Смекни!
smekni.com

Атеисты и верующие: взгляд на смерть (стр. 1 из 3)

.

Lady Evil, Flora, Berserk.

1. Краткое описание проекта.

Тема: Влияние мыслей о смерти на образ жизни у пользователей религиозно-философских ресурсов сети Интернет в зависимости от их мировоззрения.

Проблема: Насколько мировоззрение может влиять на образ жизни человека и как варьируется понимание смерти у представителей различных религиозных и нерелигиозных течений.

Актуальность: Рост эсхатологических настроений в обществе в связи с появлением новых информационных технологий, увеличением количества стрессовых ситуаций и смещением жизненных ориентиров населения.

Цель: Выявить тенденции развития духовной жизни пользователей сети Интернет.

Задачи:

Выявить понимание смерти у посетителей религиозно-философских ресурсов сети Интернет;

Обнаружить зависимость представлений о загробной жизни от мировоззрения респондента;

Выявить отношение к смерти у приверженцев различных религиозно-философских систем;

Сопоставить субъективные оценки респондентов с официальной точкой зрения, принятой в рамках данного мировоззрения.

Объект исследования: Посетители религиозно-философских ресурсов сети Интернет, интересующиеся вопросами мировоззрения и уверенно относящие себя к различным религиозным и атеистическим течениям.

Предмет исследования: Влияние мировоззрения на отношение к жизни и смерти.

Гипотеза: Мировоззрение влияет на отношение к жизни и смерти, следствием чего являются различия в мотивации поведения индивидов с различными религиозно-философскими убеждениями.

Метод: Интернет-опрос при помощи анкеты. Респонденту предлагается для заполнения html-форма, содержащая ряд вопросов, имеющих целью выявить особенности мировоззрения респондента и его субъективные взгляды на проблему. Выбор такого способа сбора данных объясняется наличием следующих факторов: экономия времени, денег, человеческих ресурсов, высокое качество собираемых данных, возможность индивидуальной обратной связи, отсутствие влияния интервьюера на респондента, относительная анонимность, располагающая к более откровенным ответам (вместо имен используются псевдонимы – ники; интервьюеры также используют ники), возможность для респондента самостоятельно выбрать время для заполнения анкеты. Всё это дает возможность получать более развернутые ответы при проведении опроса.

Источники информации: Конспект лекций по предмету "Общая социология" преподавателя Фёдоровой О.К.; периодические издания "Социс (Социологические исследования)", "Вопросы социологии", "Вопросы психологии", "Вопросы философии", "Психологический журнал" и др., а также религиозно-философские ресурсы сети Интернет.

2. Полное описание проекта

Проблемная ситуация. Постановка проблемы.

В связи с нестабильностью современной жизни растет количество тоталитарных религиозных сект, участились случаи суицидов. Зачастую люди не осознают, какие идеи и какое мировоззрение характерны для тех религиозных течений, к которым они себя причисляют. В связи с этим нередко их поведение не может быть адекватным мировоззрению, к которому они номинально относятся.

Степень изученности проблемы.

С момента появления Homo Sapiens проблема смерти и жизни после смерти волновала человечество. Об это можно судить по найденным древним захоронениям, по данным фольклористов, изучающих мифологию различных народов. С появлением монотеизма мифологические представления сменились представлением о рае и аде, бессмертии души и о посмертном воздаянии.

С другой стороны, прогресс человеческого общества сопровождался появлением инакомыслия, возникновением течений, оппозиционных официальной церкви, в том числе и атеистических.

В социологии проблема отношения людей к смерти изучена слабо. Одной из причин является то, что считается неэтичным задавать людям вопросы, связанные со смертью. Вопрос о жизни и смерти относится, скорее, к разряду философских и теологических.

Тем не менее, в ХХ веке были предприняты попытки исследования отношения людей к смерти. Например, У. Шибл (W. Schibles) в своей работе "Death. An Interdisciplinary Analysis" (Wisconsin, 1974) приводит примеры опросников, позволяющих выявить отношение людей к смерти. В России тесты Шибла были использованы при проведении исследования отношения к смерти молодежи (май 1997 года, Тверской государственный технический университет), о котором пишет И.Н. Лаврикова в своей работе "Молодежь: отношение к смерти".[1] В частности, она пишет:

"Был проведен социологический опрос, который стал источником любопытной информации, укрепившей меня во мнении, что отношение к смерти – верный индикатор отношения к жизни как конкретно-единичного человека, так и общества в целом."[1]

Лавриковой были получены следующие данные. На вопрос "Что такое смерть?" были получены следующие ответы:

"Переход в более совершенный мир" - 19,3%;

"Процесс отделения души от тела" - 18%;

"Прекращение биологического существования" - 12%;

"Подведение итогов жизни" - 7,3%;

Кроме того, среди ответов были и такие: "начало вечной жизни", "свобода", "жизнь после жизни".

