История “Фотиева крещения” длительное время была предметом острой полемики, имеющиеся письменные источники не содержат однозначного ответа на вопросы: кто были упоминаемые в них росы, их этническая принадлежность, где была их родина и так далее. Существовало об этом множество теорий, например “норманнская теория”, сторонниками которой были Байер, Шлецер, которые считали, что росами были норманы пришедшие из Швеции, или “теория Тмутараканской Руси”, сторонники Голубинский и Машин, которые настаивали на том, что это были славяне.
Первым, обратившим внимание на возможную связь истории крещения росов и духовно-просветительской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славянских народов был Ламанский, который пришел к выводу, что знаменитая хазарская миссия святых братьев была в действительности русской миссией. По его мнению, Кирилл и Мефодий побывали в 861 году в Киеве, и под воздействием их проповеди киевские росы, которые еще недавно осаждали Константинополь приняли крещение. Точку зрения Ламанского разделил В. А. Карташов. Наличие связи между походами росов на Константинополь, хазарской миссией Константина Филосова и крещением росов, упомянутых в Окружном послании патриарха Фотия 867 года, отмечает академик Б. А. Рыбаков.
Дальнейшую историческую судьбу крещенной Руси почти не возможно проследить, так как исторические свидетельства об этом почти не сохранились. Однако известно, что около 889 года Роская митрополия еще не существовала. Может быть ее и имел в виду папа Иоанн 8. Который в своей булле 972 года свидетельствовал, что у 6 русских. Как и у болгар, богослужение совершается на русском языке. Хотя, возможно, речь шла о русских, принявших христианство при княгине Ольге. Надо принять во внимание, что росы крестившиеся в 60 годах 9 века, были в большинстве своем дружинниками, проводившими жизнь в боевых походах. По этому трудно предполагать, что первая русская община могла быть стабильной и долговечной. И все же “Фотиево крещение” было событием. Не только получившим широкую известность на Руси, но и прочно вошедшим в историческую память народа. Митрополит Макарий (Булгаков) отмечал: “В протяжении многих веков у нас единодушно была повторяемая весть, что первый раз Русь крестилась при патриархе Фотии и что от Фотия к нам был прислан первый епископ. Мало того: имя Фотия как первого насадителя святой веры в нашем отечестве, до того врезалась в память народа, что даже все последующие крещения. Бывшие при святой Ольге и святом Владимире. Обыкновенно были приписываемы у нас, разумеется, по ошибке, тому же самому Фотию”.
Однако содержащиеся в летописях (Летопись новгородских владык, Никоновская летопись) и Церковном уставе князя Владимира указании, о том, что он, Владимир от патриарха Фотия взял “первого митрополита Киеву”. Могут быть рассматриваемы как доказательство того, что упомянутый архиерей принадлежал к иерархии, учрежденной святым Фотием в 9 веке.
Трудно разрешаемым остается вопрос, почему русские летописи связывают поход 860 года с именами Оскольда и Дира, тогда как греческие источники. Сообщающие об этом походе и о крещении росов, последовавшим после него, ни слова не говорят об этих князьях. В богословенной литературе этот факт рассматривается как косвенное доказательство того, что “Фотиево” крещение произошло не в Киеве, а Приазовье. Высказано предположение, что после бури часть разбросанного флота росов во главе с князьями могла. Поднявшись по Днепру возвратиться в Киев. Тогда как другая часть кораблей пострадавших от бури, повернула в сторону колоний на Черноморском побережье в Приазовье, чтобы там устранить повреждения и пополнить команду. Именно эта часть команды направила посольство в Константинополь. Возможно этим объясняется, что киевская летопись умалчивает о “Фотиевом крещении” и то, что византийские хронисты. Знающие о крещении росов. Не знают имен князей, возглавивших поход. Большую роль в жизни Восточной Европы сыграл Фотиевский Ренессанс. Энциклопедический. Просветительский ренессанс 9 в. , положивший начало просвещению славянского мира. В числе его приверженце - сам патриарх Фотий и солунские братья Кирилл и Мефодий. Усилиями святых братьев и их учеников на славянский язык было переведено практически все, что находилось в арсенале богословия, философии, логики, аскетики, всеобщей истории. Созданный книжный фонд стал основой. На которой развивалась древнерусская христианская культура.
Крещение славяно-росов в 60 годах 9 в. . было одним из звеньев неразрывной цепи событий. Знаменовавших начало великой духовной и исторической значимости - присоединение славянства к православному миру. Принятие христианства Оскольдом и его стремление утвердить христианство государственной религией Киевской Руси, привели к падению династии Калиновичей и вокняжению династии Рюриковичей.
