В своих статьях А.Н. Гончаров рассказывает читателям о начале раскола в русской православной церкви, раскрывает его истоки, описывает появление старообрядцев на территории Красногорского района, характеризует организации двух его толков – поповцев и беспоповцев. Подробно автор описывает жизнь и традиции некоторых староверов, например, Смольниковых, кстати, самой распространенной фамилии среди староверов. Анатолий Николаевич анализирует их внешность, характер, тем самым приходит к выводу, что эти люди очень статные, здоровые, «крепкие духом», инициативные. «Возможно, это не относится к молодому поколению, но прежних людей ничем нельзя было сломить…», - заключает А.Н. Гончаров.
В дипломной работе привлекались статьи А.О. Баркиной «О молодежном слете и лагере» и Т. Констатиновой «И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче», опубликованные в Древлеправославном Календаре 2004 года выпуска. Молодежный слет проходил с Санкт-Петербурге в 2003 году.
Первые старообрядческие церковные календари стали выпускать еще в начале XX века. В конце 1920-х гг. за издание календаря для староверов в Латвии взялся известный наставник из Даугавпилса (Двинск) Авдей Иосифович Екимов. Его календарь можно считать предшественником нынешнего и по формату и по построению месяцеслова, святцев, пасхалий. Календари насыщены материалом как богослужебного характера – уставы, заметки, ответы на канонические вопросы, так и полемической направленности, в основном, против протестантского сектантства. В нем также были помещены заметки сельскохозяйственного назначения – для крестьян, составлявших большинство христиан. Выходил Календарь и в военные годы. После ВОВ Московская Поморская Община (брачного согласия) и Московская Преображенская община (старопоморцев-федосеевцев) стали выпускать с 1954 г. Старообрядческий церковный Календарь, как совместное издание Древлеправославной Поморской церкви.
Современный базовый состав календаря, включает в себя: общее указание на год (посты, сплошные семидницы, дни поминовения усопших, пояснения к месяцлову и т.д.), месяцеслов, святцы, устав, повседневные молитвы. В качестве оформления обложки используется стиль традиционных поморских заставок. С каждым годом в календарь вносится дополнительный материал. Это и Святоотеческие творения (беседы святых), и церковная история и церковные события: новости, юбилеи, совещания, поздравления юбиляров; объявления.
В дипломной работе привлечены данные из отдела статистики и обработки статинформации администрации МО «Красногорский район» по делу «Численность населения по населенным пунктам Красногорского района на 01.01.06». Также использованы данные из энциклопедии Удмуртской Республики за 2000 год.
Вспомогательный материал для написания дипломной работы был почерпнут из статьи Э.Л. Нитобурга «Русские религиозные сектанты и староверы в США», в которой показана жизнь староверов за границей: их занятия, быт, богослужения. В статье В. Карпеца «Что такое единоверие» в наибольшей степени характеризует это согласие.
В работе будут приниматься следующие методы исследований:
1. Общенаучный метод: анализ литературы; синтез полученных результатов.
2. Эмпирический метод: наблюдение, социальный опрос, интервью.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
I глава посвящена распространению старообрядчества в Удмуртской Республике и дается сравнительный анализ и краткий обзор современного его положения в России и Удмуртии.
Во II-ой главе анализируются актуальные проблемы современного старообрядчества в Красногорском районе на основе социологического опроса.
ГЛАВА I
СТАРООБРЯДЧЕСТВО УДМУРТИИ
1.1. Распространение старообрядчества в Вятской губернии
В XVII веке закончился процесс централизации русского государства. Феодально-крепостнический строй продолжал укрепляться. Соборное уложение 1649 года завершило юридическое оформление крепостного права. Крепостной гнет возрос в невиданных прежде размерах. Наряду с этим развивались товарно-денежные отношения, складывался всероссийский рынок, возникли первые зачатки буржуазных отношений. Все это привело к небывалому обострению классовых противоречий, к взрывам народных восстаний и волнений.
Таким образом, в середине XVII века назрела острая необходимость в реформе русской церкви, в повышении ее авторитета, в усилении влияния на народные массы, в укреплении союза с государством. В период феодальной раздробленности (XVII век) нарушилось единство церковного обряда и содержания богослужебных книг. Установление религиозного единства должно было укрепить единство политическое. К церковной реформе вынуждали и внешнеполитические обстоятельства. Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола.
