Залогом и надеждой этого славного нашего воскресения и обновления является "светлое, мирорадостное, господоименитое и светоносное" Воскресение Христово , завершившее собой здание домостроительства нашего спасения.
Поэтому такую неподдельную радость испытывает душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Христова Воскресения является предвозвестницей будущего дня "востания" (воскресения) нашего . Это поистине — "Пасха великая", "Пасха, двери райския нам отверзающая" , ибо проходит смерть , является нетление и вечная жизнь. Это — Пасха Божия чистительная, спасительная , "Пасха нетления, — мира спасение" . И совершил это — "Христос Избавитель", "Правды Солнце" , "Христос — Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира" . "Живоприемное Христово востание" просветило всю вселенную, всю тварь . Христос всю вселенную "озарил Божественными блистаньми Своего Воскресения" . "Ныне вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждаемся" .
Весь мир (космос) Воскресением Христовым "утверждается" в надежде полного обновления. Восчувствовать эту радость обновления призывается вся тварь: "Да радуется тварь и процветет яко крин (как лилия), Христос бо от мерт¬вых воста яко Бог" . "Воскресе Христос из мертвых, разрушь смертныя узы: благовести земле радость велию, пойте небеса Божию славу!"
Праздник Пасхи есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в Апостольской Церкви. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: о страданиях и Воскресении Христа и сообразно с этим посвящала ее празднованию две седмицы: предшествующую дню Воскресения и следующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, Пасха страданий и Пасха воскресная, Пасха воскресения. Первое из этих наименований относилось, главным образом, ко дню смерти Спасителя — Великой Пятнице, а второе — ко дню Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний, первая половина праздника чествовалась постом, вторая — торжественной радостью. После первого Вселенского Собора (325 г.) эти наименования вышли из употребления и вошло в употребление теперешнее название — Страстная и Светлая седмицы, а день воскресения назван Пасхой.
В первые века христианства не везде Пасху праздновали в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах ее праздновали в 14 день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А Западная Церковь, по¬читая неподобающим праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом она не увенчалась. Два различных обычая существовало до I Вселенского Собора, на котором было постановлено в соответствии с правилами Александрийской Церкви праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье после весеннего полнолуния, в крайних пределах между 22 марта (4 апреля н. ст.) и 25 апреля (8 мая н. ст.), чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. На VI Вселенском Соборе (692 г.) было устранено другое разногласие: о времени прекращения поста перед Пасхой. Согласно 89 правилу этого Собора прекращать пост необходимо в средние часы ночи после Великой Субботы и тогда же начинать праздновать Пасху.
БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ПАСХИ
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая торжественность, с которой совершается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. В соответствии с этим богослужение приобретает следующие особенности:
В храме темные одежды сменяются светлыми.
До начала Пасхального богослужения с вечера в храме читается Книга Деяний святых апостолов, содержащая непреложные свидетельства истины Воскресения Христова.
Перед началом пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово (для этого в древности в храме поставлялись сосуды с горящим углем и благовонным фимиамом).
В храме во время пасхального богослужения возжигаются все светильники и все находящиеся в храме стоят с зажженными свечами в знак полной радости.
С времен Апостольских Церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль бодрствует "в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова", ночь светозарную (полную света), провозвестницу светоносного дня нашего всех воскресения, духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.
Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении.
Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы.
Священник на Пасху и в Светлую седмицу совершает начало утрени, Литургии и вечерни, все каждения — с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение со свечой (в левой руке).
Диаконы на Пасху и в Пасхальную седмицу возглашают ектении со свечой (в левой руке); выходят на ектении (и уходят после них) через царские врата.
На пасхальной утрене и утрене всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие (на Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в случае праздника Благовещения, храмового праздника или дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца).
На Пасху и в Пасхальную седмицу не служится обычным порядком ни вечерня, ни повечерие, ни полунощница, ни часы. Вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово и Его победу над адом и смертью (сохраняются только псалмы на "Господи, воззвах" и на хвалитех).
Стихословие кафизм Псалтири во всю Светлую седмицу прекращается.
Выражая преизбыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти непрерывающимся пением.
ПОЛУНОЩНИЦА ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНЕЙ
Эта служба относится еще к пению Постной Триоди. Полунощница начинается заблаговременно — за час или полчаса — до начала заутрени. Перед началом полунощницы все священнослужители совершают входные молитвы.
Полунощница начинается возгласом: "Благословен Бог наш". Чтец: Трисвятое по "Отче наш"; "Приидите, поклонимся" (3) и псалом 50-й. Затем поется канон Великой Субботы: "Волною морскою". По 3-й песни — седален, по 6-й — кондак Великой Субботы. На 9-й песни Плащаница уносится в алтарь. Во время пении ирмоса "Не рыдай Мене, Мати" священник выходит из алтаря через царские врата и, после каждения Плащаницы, поднимает ее на главу и уносит в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Священник полагает Плащаницу на Престоле и снова кадит. Это перенесение Плащаницы и положение на Престоле знаменует, что Спасителю, пострадавшему, умершему и Воскресшему дана <...> всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Плащаница в воспоминание сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении находится на Престоле до отдания Пасхи.
После канона — Трисвятое по "Отче наш"; хор поет тропарь "Егда снизшел еси" (обычным напевом на 2 глас). Затем перед царскими вратами произносится краткая сугубая ектения, как в начале утрени, и отпуст малый (вне алтаря) "Христос, истинный Бог наш". На этом оканчивается пение Постной Триоди.
ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ
Богослужение Воскресению Христову предначинается уже на вечерне в Великую Субботу, но во всей своей торжественности оно раскрывается на пасхальной утрени.
Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, дабы встретить Христа вне его, подобно женам-мироносицам, сретившим Воскресшего Господа вне Иерусалима. Перед началом утрени священнослужители облачаются во все священнические одежды. Настоятель, неся в левой руке пасхальные трисвечник с Крестом, а в правой — кадило, совершает вместе с диаконом каждение святого Престола (трижды).
В 12 часов ночи — удар в колокол.
После каждения священнослужители поют в алтаре стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити"(3), царские врата и завеса закрыты. При пении стихиры во второй раз отверзается завеса, в третий раз — открываются царские врата, духовенство выходит на солею, а хор подхватывает: "И нас на земли сподоби" . И все идут крестным ходом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе", крестный ход входит в притвор (или на паперть) и останавливается перед закрытыми западными дверя¬ми храма. Трезвон прекращается" .
Настоятель с диаконом кадит образа, предстоящих и диакона затем диакон кадит самого настоятеля. После этого настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени (без предварительного возглашения диакона "Благослови, Владыко"): "Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков". Хор: "Аминь". Духовенство трижды поет тропарь: "Христос воскресе". Хор трижды повторяет тропарь.
Затем духовенство поет стихи: "Да воскреснет Бог", хор после каждого стиха тропарь — "Христос воскресе". После "И ныне" священнослужители поют первую половину тропаря "Христос воскресе", хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав".