Смекни!
smekni.com

Проблема субъекта философии в современной веданте (стр. 2 из 2)

Субъект философии в неоведантизме является одновременно и субъектом религии. И тот, и другой суть одно — Брахман, неявленный, отчужденный от себя и стремящийся вернуться к себе. Философия, следовательно, является формой саморефлексии, осуществляемой богом, который с ее помощью постепенно постигает самого себя и от изначально недифференцированного, неактивного состояния единства через состояние дифференцированности и разделенности, самоотчуждения, выраженное понятием майи, возвращается к себе, активному, дифференцированному, но единому, преодолевшему самоотчужденность. Инструментом же философствования Брахмана являются отдельные философы (ибо они, как и все люди, тоже суть Брахман). Религия же есть способ ценностного и эмоционального отношения бога к себе, которое реализуется через аналогичные вышеназванным стадии.

Эта схема — еще один результат усвоения индийцами западной духовной традиции, ибо она представляет собой переформулирование гегелевской схемы истории в терминах веданты. В самом деле, гегелевская схема истории демонстрирует наличие в историческом процессе определенной цели, делающей этот процесс осмысленным.

По сути своей эта схема есть не что иное, как результат переложения на философский язык христианской историософии. Точно такая же цель присутствует в истории и для неоведантистов — с той только разницей, что в неоведантизме история движется к осознанию всеми живыми существами, что их Атман есть Брахман, и, таким образом, к окончательному освобождению от пут профанного мира. Циклическая же схема истории, свойственная древнеиндийскому мировоззрению (регулярно повторяющиеся четыре юги), неоведантистами совершенно забыта.

Также западные (экзистенциалистские) мотивы звучат и в утверждениях о богооставлености человека. Как Хайдеггер призывал возвратиться к ощущению подлинного бытия, свойственному древним грекам, так и неоведантисты призывают вернуться к подлинной религиозности и постоянному ощущению сакрального, якобы свойственному древним ариям. Изучение же действительной истории мировоззрения древних индийцев показывает, что эволюция их мировоззрения шла на самом деле в сторону все большей сакрализации мира — от Вед, в которых сфера священного охватывает только ситуацию жертвоприношения, до Бхагавадгиты, в которой как жертвоприношение рассматривается вся жизнь человека, любое его действие.

Список литературы

Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

Литман А.Д. Некоторые особенности развития современной индийской философии // Политическое развитие и общественная мысль в Индии в новое и новейшее время. М., 1976.

Радхакришнан С. Индийская философия. СПб., 1994.

Radhakrishnan S. The spirit in man // Contemporary Indian philosophy. Ed. by S. Radhakrishnan and J.H. Muirhead. 2nd ed. L., 1952.

Radhakrishnan S. Religion and society. L., 1956.

Свами Вивекананда. Философия йоги. Магнитогорск, 1992.

Пименов А.В. Возвращение к дхарме. М., 1998.