Все новшества, введенные патриархом Никоном, показались консервативно настроенной части русского духовенства полным отступлением от «старой веры», принципы которой были завещаны Стоглавым собором (1551 г.). Она объявила новые богослужебные книги и обряды еретическими и возражала против их принятия. Протесты выражались местами в очень резкой форме. Так, например, московский священник Иван Неронов позволял себе останавливать службу в Успенском соборе, когда там пели тройную аллилуйю. А когда в Ниловой пустыни стали служить на пяти просфорах вместо семи, прихожане возмутились этим. Пономарь ударил священника кадилом с горячими углями по голове так, что угли разлетелись, после чего последовала общая схватка в церкви.[4]
Протестовало против нововведений Никона и духовенство Вятского края. Глава епархии епископ Вятский и Великопермский Александр в 1663 году послал на патриарха царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой осуждал исправление богослужебных книг и символа веры. В результате его вызвали в Москву для ответа на собор 1666 года, где он пытался отстаивать свою позицию по отношению к реформам Никона, но, в конечном счете, покаялся, был прощен собором и в 1669 году вернулся в свою епархию.[5]
Заметным противником церковных реформ на Вятской земле оказался игумен Феоктист, который в свое время приехал в Хлынов вместе с епископом Александром. Он был ярым сторонником протопопа Аввакума, этого признанного вожака защитников «старой веры». Игумен Феоктист поддерживал письменную связь из Хлынова с боярыней Ф.П. Морозовой, известной покровительницей старообрядцев. За горячую и открытую поддержку протопопа Аввакума игумена арестовали и отправили в Москву. Сам Феоктист пропал бесследно, но его проповеди о «старой вере» оказали существенное влияние на верующих.[6]
Таких недовольных в России и Вятской губернии того времени было очень много. К ним относились и провинциальное духовенство и представители старинных боярских фамилий, и часть купечества, связанная с внутренней торговлей, и городские низы. Но более других имели основания для недовольства крестьяне, ибо основная тяжесть последствий окончательного укрепления феодально-крепостнических отношений в стране падала на них. Они и стали той силой, которая расколола русское православие на так называемую «старую веру» и официальное православие.
Царь и его правительство чувствовали связь старообрядчества с народным недовольством феодальными порядками, а потому обрушили на сторонников «строй веры» репрессии.
Подобные меры приводили к тому, что сторонники «старой веры» должны были или отказаться от нее, или покидать насиженные места. И они уходили на север, в Сибирь, оседали на Алтае и на Дальнем Востоке.[7] Появились они и на территории Вятского края, селясь в самых глухих и труднодоступных районах.
Что касается местных старообрядцев, то они первое время скрывали свою приверженность к «старой вере» и кое-где даже по приказанию начальства соглашались строить православные храмы и содержать священников.[8] Но так не могло продолжаться долго. Рано или поздно старообрядцы должны были всплыть на поверхность общественной жизни Вятского края.
Открыто проявили они себя здесь в сентябре 1764 года при следующих обстоятельствах. Крестьяне Куменской, Ошетской, Курчумской, Сунской, Кырчанской вотчин, а также из Лудянской и Нолинской пятидесятен в числе 690 человек составили «доношение», которое доставил в вятскую провинциальную канцелярию крестьянин Ошетской вотчины Симон Лазарев Фефилатов. Они писали, что «имеют к расколу известное обстоятельство, то есть держатся «старой веры» тайно. Крестьяне просили далее, чтобы в силу указа Екатерины II от 3 марта 1764 года все они считались старообрядцами и были бы обложены двойным подушным окладом, так как желают придерживаться «старой веры» открыто.[9]
Провинциальная канцелярия потребовала от священников сделать этим крестьянам вразумление. Но никто не внял этим увещеваниям, а в деревне Онохинской даже избили местного священника. Больше того, в апреле 1765 года объявило о своем желании придерживаться «старой веры» еще 41 семейство (273 человека). Всего, таким образом, в течение восьми месяцев отказалось от официального вероисповедания 963 человека, из которых только восьмерых удалось вернуть в лоно государственной церкви. Главным центром этих старообрядцев стали приходы Сунский и Верхосунский (Нолинский уезд). Так впервые проявили себя старообрядцы на территории Вятской провинции.[10]