Смекни!
smekni.com

Исламские общины Северного Кавказа: идеология и практика (стр. 3 из 4)

Итак, какова же идеология "ваххабитов", и в чем состоит их экстремизм? Основу вероучения "ваххабитов" составляет требование всестороннего проведения в жизнь принципа тавхида (единобожия). Это требование восходит к буквалистскому пониманию данного принципа с весьма жесткими ограничениями. В обнаруженных мной в 1999 г. в Дагестане конспектах студента-"ваххабита" я прочел: "Большинство мусульман, которые очень часто повторяют "нет божества, кроме Аллаха", не знают искренности смысла или делают это по традиции или обычаю. Большинство их деяний - это подражание и следование примеру, и они больше всех относятся к высказыванию Всевышнего Аллаха в Своем Писании: "Мы нашли наших отцов держащимися такого учения, и мы следуем по их стопам"12 . Иными словами, здесь признается, что большинство мусульман не относятся к числу искренне верующих, и их ислам в основном "наследственный", и считают они себя мусульманами "по привычке".

Основой идеологии "ваххабитов" Кавказа является признание только Корана источником вероучения и достоверной, как они подчеркивают, сунны. В конспектах ваххабитского студента говорится: "Мусульмане должны искренне принять учение Ислама, воплощенное в Священном Коране - Слове Аллаха и Сунне - высказываниях пророка Мухаммада". Отсюда - призыв "ваххабитов" к очищению ислама от "недозволенных новшеств" (бида'), которыми, по их мнению, оброс ислам на Северном Кавказе. Они резко выступают против многих обычаев и обрядов, укоренившихся среди местных мусульман: цикл поминальных обрядов, включающий чтение Корана по усопшему, проведение обряда выкупа грехов покойного (деур), раздачу милостыни на кладбище; празднование мавлида (дня рождения пророка Мухаммада) и т.д. Однако наиболее непримиримо "ваххабиты" настроены против местного суфизма и связанного с ним культа святых. Почитание шейхов, зикры, посещение могил святых шейхов (зийарат) и многое другое из практики последователей местных тарикатов "ваххабиты" считают признаком их глубочайшего и осознанного заблуждения, многобожием (ширк) и неверием (куфр). В неверии обвиняются не только последователи тарикатов; неверными "ваххабиты" объявляют всех мусульман, которые не разделяют их точки зрения. Выход для них один: они обязаны, покаявшись, снова принять ислам: "Мусульманин, совершивший хотя бы одно из этих (деяний, т.е. почитание шейхов, празднование мавлида и т.д. - А. Я.), должен обновить свой Ислам, сделав Тавба (покаяние. - А. Я.), вновь принять Ислам, т.к. перечисленное является выходом из Ислама или тягчайшим грехом"13 .

Идеологи "ваххабизма" отводят одно из ведущих мест джихаду, понимаемому как вооруженная борьба за веру. В конспектах "ваххабита" говорится: "Ислам - религия Джихада и жизни. Ислам предписывает каждому мусульманину не щадить ни своего имущества, ни своих сил во имя победы Ислама"14 . Иными словами, ведение джихада "ваххабиты" считают обязанностью каждого мусульманина. Например, в 1999 г., объявляя о "восстановлении исламского государства Дагестан", "Исламская Шура Дагестана" прямо указала, что "Джихад в Дагестане является фарзом-айн (т.е. личной религиозной обязанностью. - А. Я.) для каждого мусульманина"15 . При этом они считают, что сегодня джихад обязательно принимает форму вооруженной борьбы против врагов ислама. В одной из листовок, распространявшихся в Дагестане так называемым "Центром исламского призыва "Бадр", среди десяти столпов "исламского джамаата" под номером четыре называется джихад (естественно, понимаемый как вооруженная борьба)16 . Один из крупнейших российских идеологов ваххабитского движения Б. Кебедов эту идею проводил последовательно и методично: призывами к ведению вооруженной борьбы с "безбожниками" полны не только его проповеди и сочинения, но и такая, казалось бы, далекая от идеологических споров литература, как учебники арабского языка. В составленном Б. Кебедовым учебнике арабского языка первого года обучения, в текстах для перевода на арабский язык можно прочитать массу интересных мыслей. Например, такую: "Мы воюем с гяурами, и гяуры воюют с нами постоянно. Сегодня они обладатели силы и обладатели многочисленного оружия, но мы - обладатели имана (веры. - А. Я.), вот поэтому мы непременно победим, у нас - Аллах, а у них - сатана"17 .

