Смекни!
smekni.com

Проверка показаний на месте (стр. 8 из 12)

В тех случаях, когда проверка показаний на месте на одном и том же участке местности, или в одном и том же помещении проводится несколько раз с разными допрошенными по делу лицами и для проверки одних и тех же сведений, в каждом случае составляется самостоятельный план или схема. При составлении их в таких случаях необходимо соблюдать один и тот же масштаб изображения и применять однообразные условные знаки, чтобы в последствии при сопоставлении всех планов или схем можно было не усомниться в том, что на них отражены одни и те же объекты, расположенные на одном и том же участке местности, или в одном и том же помещении.

В качестве дополнительных возможностей, увеличивающих эффективность использования планов и схем, следственным работникам следует шире практиковать две нетрудоемкие операции, относящиеся к реквизитам планов и схем. Сущность первой заключается в том, что на основных объектах, изображенных на ориентирующих и обзорных планах и схемах, следует делать надписи возле границ основных объектов изображения. Например, что находится возле здания, отмеченного на плане или схеме, что расположено за стенами комнаты, какая именно улица, иные жилые или подсобные помещения и т.д. Таким образом, любое лицо, знакомящееся с материалами уголовного дела, может быстро и точно ориентироваться в расположении самых разнообразных объектов как на местности, так и в помещении. [8, С.51]

Содержание второй операции заключается в том, что на планах или схемах некоторые из важных объектов целесообразно выделять красителем другого цвета. Например, место, где по показаниям обвиняемого произошло важное событие, и на котором остались какие-то предметы или следы и т.д. Известно, что интеллектуальное и эмоциональное восприятие графического материала, прилагаемого к протоколу следственного действия, имеющего различные цветовые сочетания, носят определенный практический смысл. Два или три цвета, в которые окрашены соответствующие условные обозначения, повысят возможность более быстрой и точной ориентации среди многочисленных условных обозначений, кроме этого, они будут способствовать лучшему их восприятию и запоминанию.

Графический материал должен содержать необходимые реквизиты:

1. заголовок, из которого следует, что именно и в каком виде изображено (масштабном плане или схеме);

2. адрес или иные координаты изображенного на плане или схеме;

3. отметку о том, что указанное является приложением к протоколу следственного действия;

4. место и время составления плана или схемы;

5. обозначение сторон света;

6. значение числового и линейного масштабов, в случаях, когда план является масштабным;

7. условные обозначения и их расшифровка;

8. отметку о том, кто составил план или схему;

9. подписи участников следственного действия.

Планы или схемы должны быть подписаны следователем, понятыми и лицом, показания которого проверяются.

Применение фотосъемки в процессе проверки показаний на месте

При производстве следственного действия может применяться фотографирование (ч. 2 ст. 166 УПК РФ).

В отличие от протокола следственного действия, плана и схемы местности или помещения, где оно проводилось, фотографическое изображение местности или помещения в целом, отдельных участков их и объектов позволяет более полно и точно воспринять наблюдавшуюся картину в ее естественном состоянии.

Фотографирование процесса и результатов ее производства в соответствии с общими правилами судебной фотографии, применяемыми при съемке места происшествия и вещественных доказательств, хотя и имеет некоторые свои особенности.

Фотографирование обычно производится самим следователем. Но в отдельных случаях, при наличии усложненной ситуации, следователь может поручить фотографирование одному из приглашенных сотрудников прокуратуры, милиции или специалисту. Это даст возможность следователю не отвлекаться от процесса изучения окружающей обстановки и действий лица, показания которого проверяются, не прерывать его для манипуляции с фотоаппаратом и для выбора учебных точек, из которых будет производиться фотографирование, вместе с тем процесс фотографирования не будет загромождать для следователя ход следственного действия и не будет отвлекать внимания участников на это побочное действие.

В случае дачи такого поручения следователь должен перед началом проверки показаний на месте ознакомить фотографа с задачами и особенностями предстоящего следственного действия, разъяснить, какие из этих особенностей должны найти отражение на фотоснимках, какие объекты могут быть обнаружены в ходе следственного действия и как их лучше сфотографировать. Одновременно необходимо договориться с ним о сигналах, по которым он должен будет начать фотосъемку тех или иных моментов или объектов, или занять определенную позицию на месте для производства фотосъемки, или предупреждать следователя о необходимости замедлить темп передвижения или сделать остановку в тех случаях, когда он будет находиться на некотором удалении от фотографа.