Если иметь в виду, что официальной датой принятия православия как государственной религии считается 988 год, то иерарх Фотий, живший в 9 веке, не мог говорить о тех русах, которые в то время в большинстве были язычниками. Но если иметь ввиду предположения Ламанского о том, что первым христианином Руси был Константин Философ. От которого Русь получила и славянскую письменность, и славянское богослужение, то крещение первых русских могло произойти во время хазарской миссии Константина Философа, еще при жизни патриарха Фотия.
П. А. Флоренский назвал Кирилла первоучителем славян. Чеканные слова эти не содержат никакого преувеличения. Конечно, прежде всего необходимо назвать славянский алфавит. Который и поныне в употреблении у русских. Украинцев, белорусов, болгар, сербов и македонцев. Но пожалуй, еще большей заслугой Кирилла и Мефодия надо по праву считать создание ими литературного языка. Хотя просветители и опирались на родной для них говор солунских славян, все же они создали литературный язык для всего славянского мира, который в 9 в. был в языковом отношении неразделенным.
Выполнив переводы с греческого Кирилл и Мефодий, и их ученики подключили молодую славянскую науку к огромному духовному богатству. Литературным языком Киевской Руси, позже Московского государства надолго стал древнеславянский, а в нем через переводы, нашли отражения христианская культура и образованность Византии.
4.
Есть сведения о появлении христианства в среде восточных славян уже в конце 8 начале 9 веков. В это время в Киеве строится церковь Св. Илии - на Подоле, видимо на том же месте где находится Ильинская церковь. К христианству начинает склоняться княжеская власть. Христианином был князь Оскольд, немало лет правила государством, принявшая христианство княгиня Ольга. Есть предположение, что ее внук Ярополк тоже был христианином. Он правил в Киеве в 972-980 гг. был предшественником Владимира Святославовича. Киевская Русь уже была предрасположена к принятию христианства.
Отношение Киевской Руси с христианским миром постепенно приобретали более постоянный и прочный характер, чем с мусульманским и иудаистским. С государственным язычеством было покончено. Христианство стало религией не просто князя или даже верхушки государства, оно стало официальной государственной религией.
Сведения сообщаемые летописцем в “Повести временных лет”, о том как князь Владимир выбирал веру для Руси и остановил свой выбор на христианстве, отражают реально происходящие в Киевской Руси в конце 10 в. события.
Православие, начавшее обособляться в ставшее в 11 в. уже исторической реально культурного единения Киевской Руси с Византией, Болгарией, Сербией. И это имело для Руси далеко идущие последствия.
Весьма символично, что знаменитая Киево-Печерская Лавра, сыгравшая столь важную роль в духовной. Культурной и политической жизни Киевской Руси, возникла вокруг пещеры в которой жил будущий митрополит Илларион, первый рос назначенный на митрополичью кафедру. Неслучайно. Конечно и то. Что основатель Лавры - преп. Антоний Печерский связан прямой традицией с главным центром исихизма -Афоном.
Истинное смирение и преклонение перед волей Божиею побуждало князей ознаменовывать победы свои и счастливые события не сооружением памятников славы, а строением храмов. Владимир Святой вытроил храм Преображения в память чудесного спасения 6 августа 995 года от печенегов. Князь Андрей Боголюбский воздвиг во Владимире церковь во имя святого Федора Стратилата в память своего чудесного спасения в 1149 г. под Луцком, когда он просил святого о помощи.
Хотелось бы особо сказать о почитании на Руси Пресвятой Богородицы. Ибо ее водительство в жизни и градостроительстве Руси поистине огромно. С момента основания русской Митрополии князем Владимиром кафедральные соборы связаны с почитательством Девы Марии - это Успенские и Софийские соборы.
Святой Владимир начал распространять просвещение, приемники его продолжили это дело. Из Византии Руси стали известны аскетические произведения православного Востока, способствующие просвещению всего народа. Основой государственной жизни стали христианские законы. В новых судах разрешали дела по Номоканону и Кормчей книге.
Воспевая князя Ярослава, летописец пишет: “Владимир вспахал и умягчил землю, просветил ее святым крещением; а Ярослав засеял словами книжными сердца людей; а мы пожинаем, учение приемля книжное”.
Великая заслуга православия в деле создания древнерусской государственности состоит прежде всего в том, что оно подняло и освятило в глазах народа авторитет княжеской власти. Православие установило взгляд на монарха как на избранника и помазанника Божия, который владеет царством “милостью Божией” и “молитвами Церкви”, правит людьми по велению Святого Духа, просвещающего его совесть и направляющего его волю на всенародное благо.
Святой князь Андрей Боголюбский брал с собой в походы чудотворную икону Владимирской Божией Матери и честный крест. Сияние от иконы и креста видел он 1 августа 1164 года при поражении восточных болгар-магометян. В этот день то же чудо было явлено византийскому императору Мануилу, победившему сарацин. В память этого чуда православная Церковь празднует 1 августа Всемилостивейшего Спаса.