Для современной российской действительности характерно и то, что сторонниками конфессиональной "социальной доктрины" оказываются немало неверующих. Данное обстоятельство объясняется тем, что общественная неразбериха, ухудшение экономического и экологического положения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты породили у значительной части молодых россиян устойчивое недоверие к заявлениям и обещаниям светских политиков, и в поисках надежных социальных ориентиров они стали обращаться к авторитету религии и церкви, проповедующих проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития. Не случайно один из главных уроков, который должна извлечь Россия из практики реформ и исторического опыта XX в., многие молодые респонденты (18,7%) видят в том, что нельзя жить без веры в Бога (среди взрослой группы - 28,3%). Самым трагичным событием в российской (советской) истории минувшего столетия многие респонденты назвали борьбу с религией (10,3%; взрослая группа - 13,5%). Посещение церкви, чтение религиозной литературы нравится 27,5% молодым и 34,4% взрослым респондентам, не очень нравится соответственно 43,2% и 40,5%, а не нравится только 29,2% и 25,1% опрошенных.
Образовавшийся в России идейный вакуум - после отказа от тех идеалов и ценностей, которыми свыше 70 лет руководствовалось общество - все еще не удается заполнить сколько-нибудь целостной системой идей и ценностей светского характера, понятной разным возрастным группам и принятой ими, способной увлечь и обнадежить людей. В этих условиях многие, в том числе молодежь, связывают свои надежды с традиционными религиозными организациями, видя в них силу, призванную способствовать решению в патриотическом духе стоящих перед обществом задач. Дает о себе знать и историческая память народа, запечатлевшая патриотическую деятельность церкви в прошлые кризисные и переломные периоды (формирование российского государства, освобождение от монгольского ига, Первая и Вторая мировые войны). Респонденты всех возрастных групп подходят к оценке социальной роли церкви весьма осознанно. В ответах на вопрос "какие социальные силы, общественные и государственные институты играли наиболее важную роль в жизни России в XX в. и какие должны сыграть эту роль в XXI" разница в оценке социальной значимости роли церкви в минувшем и наступившем веках выросла среди молодых респондентов в 2 раза (соответственно 5,2% и 10,5%), что, как известно, соответствует историческим реалиям (среди взрослой группы - 3,2% и 11,4%).
Говоря о моральном и социальном авторитете церкви, важно обратить внимание и на другую тенденцию. Молодые респонденты, невзирая на то, верующие они или неверующие, отвергают вероятность клерикальной модели развития общества. Так, идея очищения общества через православную веру, единодушно отвергнутая неверующими, получила поддержку лишь у 6,8% верующих. Вероятность того, что в нынешнем веке Россия постепенно будет становиться мусульманской страной, сочли высокой одинаковые доли молодых - верующих и неверующих-респондентов - по 6,8%. Сочли такую вероятность невысокой - соответственно 26,1% и 28,1%, совершенно невозможной - 67,1% и 65,1% респондентов.
В оценке основных исторических периодов, разнообразных бурь и потрясений, пережитых Россией в минувшем веке, позиции верующей молодежи в целом совпадают со взглядами неверующей молодежи (аналогичное мнение и у взрослой группы). Все они отвергают и крайне оптимистические представления о том, что XX в. дал России больше, чем какой-либо другой, будучи временем великих свершений (верующие 14%, неверующая молодежь 12%; взрослые -13,4%), и крайне пессимистическую трактовку как самого неудачного и тяжелого века в российской истории (соответственно 8,7%, 9,8% и 13,5%). Основная масса молодых респондентов - верующих и неверующих (а также взрослых) - придерживается более реалистичной оценки, считая, что XX в. был для России временем трагических противоречий, невиданных достижений, но и огромных потерь (69,6%, 69,8% и 65,1%).
Особо следует подчеркнуть, что среди верующей молодежи преобладают государственнические взгляды, идеи приоритета державы, коллективистские, соборные представления.
Молодые верующие, почти в той же мере как и неверующие, выступают за то, чтобы природные богатства страны принадлежали государству (молодые верующие - 34,3%, молодые неверующие - 35,9%, взрослая группа - 42,2%), среди них мало выступающих за то, чтобы природные богатства принадлежали тем, кто непосредственно работает с ними или добывает их (соответственно 8,7%, 8,9%, 6,4%), или тем, кто стал их собственником в результате реформ последних лет (3,9%, 3,6% и 1,2%).
