Учение о крещении. Главная идея этого учения формулируется следующим образом: существуют три обязательных условия крещения.
Первое: крестить можно только взрослых. Совершается обязательно полным погружением и только в сознательном возрасте. Крещение детей считается недействительным. Что такое взрослый? В разных странах и в разное время этому слову даётся разное толкование. В СССР и в России ранее крестили при достижении 18 лет, с середины 80-х гг. крестят с 16 лет.
От первого условия произошло название конфессии. В начале они называли себя просто христианами. Но, переехав в Англию, в годы относительной религиозной свободы христиане с новыми религиозными взглядами стали публично крестить взрослых людей, ибо прежнее их крещение, когда они были ещё детьми, считалось в новой конфессии недействительным. Представители новой конфессии нередко делали обряд крещения одновременно и своеобразным агитационно-пропагандистским мероприятием. Народ, глядя на них, стал говорить: «Вот крестители! Вот крестители!». «Крестители» по-гречески звучит как «баптисты». В частности Иоанн Креститель, крестивший Иисуса Христа, в Евангелиях в оригинале (а он написан на греческом языке) называется Иоанном Баптистом. Греческое слово с тем же звучанием перешло в английский язык. Слово понравилось, и представители новой конфессии с середины XVII века стали называть себя баптистами
Второе обязательное условие: крестить можно только тех, кто дал добровольное согласие на крещение. Это условие баптисты называют ещё «сознательным выбором веры». Крещение не следует сразу за обращением. Существует испытательный срок, испытывается крепость веры новообращенного.
Третье обязательное условие на языке баптистов называется «рождением свыше». Под «рождением свыше» понимается наличие веры в Бога. Крещение не означает превращения верующего в неверующего. Для того, чтобы креститься, надо уже быть верующим. Крещение означает принятие верующего в религиозную организацию. Само крещение может происходить или в естественном водоёме, или в специальном бассейне для крещения (баптистерии). Больных разрешается крестить в ванной. Способом крещения является полное погружение крещаемого в воду.
Учение о хлебопреломлении. Вечеря Господня совершается регулярно в воспоминание о новозаветном завещании Христа. Это видимый символ единения с Иисусом Христом и духовного причастия его естества. Благословленные пресвитером хлеб и вино разносятся дьяконами по залу. Детей и некрещеных к преломлению хлеба не допускают.
Деление на мирян и священство не существует. Пресвитер выбирается посредством голосования всей общины и считается «братом среди братьев». Должность выборная на определенный срок. Один пресвитер может выбираться бесконечное число раз, однако может быть и снят, но только самой общиной. Слова «пресвитер» и «епископ» считаются полными синонимами, что доказывается в Новом Завете. Его функция – пастырство, учительство. Таинства рукоположения нет, пресвитер не обладает никакой особой благодатью, кроме своей личной, полученной по личной вере. Баптисты исповедуют принцип всеобщего священства. Если нет пресвитера, Вечерю Господню и крещение, в крайнем случае, может совершать любой член церкви.
В управлении церковью (общиной) должен соблюдаться принцип демократичности. Церкви независимы друг от друга в своих внутренних делах; в межобщинных отношениях должны руководствоваться принципом любви и взаимопомощи. Нет иерархии. Нет центральной личности или организации, осуществляющей управление. Союз церквей – объединение самостоятельных и независимых общин. Прямым и непосредственным главой церкви считается Христос.
В апостольскую преемственность не верят. Власть апостолов была властью церкви, а не личной властью апостолов, которую они могли бы передать по наследству. Культа святых и Богоматери нет. Обряд свободный, без внешней пышности, литургических облачений нет.
Баптистское богослужение сосредоточено на изложении и толковании Писания через проповеди, делая акцент на произвольно выбранные, нежели установленные, молитвы. Пение церковных гимнов также одна из характерных черт богослужения.
Кроме общехристианских праздников, Рождества (7-8 января), Крещения (19 января), Вербного Воскресения, Пасхи, Вознесения, Сретения (15 февраля), Благовещения, Троицы, отмечают праздник Жатвы (29 сентября) и День Единства (27 октября).
Глава 2. Баптизм в России
Баптизм и евангелизм появились в России во второй половине XIX века. Российский баптизм зародился в результате слияния трех встречных процессов – развития протопротестантских российских религиозных движений (крестьянского «духовных христиан» и протопротестантских настроений высших классов) и западного религиозного влияния.