Если продвижение к указанному лицом, показания которого проверяются, участку местности (помещению) или объекту начинается с определенной точки и маршрут передвижения имеет существенное значение для дела, фотографирование следует начинать с этой точки. При этом на снимке запечатлевается какой-нибудь характерный ориентир, расположенный у дороги, по которой будет производиться передвижение, и с ним – вид дороги в перспективе. Если продвижение участников следственного действия будет проходить от одного объекта, указанного лицом, показания которого проверяются, до другого, то это лицо должно заранее предупреждать о приближении очередного объекта. В таком случае данный объект должен фотографироваться издали, на фоне окружающей обстановки и участка подходящей к нему дороги, а затем отдельно – крупным планом. После этого делается перспективный снимок дороги или участка местности, начинающийся от запечатленного объекта и простирающийся в направлении следующего ожидаемого объекта или участка местности.

Фотографирование места, на котором произошло событие, начинается издалека, на подходах к нему. При этом делается ориентирующий снимок так, чтобы указанное место вошло в кадр на фоне окружающей местности с объектами, позволяющими определить его расположение. Фотосъемку следует Произвести также с той точки, откуда лицо, показания которого проверяются, по его словам, подошло к данному месту в момент события или до него. Затем делается обзорные снимок всего места события, чтобы в кадр вошла крупным планом вся обстановка этого места (поляна в лесу, перекресток дорог, часть улицы около дома и т.п.), в отрыве от окружающих участков местности.

По мере продвижения лица, показания которого проверяются, в пределах указанного им места и дачи им пояснений и указаний относительно местонахождения укрытых или обнаруженных объектов и следов, а также относительно некоторых особенностей их расположения, эти объекты и следы фотографируются сперва на фоне окружающих объектов, но в более крупном плане, затем – отдельно от них, и после этого по способу детальной съемки делаются снимки отдельных частей или особенностей этих объектов.

Крупным планом фотографируются также те точки на местности или в помещении, в которых находились лицо, показания которого проверяются, или другие участники события в определенные моменты его или где совершали те или иные действия, о чем это лицо дало показания и указало на месте.

Следует ли при фотосъемке включать в кадр и запечатлевать на снимке лицо, показания которого проверяются, в тот момент, когда оно указывает на месте какой-либо объект, или же следует сфотографировать только указанный объект? В практике расследования следователи часто делают такие снимки, причем, лицо, показания которого проверяются, запечатлевается на них с рукой, протянутой в сторону указанного им объекта на месте. Под снимком делается пояснительный текст, в котором сообщается, например, что обвиняемый показывает место, где он закопал похищенные вещи.

Некоторые авторы допускают возможность изготовления таких фотоснимков, однако другие - высказывают мнение о недопустимости их, полагая, что наличие на фотоснимке лица, показания которого проверяются, указывающего рукой на что-либо, ничего не доказывает, а, по мнению Л.А. Соя-Серко, изготовление таких снимков будет свидетельствовать о режиссуре. [39 С.27]

По нашему мнению, рекомендации о недопустимости подобных снимков нельзя признать правильным. [37, С.93] Дело не в том, доказывает ли присутствие на фотоснимке лица, показания которого проверяются, факт совершения вменяемых ему в вину действий или не доказывает. Ведь изготовление снимков делается в целях иллюстрации процесса следственного действия и полученных в ходе него результатов. А, поскольку участие лица, показания которого проверяются, является необходимым и обязательным условием проверки показаний на месте, причем, оно играет в ней активную роль, эта его роль должна быть отражена и теми средствами фиксации, которые будут применены следователем. Поэтому запечатление лица, показания которого проверяются, на фотоснимке вместе с указанными им объектами будет свидетельствовать как о его участии в проведенном следственном действии, так и об объективности отражения факта указания им этих объектов, если возникнет сомнение в совершении им определенных действий. И, так как в протоколе проверки показаний на месте освещается не только статическая сторона события, но и динамика данного следственного действия, обращается внимание как на результаты, обнаруженные в результате действий лица, показания которого проверяются, так и на описание этих действий (жестов, поз и т.п.), то эти действия необходимо отражать и на фотоснимках, чтобы изображение на них соответствовало описанному в протоколе. Иначе снимки, отражающие только результаты действий лица, показания которого проверяются, т.е. указанные им объекты, ничем не будут отличаться от снимков, отражающих результаты осмотра места происшествия, не будут отражать специфику проверки показаний на месте.