Поскольку в буддизме цель номер один - освобождение от страданий, то смерть, помогающую вам в этом, Будда рассматривает как оптимальный финал жизни:
Мгновенно, мгновенно все составленное;
Жизнь в нём повита смертью;
Все разрушается, созидаясь;
Блаженны притекшие к месту покоя.
Смерть не просто естественна, она желанна. Познающий истину, стремящийся к Абсолюту должен, по учению Будды, подавлять в себе все чувственные ощущения, все краски и запахи земли. Вот почему смерть - необходимая ступень к Идеалу. Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни. После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану.
Учение о переселении душ, еще до Будды существовавшее в брахманизме, говорит о том, что душа человека, согласно закону кармы, проходит бесконечный ряд переселений, причем воплощается не только в людях, но и в растениях, животных. Некоторым дано воплощаться в царях, брахманах и небожителях. [Хроники Харона]
Согласно языческим воззрениям, отраженным в дошедших до наших дней писаниях волхвов, именно Явь (Наш Мир, Мир Сей) является "самым совершенным", поскольку именно в нем воплощены обе дуалистичные, взаимосвязанные, не враждующие категории - материя и дух. В отличие от несовершенного "мира иного", где присутствует лишь одинокий дух без материи, Мир Сей полноценен. Именно материя придает ему красочность и многоплановость. Соответственно своим представлениям, язычник уже живет в раю: здесь - его земля, его небо, его леса и поля, его дело, друзья, родственники, и рядом с ним незримо присутствуют так же и души Предков; здесь же его искания, борьба, радость, боль, счастье, испытания, смерть, жизнь - в таком замечательном райско-адскомадско-райском переплетении. В Этом Мире есть все, и "доброе" и "злое", и он-то есть настоящий рай. Язычники считают, что, уже живя праведно в этом земном рае, они так же продолжат свою жизнь в ином рае (Ирии), где у подножья гор Рипейских посреди лугов зеленых течет молочная река; и там же, в Сварге Небесной (в Ирии) живут по соседству со своими родителями-богами их Предки. И не то чтобы в Ирии все безоблачно и безбедно. Там "так же, как и здесь, только лучше". [Славянское язычество]
Иудеи считают, что смерть – это разрушение целостного человека. Его природная часть – тело ("прах земной")- отдается земле, из которой оно и взято, разрушается и превращается в нее, в воду, в воздух, становится пищей мелких земляных тварей. Божественная душа нематериальна, а потому неразложима и бессмертна. И она возвращается к тому, кто дал ее человеку. Однако иудаизм верит не только в бессмертие божественной души. В конце времён Бог совершит воскрешение мёртвых. Разрушенный смертью, целостный человек будет вновь восстановлен: бессмертные души опять обретут тела.
В Торе упомянуты Геена. Это метафора. Геена – это долина Геенома, расположенная к югу от Иерусалима, где некогда язычники сжигали детей, принося их в жертву Молоху. В Геене сгорают полностью лишь безнадёжно осквернённые души, остальные очищаются от скверны. Иудаизм более ориентирован на "эту" жизнь. Что касается того, что будет после смерти, то Бог откроет это человеку в своё время. Если человек прожил жизнь правильно, то и там "всё будет хорошо".
В Каббале сказано, что если человек не выполнил данную ему Богом жизненную задачу, то ему предоставляется ещё одна попытка: он рождается снова. Праведники также рождаются повторно – для блага человечества. Такое переселение души называется на иврите "гилгул". [7]
Научные атеисты считают, что "смерть – это прекращение жизнедеятельности организма, в результате чего заканчивается его индивидуальное существование. Религиозные представления о смерти носят антинаучный характер. Смерть человека рассматривается как смерть его тела, являющегося вместилищем божественной души, которая продолжает самостоятельное существование в потустороннем мире. Религиозная идея бессмертия души, пребывающей после смерти человека в раю или аду в зависимости от его поведения в "этом мире", противоречит здравому смыслу, основана на отсталых, невежественных представлениях о сущности жизни и смерти.
Наука рассматривает смерть как естественный процесс. Смерть, означающая конец жизни, вовсе не обесценивает реальную земную жизнь, как это пытаются представить религиозные идеологи. Напротив, жизнь приобретает особую ценность как период плодотворной деятельности человека, оставляющего свой неповторимый след в жизни". [8]
Сатанисты считают, что "жизнь - это великое развлечение, смерть - великий пост, и нет ничего после жизни". [9]
Агностики не могут рассуждать о смерти, так как не признают знаний, не верифицируемых эмпирическим путем.
3. Анкета
Анкета представляет собой html-форму следующего содержания:
Lady Evil, Flora и Berserk проводят социологическое исследование на тему:
"Отношение к смерти у верующих и атеистов". Нам интересно Ваше мнение.