Духовное христианство (хлысты, духоборы, молокане), существовавшие в России, по крайней мере, с XVIII века, не имели ни строгой организации, ни догматики. Эволюция духовного христианства в сторону баптизма в первую очередь связана с судьбой молокан. Молокане, как и духоборы, отрицали церковную иерархию, монашество, почитание икон, мощей, культ святых, поклонялись Богу «в духе и истине», исповедовали «этику добрых дел», стремились построить «царство Божье на земле» и организовывали коммуны с общей собственностью. В то же время молокане, в отличие от духоборов, признавали догмат Троицы, таинства, единственным авторитетным источником истины считали Библию.
С начала 19 века в молоканской среде распространились переводы немецких протестантских авторов. Появились толки как кальвинистского, так и арминианского отношения к доктрине спасения.
Другой, собственно российский, источник русского баптизма – пропротестантские настроения среди части высшего петербургского общества, существовавшие по крайней мере с середины XVIII века. В связи с этим, например, можно отметить религиозные взгляды Петра III и деятельность Библейского общества при Александре I.
Миссионерские западные истоки российского баптизма связаны в основном с немецким (на простой народ) и английским (на высшие классы) влиянием. Немецкое влияние осуществлялось как из среды российских немцев (штундизм – течение протобаптистского толка, охватившее российских лютеран и меннонитов, в которое со временем были вовлечены украинцы – в первую очередь молокане, но не только; некоторые исследователи указывают также на влияние пиетистов-сепаратистов из Вюртенберга, основавших колонии в Северном Причерноморье с целью построить безгреховное общество), так и непосредственно из Германии.
«Евангельское пробуждение в российском народе – говорит Савинский С.Н., - подготавливалось бурным развитием исторических событий конца XVIII — первой половины XIX столетий. Наиболее существенными в этом отношении были: закрепление России в северном Причерноморье с заселением присоединенных земель; победоносные войны Наполеона в Европе и разгром его армии в Отечественной войне 1812 года; продолжение заселения Причерноморья и внутригосударственные мероприятия русского правительства».
К концу XVIII столетия в результате многочисленных войн с Турцией Россия приобрела выход к Черному морю и утвердилась на его северных берегах. Новые земли представляли собой в то время обширные, никем не заселенные пустыри. Для заселения их правительство Екатерины II пригласило иностранных колонистов (преимущественно немцев), среди которых значительную часть составили меннониты и, частично, лютеране из Пруссии и Данцига. Приглашенные меннониты, как наиболее организованные в общинно-хозяйственной жизни, получили от русского правительства целый ряд льгот и привилегий. В период с 1789 по 1815 годы их колонии организовали два меннонитских округа: Хортицкий (из 18 колоний) и Молочанский (40 колоний). Несколько колоний в Херсонской губернии организовали лютеране из Данцига. Все переселения немцев довоенного времени диктовались сугубо хозяйственно-экономическими соображениями: возможностью заселения пустующих земель с намерением обрести безбедную жизнь.
Значительные площади плодородных южных земель раздавались царским правительством российским дворянам, которые создавали здесь крупные поместья. Здесь же селились крестьяне-малороссы и отчасти ремесленники.
Мировые события 1805—1815 гг. потрясли христианский мир Европы. Стремительное восхождение Наполеона и ужасное его падение произошли на глазах одного поколения, которое в немом изумлении следило за событиями и еще при первых успешных завоеваниях принялось осмысливать происходящее. Многие христиане, в особенности в пиетических кругах Запада, называли Наполеона апокалипсическим «зверем из бездны». После разгрома его армии императора Александра I стали называть «белым ангелом». К этому присовокупили толкования немецких богословов Бенгеля (1687—1752 гг.) и пиетиста Юнга Штиллинга (1740—1817 гг.) о времени наступления тысячелетнего царства и второго пришествия Христа за Церковью. Указывался 1836 год. Появились «пророки» и «пророчицы», которые указывали на восток, пустыню, где должно спастись «жене, скрывающейся от ярости дракона». Таким местом большинство указывало на пустующие места юга России, куда был открыт свободный доступ. В наиболее сильной форме дух таких пророчеств отразился на пиетистах Вюртемберга крайнего толка (Южная Германия). Они назывались сепаратистами (выделившимися). Будучи недовольными греховной жизнью окружающих их людей, они стремились устроить на земле общество верующих, в котором «не существовало бы условий для греховной жизни», но обитала бы «правда Божия на земле». Поэтому значительная часть пиетистов (в том числе и пиетисты-сепаратисты) стали переселяться в большом количестве в другие страны, главным образом в северное Причерноморье, образовывая свои колонии. Так образовались колонии Рорбах, Вормс, Нейгоффунг и другие. Эти переселения, побудительной причиной которых, в основном, были религиозные мотивы, составили вторую волну иммиграции в Россию.