Итак, экстремистскими являются два основных положения ваххабитского учения: во-первых, положение о том, что те, кто не согласен с их интерпретацией ислама, являются отошедшими от ислама, и, во-вторых, положение о вооруженном джихаде против неверных. Российский исламовед А. А. Игнатенко даже считает эти два положения системообразующими, органично присущими салафизму (ваххабизму)18 .

К сегодняшнему дню практически все ваххабитские общины на Северном Кавказе оказались в подполье. В 1999 г. "ваххабизм" был законодательно запрещен в Дагестане, а в Ставропольском крае и других регионах распространения "ваххабизма" его последователи целенаправленно преследуются силовыми органами. И без того изначально нацеленные на ведение вооруженной борьбы экстремистские группировки перешли к практическому воплощению в жизнь своих идеалов. Значительная часть "ваххабитов" оказалась и до сих пор оказывается в рядах чеченских сепаратистов.

В конце 1997 г. в Чечню переселились (или, как они сами говорят, "совершили хиджру") многие дагестанские "ваххабиты", вместе со своим идеологом Багаутдином Кебедовым. Последний смог даже организовать из военизированных групп так называемую "Исламскую армию

Кавказа", активно участвующую в военных действиях на территории Чечни против федеральных сил19 . Реальная ситуация такова, что из некоторых дагестанских районов, например, каждый месяц уходит в ряды сепаратистских отрядов несколько молодых людей. Через бойню в Чечне прошли и многие молодые мусульмане из восточных районов Ставропольского края.

В течение последних двух лет определились главные ориентиры ваххабитского подполья на Северном Кавказе. Первое - это месть правоохранительным органам за их действия в годы активной фазы борьбы с "ваххабизмом" (1999 - 2000 гг.). Милиционеры в Дагестане и восточных районах Ставропольского края - одна из главных мишеней террористов. Обычно об этом не принято говорить, но очевидным мотивом подобной избирательности являются соображения мести. В Дагестане, например, ни для кого не являются секретом жестокие методы, которыми пользовались представители силовых органов в отношении задержанных "ваххабитов" или подозреваемых в "ваххабизме" молодых людей. Второе - это продолжение поддержки вооруженного сопротивления в Чечне. Третье - это поддержание общего фона нестабильности на территории северокавказских регионов путем проведения разнообразных актов устрашения. К сожалению, все эти акты находят свое логическое обоснование. Во время актов террора страдают и люди, абсолютно не имеющие отношения к органам власти. "Ваххабиты" считают, что члены семей милиционеров и других представителей власти могут уничтожаться вместе с ними, поскольку добровольно остаются с ними, а значит, поддерживают их позицию и их работу. Истинный мусульманин, по их мнению, должен отказаться от таких родственников. Те же, кто случайно гибнет при актах террора, станут шахидами и попадут прямиком в рай, что является благом для них.

Экстремизм северокавказских "ваххабитов" - огромная проблема, не имеющая силового решения. Не имеет она также простого решения через переговоры, поскольку сама их идеология не предполагает переговоров с "безбожниками". Государство, основанное на человеческих законах, по их мнению, должно быть разрушено, и в мире должны господствовать только божественные законы. Если мусульманские радикалы считают западную демократию благом, дающим возможность в честной борьбе убедить население в правильности своего видения дальнейшего развития общества, то экстремисты считают демократию злом, человеческой выдумкой, изначально вредной, поскольку она не согласуется с ясными божественными установлениями об устройстве общества. Понятно, что проблема исламского экстремизма имеет только комплексное решение: это и безусловное применение силы в разумных пределах, но и в немалой степени лишение экстремистов социальной базы через развитие экономики, повышение благосостояния населения, развитие нормального диалога в исламской общине региона через привлечение к сотрудничеству значительной части мусульманской молодежи, отвергающей экстремизм.

* * *

Таким образом, радикальные мусульманские группировки готовы к компромиссу с властями, однако некоторые их представители не прочь применить экстремистские методы борьбы за свои идеалы. В целом они готовы использовать достижения западной демократии, чтобы мирным путем возглавить местное общество. В то же время местные "ваххабиты" абсолютно не настроены на компромисс, считая свою позицию истиной в последней инстанции. Для них построение на земле общества, живущего по божественным законам, - ясное повеление Всевышнего, которое подлежит воплощению без промедления. К сожалению, годными для этого признаются практически все методы, что представляет большую проблему как для светских людей, так и для верующих мусульман, в первую очередь страдающих от экстремистов, прикрывающихся религиозными мотивами.