Заполните, пожалуйста, анкету. Поля, обозначенные звездочкой (*), обязательны для заполнения.
Фамилия, имя
Ник
Ваш e-mail
Пол
Возраст
Ваше мировоззрение (*)
Вы верующий
Вы неверующий
Если Вы верующий, выберите свою религию (*)
христианство
иудаизм
буддизм
язычество
ислам
другое
Если Вы верующий, выберите свой социальный статус (*)
мирянин
служитель культа
Если Вы неверующий, выберите свое мировоззрение (*)
научный атеизм
неверие
сатанизм
агностицизм
другое
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Нас интересует Ваше личное мнение по поводу этих вопросов: (*)
Как Вы думаете, что есть смерть?
Как Вы считаете, есть ли жизнь после смерти?
Влияют ли мысли о смерти на Вашу жизнь?
Как Вы думаете, если существует жизнь после смерти, что будет с Вами?
Что бы Вы еще хотели сказать, обсуждая тему смерти и жизни после смерти?
Благодарим за ответы,
Lady Evil, Flora и Berserk.
4. Результат опроса
В процентном соотношении респонденты разделились следующим образом:
АтеистыНаучные атеисты - 13% Неверующие - 11% Сатанисты - 22% Агностики - 3% Остальные - 13% | ТеистыХристиане - 12% Иудеи - 2% Буддисты - 2% Язычники - 6% Мусульмане - 5% Остальные - 5% |
Вопрос о статусе верующих не дал существенного результата, т.к. в числе респондентов не было ни одного служителя культа.
На вопрос "Как Вы думаете, если существует жизнь после смерти, что будет с Вами?" оптимистичные ответы дали:
АтеистыНаучные атеисты - 30,7% Неверующие - 9% Сатанисты - 13,6% Агностики - 33,3% Остальные - 15,4% | ТеистыХристиане - 25% Иудеи - 50% Буддисты - 100% Язычники - 16,6% Мусульмане -40% Остальные - 40% |
Пессимистичные ответы дали:
АтеистыНаучные атеисты -15,3% Неверующие - 27,3% Сатанисты - 4,5% Агностики - 33,3% Остальные - 7,7% | ТеистыХристиане - 0% Иудеи - 50% Буддисты - 0% Мусульмане - 0% Язычники - 0% Остальные - 0% |
Ответы, содержащие надежду на лучшую участь, а также уклончивые ответы, дали:
АтеистыНаучные атеисты - 23,1% Неверующие - 18,2% Сатанисты - 45,5% Агностики - 33,3% Остальные - 46,2% | ТеистыХристиане - 33,3% Иудеи - 0% Буддисты - 0% Мусульмане - 60% Язычники - 50% Остальные - 50% |
Среди оригинальных ответов встречались:
АтеистыНаучные атеисты "Лопух вырастет" (1 чел.), реинкарнация (1 чел.) Неверующие "Превращусь в новый вид энергии" (1 чел.), реинкарнация (4 чел.) Сатанисты "Попаду в ад" (1 чел.), "Стану тенью" (1 чел.), "Останусь в виде информации" (1 чел.), "Стану Богом" (1 чел.) Остальные "Новый вид энергии" (23%), реинкарнация (1 чел.) | ТеистыХристиане "Вечный покой" (1 чел.), "Получу по заслугам" (1 чел.), "Эволюционирую" (1 чел.) Язычники реинкарнация (100%) Остальные "Буду новым видом энергии" (1 чел.) |
На вопрос "Влияют ли мысли о смерти на Вашу жизнь?" положительный ответ дали:
АтеистыНаучные атеисты - 53,8% Неверующие - 45,4% Сатанисты - 39,1% Агностики - 66,6% Остальные - 38,5% | ТеистыХристиане - 50% Иудеи - 100% Буддисты - 100% Язычники - 83,3% Мусульмане - 20% Остальные - 72,7% |
Отрицательный ответ дали:
АтеистыНаучные атеисты - 30,8% Неверующие - 45,4% Сатанисты - 21,7% Агностики - 33,3% Остальные - 38,5% | ТеистыХристиане - 25% Иудеи - 0% Буддисты - 0% Язычники - 16,7% Мусульмане - 40% Остальные - 9,1% |
5. Выводы
В результате проведенного опроса было выявлено понимание смерти, характерное для посетителей религиозно-философских ресурсов сети Интернет.
Была обнаружена зависимость представлений о загробной жизни от мировоззрения респондента. Большинство опрошенных дали оптимистичные ответы на вопрос о возможном посмертном бытии. При этом процент пессимистичных ответов среди верующих был значительно ниже, чем среди атеистов (за исключением приверженцев иудаизма, у которых проценты оптимистичных и пессимистичных ответов примерно равны).