Примечательны и ответы на вопрос о приоритетности интересов для молодых респондентов при решении серьезных вопросов. Относительно большее значение для верующих, по сравнению с неверующими, имеют интересы коллектива, которого данное решение непосредственно затрагивает (соответственно 7,7% и 6,8%). Эта тенденция проявляется более весомо, когда речь идет об интересах своей семьи (57,5% и 39,6%). Меньше свойственны верующим, чем неверующим, индивидуалистические представления и побуждения. Руководствоваться своими собственными интересами при решении серьезных вопросов готовы 30,4% верующих и 43,2% неверующих респондентов (взрослые - 20,7%).
Для идейно-политических ориентации многих молодых верующих характерны коллективистские представления, ориентация на существующую власть и неприятие либеральных западнических идей. Так, среди них чуть больше, чем среди неверующих, сторонников коммунистической идеи (соответственно 5,8% и 4,7%; взрослые - 15,5%), других левых социалистических течений (2,4% и 1,6%; взрослые - 2,9%). 8,7% опрошенных молодых верующих готовы ориентироваться на ту власть, которая есть (среди неверующих 9,9%). Неприятие индивидуалистической идеологии, идей либерализма, радикальных рыночных реформ, сближения с Западом выразилось в том, что эти позиции поддержали лишь 4,8% молодых верующих и 3,6% неверующих (3,2% среди взрослых).
В современной России об идейно-политической ориентации любой возрастной социальной или мировоззренческой группы свидетельствует отношение к проводимым на протяжении последних лет рыночным реформам. Неоднозначный подход к ним обусловлен в значительной степени их негативными социальными последствиями. Эту позицию почти в равной мере разделяют молодые верующие и неверующие. Но и здесь есть нюансы. Так, молодые верующие респонденты более требовательно, чем неверующие, оценивают рыночные реформы. Это связано не только с социально-экономическим положением верующих: их несколько меньше среди тех, кто выиграл от реформ (соответственно 10,1% и 12%), и немного больше среди проигравших (35,3% и 28,1%). Видимо, наряду с собственно материальными соображениями, отношение верующих к проводимым реформам определяет ряд особенностей их менталитета. Они более склонны к консервативным позициям, отвергая социальный риск и скоропалительные действия - в данном случае непродуманные экономические эксперименты. Саму идею необходимости проведения в России рыночных реформ безусловно поддерживают 23,2% верующих респондентов (25,5% неверующих) и, наоборот, молодых верующих больше среди тех, кто считает, что "скорее всего такой необходимости не было" (15% и 10,9%). Почти в равной мере представители обеих групп убеждены, что "безусловно начинать такие реформы не было необходимости" (5,8% и 6,3%).
Аналогичная, общая для молодых верующих и неверующих, позиция в целом выражена в ответах на вопрос о необходимости продолжения в России осуществления рыночных реформ. Но и здесь среди высказавшихся за продолжение реформ в нынешнем виде верующих несколько меньше, чем неверующих (6,3% и 8,9%). Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что большинство молодых верующих и неверующих одинаково поддерживают продолжение реформ при условии изменения форм и методов их проведения (61,4% и 62,5%), и меньшинство тех и других высказались за их прекращение (13,5% и 9,4%).
Исследования показали довольно высокий уровень интернационального сознания у всех возрастных групп населения. Подавляющее большинство опрошенных (молодежь - 66,2%, взрослые - 67,2%), безотносительно к их мировоззренческим взглядам, признают, что их отношение к окружающим не зависит от национальности последних, лишь 6,2% молодых респондентов и 12,3% взрослых опрошенных признали подобную зависимость. Этническая толерантность молодых респондентов - верующих и неверующих - характеризуется тем, что верующих, отрицающих значение национальности во взаимоотношениях людей, немного больше (66,2%), чем неверующих (65,1%), но зато среди них и больше признающих подобную зависимость (10,6%), чем среди неверующих (7,3%).
Патриотическое мироощущение верующей молодежи, ее привязанность и уважение к Родине проявляются в том, что значительная часть ее представителей (72,9%, среди неверующих 68,2%) видит себя гражданами России и вовсе не склонна соглашаться с космополитическими ("гражданами мира" согласны быть лишь 8,2% верующих, 8,9% неверующих) и национально-нигилистическими представлениями (соответственно 13,5% и 20,3%).
Определенный ажиотаж в религиозно-культурной жизни современной России вызывают энергичное вторжение в духовную жизнь российских граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями, появление новых религиозных культов и движений не только чужеземного - западного или восточного, но и отечественного происхождения. Их активная прозелитическая деятельность, (правда, не принесшая им, как выяснилось, ожидаемых результатов), противостояние в ряде случаев традиционным для России конфессиям стали предметом обсуждения в конфессиональных кругах, средствах массовой информации, среди широкой общественности, в том числе молодежной. В таких условиях отношение к новым религиозным культам и движениям становится показателем толерантности, уровня гражданско-правовой культуры, преданности традиционной вере.