частности, обращается к Председателю Антирелигиозной комиссии Е. Ярославскому . Как ни странно, тот поддержал Чичерина, поручив П.А. Красикову и В.Р. Менжинскому в короткий срок представить Комиссии первый вариант необходимого документа. К ним присоединился и Чичерин. Втроем за три дня совместной работы им это удалось сделать. В его одиннадцати пунктах речь шла о регулировании деятельности католических организаций на территории СССР и о взаимоотношении правительства и Ватикана. Правда, «регулирование» носило откровенно запретительно-ограничительный характер: не допускалась деятельность монашеских орденов, благотворительных и иных общественных организаций; действие католических обществ ограничивалось местом проживания «католического населения»; назначение и перемещение епископов происходит исключительно по согласованию с правительством СССР и свою деятельность епископ осуществляет только на территории своей епархии; сношения Ватикана с иерархией могло осуществляться только через НКИД, а распространение каких-либо церковных документов возможно только с разрешения НКВД; деятельность ксендзов ограничивалась рамками его прихода, а их перемещение должно было согласовываться всякий раз с органами НКВД .
Чуть позже, 6 декабря 1924 г., Чичерин и Ярославский направляют в Политбюро письмо с настоятельной просьбой рассмотреть на его ближайшем заседании вопрос о принятии Положения о католическом вероучении. Обосновывая ее тем, что, как они писали: «создавшееся неопределенное положение нам сильно вредит и может еще больше вредить нам при начинающемся теперь тревожном периоде международной политики. Дело идет в настоящее время исключительно о том, чтобы издать для католического вероучения такое же положение, какое существует у нас для других вероучений. Только для одной католической церкви у нас нет такого положения, что крайне ненормально и что создает нам большие неудобства». В письме был определен и перечень документов, которые необходимо было принять:
1) Статут католического вероучения, подлежащий включению в действующее законодательство и официальной публикации;
2) Тезисы, на базе которых заключается соглашение между Ватиканом и СССР;
3) Тезисы, принимаемые административными органами для их внутреннего руководства в связи с необходимостью регулировать деятельность католических общин в СССР .
Работа над документами продолжалась в основном в рамках Антирелигиозной комиссии. Ее члены постоянно вносили свои дополнения и изменения к уже разработанным проектам документов. 9 декабря Чичерин направляет в Политбюро окончательный вариант Статута католического вероисповедания и Основных положений о католическом вероучении в СССР. Одновременно он сообщал, что в дополнение к этим двум документам ОГПУ поручалось для внутреннего употребления разработать постановления об условиях передвижения епископов и ксендзов, о крестных ходах, о собраниях общин, о сношениях католических священнослужителей со Святым престолом и о запрещении католическим священнослужителям прозелитизма .
В заседании Политбюро, которое состоялось 11 декабря, предложения Чичерина были рассмотрены. Комиссии в составе Чичерина, Литвинова , Ярославского и Красикова поручалось доработать документы и представить их на окончательное утверждение председателю Совнаркома СССР А.И. Рыкову . В самом начале января 1925 г. Рыков утверждает тексты как основу для переговоров с Ватиканом. Статут католического вероучения состоял из 7 пунктов, согласно которым: местные католические общины регистрировались при наличии заявления, подписанного не менее 20-тью гражданами; им передавались в пользование молитвенные здания, которые должны были содержаться на средства верующих; хозяйственными делами общины заведовали избранные верующими уполномоченные, сведения о которых подавались в местные органы власти; община правами юридического лица не пользовалась; устанавливалась солидарная ответственность в случае ущерба, причиненного зданию или имуществу, в нем находящемуся .
Основные положения о католическом вероучении состояли из 15 пунктов и касались вопросов: 1) взаимоотношения Ватикана с католической иерархией и духовенством, находящихся на территории СССР и 2) деятельности католической иерархии, духовенства и организаций на территории СССР. Порядок и характер разрешения всех этих вопросов фактически остался без изменения по сравнению с уже упоминавшимся документом, совместно разработанным Красиковым, Менжинским и Чичериным .
Эти документы были направлены полпреду СССР в Германии Н.Н. Крестинскому , которого и ранее Чичерин постоянно информировал обо всех перипетиях обсуждения проектов. Ему было поручено вступить в контакт с нунцием Папы Римского в Германии Пачелли и передать ему для обсуждения документы советской стороны.
Святой престол принял приглашение к переговорам. Очевидно, в этом проявилось его желание не оставить без защиты сотни тысяч верующих католического исповедания, создать наиболее благоприятную правовую базу для деятельности католических общин в России. Не мог он не учитывать и факта расширяющего дипломатического признания СССР, в том числе и правительством Италии. Благоприятное впечатление на Ватикан оказало и освобождение из заключения архиепископа Цепляка и его выезд из СССР.
В сентябре 1925 г. Н.Н. Крестинский наконец-то получает от Пачелли ответ. В нем сообщалось: «Святейший престол, внимательным образом рассмотрев оба письменных документа, сожалеет, однако, о необходимости уведомить, что последние в их настоящей форме не кажутся ему предложениями годными в качестве основы для переговоров». Возражение вызвали такие положения, как обязательное согласие правительства на назначение епископов и священников; возможность поддержания связи со Святым престолом только через Наркоминдел; запрещение благотворительных конфессиональных обществ; запрещение миссионерской деятельности; ограничения в религиозном образовании молодежи; отказ признать за католическими общинами прав на собственность и другие. И все же, несмотря на множественность замечаний и несогласий, Ватикан не закрыл дверь для переговоров, а выразил мнение, что «было бы не слишком затруднительно найти приемлемую для обеих сторон основу для переговоров, и потому он ожидает дальнейших относящихся к сему предложений Советского правительства» .
Параллельно Ватикан предпринимает усилия получить информацию о религиозной ситуации в СССР и о положении католических общин из независимых источников. Для этого с «инспекционной» поездкой в СССР в октябре 1925 г. направляется иезуит Мишель Д. Эрбиньи . По возвращении в Италию, в своем отчете Папе Римскому он указывал, что положение католиков «более тяжелое, чем положение православных, у которых есть хотя бы пастыри» .
В свою очередь Г.В. Чичерин, информируя партийные и советские органы о позиции Ватикана, особенно упирал на то, что все еще сохраняются надежды на положительный итог переговоров. Он предлагает принципиально определиться: в каких вопросах следует идти на компромисс, а в каких продолжать отстаивать свою позицию. Все это было рассмотрено на одном из заседаний Антирелигиозной комиссии в начале июня 1926 г. К неподлежащим изменению отнесены были вопросы: сохранения права собственности советского государства на культовые здания и находящееся в нем имущество; запрета деятельности конфессиональных благотворительных обществ; недопущения миссионерской деятельности; обязательности согласия Советского правительства на назначение католического духовенства в СССР. То немногое, на что соглашалось пойти руководство страны, состояло в следующем: включить в Статут упоминание о католической иерархии, признаваемой как таковой на территории СССР и каноническом порядке назначения епископов и ксендзов; допустить пересылку денег из-за границы на нужды приходов и духовенства; разъяснить, что обучение религии обеспечивается в рамках Декрета об отделении церкви от государства, т.е. «частным образом» . Безусловно, этих уступок, если их можно признать таковыми, было явно недостаточно, чтобы ожидать продвижения переговоров. Но это выяснится несколько позже.