Согласно статистике, американские студенты чаще всего отвечают: "остановка функций человеческого тела, прекращение существования", "конец всего", "начало и конец одновременно". [1]

В наличии души уверены 87,3% опрашиваемых, в бессмертие верят 36,7%, не верят - 44,7%, а 2% верят в бессмертие в детях и внуках. [1]

Теоретическая интерпретация.

Для начала обозначим мотивы, заставляющие людей задумываться над вопросами жизни и смерти. Мотивация респондентов: страх перед неизвестным, любопытство, подражание авторитетам, влияние окружения, попытки самоопределения и самоутверждения. На мотивацию влияет и социальный статус респондента, а также особенности его мировоззрения.

Социальный статус - устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными правами, обязанностями и ожиданиями. Статус эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение. [2]

Понятие социального статуса тесно связано с понятием социального института.

Социальный институт – это относительно стабильная интегрированная совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют сферами социальной жизни (образование и культура, управление и право, религия, производство, и экономика, семья). Они нужны для удовлетворения потребностей человека и общества. Социальные институты подразумевают определенные нормы и санкции, а также включают в себя социальные организации.

Проблематика нашего исследования связана с таким социальным институтом, как религия, поэтому мы рассматриваем только два социальных статуса – мирянин и служитель культа.

Социальные ценности - значимость явлений и предметов в реальной деятельности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле – это нравственные и эстетические императивы, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктом общественного сознания. Ценности выстраиваются в определенную иерархическую систему, которая имеет конкретно-исторический смысл и содержание. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

смысложизненные (добро, зло, счастье, благо и т.д.)

универсальные:

витальные (здоровье, безопасность, семья, образование и т.д.);

демократические (свобода слова, совести, партий и т.д.);

общественного признания (трудолюбие, социальное положение);

liмежличностное общение (честность, терпимость, взаимопомощь);

liличностного развития (собственное достоинство, свобода творчества)

партикулярные:

традиционные (любовь к малой родине, семье и т.д.);

религиозные (вера в Бога, стремление к Абсолюту);

урбанистические (личный успех, социальная мобильность и т.д.);

коллективистские (взаимопомощь, солидарность, дисциплина и т.д.). [3]

Одним из опорных понятий нашего исследования можно считать само понятие смерти, интерпретация которого в различных философских и религиозных системах варьируется достаточно широко. Итак:

"Человеческая культура выработала основные отношения к факту смерти:

смерть – иллюзия. Исходным экзистенциальным базисом служит чувство органического единства субъекта со всем живым окружением, социумом, космосом, ощущение полной причастности к бытию;

смерть – трагедия. Здесь на первый план выступают индивидуальность, осознание субъектом собственной уникальности и, как следствие, разобщенность с миром. Столкновение с мыслью о смерти и порождает трагедию обособленной (частной) личности, вынужденной противостоять ей в одиночестве и понимающей свою обреченность в борьбе;

смерть "взаимообратима" с жизнью. Такое отношение обусловлено утратой возможности самоидентификации субъекта как на индивидуальном, так и на всеобщем уровне." [4]

Некоторые христиане не признают мнение Толстого авторитетным, так что приведем христианское понимание смерти.

"Смерть бывает двоякая: телесная и духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнею. Душа также может умереть, но не так, как умирает тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается; а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания. Смерть вошла в мир через грех наших прародителей. Все люди родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как из зараженного источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство". [5]

Подобно другим мировым религиям, ислам утверждает, что физическая кончина не является итогом человеческого существования. Смерть переводит душу и тело в иные ипостаси. В послекораническое время в исламе сложилось представление, что между смертью и Судным днем, когда Аллах будет окончательно решать судьбы всех людей, существует промежуточное состояние "барзах" ("преграда" (Коран, 23:100/102). В этом промежутке тела умерших все еще обладают способностью чувствовать, хотя и находятся в могилах, а души умерших попадают либо на небеса (души мусульман), либо в колодец Барахут в Хадрама-уте (души неверных). Когда Аллах решит, что наступило время для последнего Суда, то все мертвые будут воскрешены и предстанут перед Богом. Праведники после Суда обретут вечное блаженство в раю - ал-Джанне (в буквальном переводе "сад"). [Хроники Харона]