Смекни!
smekni.com

Возникновение и распространение баптистских церквей в России (стр. 4 из 7)

В 1861 году в России была объявлена крестьянская реформа, которая явилась отдаленным последствием Отечественной войны 1812 года. Освободившись от крепостной зависимости, безземельные крестьяне, не имевшие в большинстве своем возможности приобрести землю, вынуждены были изыскивать пути содержания себя и своих семейств. Владевшие ремеслами уходили на заработки в ближайшие строящиеся города (Николаев, Херсон, Одессу, Александровск). Другие нанимались работниками к немцам-колонистам. И лишь немногие, так называемые десятинщики, арендовали на кабальных условиях небольшие участки земли у бывших своих помещиков. Крепостному человеку было не до духовных вопросов. С реформой изменился нажитой уклад жизни крестьянина. Чувство человеческого достоинства пробудило в нем духовные потребности. Дух свободы и независимости личности отразились в той или иной форме на многих сторонах освобожденного народа, и неудивительно, что это проявилось и в религиозной жизни.

Итак, мы видим, развитию баптистского движения в России способствовало духовное искание народа (молокане, хлысты, духоборы и т.д.), а также присоединение земель, где огромное влияние имели протестантские церкви.

2.1. Возникновение и распространение баптистских церквей в Российской империи

На территории Российской империи первые небольшие группы баптистов появились в Финляндии (1856 год) и Латвии (1861 год), но они не сыграли заметной роли в формировании российского баптизма, оставшись локальным явлением. Подлинными очагами распространения баптизма и евангельского христианства стали юг России, Украина, Кавказ и Санкт-Петербург.

Идеи баптизма принесли в Россию из Германии проповедники этого направления протестантизма – эмиссары руководителя баптистов в Гамбурге Иоганна Онкена. Первоначально их влияние было направлено лишь на немецкие колонии на Украине и Кавказе, в Новороссии, Таврической губернии и легло на благодатную почву переживавших «религиозное пробуждение» новоменнонитских (братских) общин. Начиная с 1866 года проповедники баптизма из Германии регулярно посещали эти общины на Украине, и вскоре многие из них приняли баптистское вероучение и организацию. Активно вели работу проповедники из Германии и в среде лютеран, многие из которых также принимали крещение по вере и образовывали баптистские общины.

Одним из очагов возникновения баптизма в России был Кавказ, где питательную почву для него составило молоканство.

Здесь в Тифлисе (Тбилиси) 20 августа 1867 года немец-баптист Мартин Кальвейт, переселившийся на Кавказ из Ковенской губернии, крестил в реке Куре молоканина Никиту Исаевича Воронина. Именно от этой даты российские баптисты ведут отсчет своей истории.

Вскоре Н.И. Воронин образовал первую русскую баптистскую общину в Тифлисе. Она пополнялась в основном за счет молокан: крестьян, ремесленников, торговцев. Ее членами стали будущие видные деятели российского баптизма В.Г Павлов, В.В.Иванов, А.М.Мазаев, В.Г.Павлова современные баптисты называют «патриархом русского баптизма». Это был высокообразованный и чрезвычайно одаренный человек, владевший более чем двадцатью иностранными языками, в том числе древними. Община росла, ее влияние быстро распространялось на Кавказе. В.В.Иванов создал баптистскую общину в Баку и окрестных селениях, С.Г.Родионов и В.Г.Павлов – во Владикавказе. В годы русско-турецкой войны 1877-1879 гг. тифлисская община направила двух братьев и двух сестер для ухода за ранеными, за что была удостоена награды знаком Красного Креста. С 1879 года общину возглавил В.Г.Павлов. В 80-х гг. установились связи с баптистскими общинами на Украине и евангельскими христианами в Петербурге.

Другим очагом возникновения баптизма в Российской империи стал юг Украины. В 1869 году пресвитером немецкой общины в Эйнлаге А.Унгером был крещен крестьянин из русских штундистов Ефим Цимбал из деревни Карловка Херсонской губернии. Е.Цимбал крестил нескольких других русских и украинских штундистов, в том числе крестьянина Ивана Рябошапку, который в свою очередь крестил Михаила Ратушного из Одесского уезда. Все они стали пионерами баптистского движения среди русских и украинских крестьян, положив начало русскому баптизму на юге России.

Третьим центром зарождения евангельско-баптистского движения в России стал Санкт-Петербург. Если на Украине социальную базу нарождающегося баптизма составляли в основном крестьяне, а в Закавказье и на Северном Кавказе – мелкие и средние предприниматели, ремесленники и крестьяне, то в Санкт-Петербурге евангельское движение зародилось в великосветских кругах, почему его иногда называли салонным евангелизмом.

Толчок ему дала проповедь англичанина лорда Гренвилла Редстока (1833-1913). Лорд Редсток происходил из аристократической семьи, получил блестящее образование, сделал военную карьеру. Тяжелая болезнь на грани смерти способствовала его обращению к евангельскому учению. Выздоровев, он вышел в отставку в чине полковника и посвятил свою жизнь проповеднической деятельности, придерживаясь линии общих баптистов. Он проповедовал в Англии, Франции, Швейцарии, в основном в аристократической среде. Во время проводимых им евангельских собраний на швейцарском курорте его слушательницами, а затем и верными последовательницами стали Е.И.Черткова и княгиня Н.Ф.Ливен. По приглашению Е.И.Чертковой лорд Редсток в 1871 году приехал в Петербург и начал проповедовать в великосветских салонах. В результате проповеди его последователями стали отставной полковник В.А.Пашков, граф М.М.Корф, министр путей сообщения граф А.П.Бобринский, княгиня В.Ф.Гагарина и другие. Три года подряд Г.Редсток приезжал в Петербург, каждый раз расширяя круг своих последователей. Побывал он и в Москве, но здесь его проповедь успеха не имела.

Община петербургских евангельских христиан образовалась в 1874 году. Эта дата считается годом возникновения евангельского христианства в России как самостоятельного направления.

Последователи Редстока в Петербурге, положившие начало движению евангельских христиан в России, не ограничивались аристократическим кругом, а начали проповедовать среди рабочих, студентов и мелких чиновников. В 1876 году В.А.Пашков, В.Ф.Гагарина, М.М.Корф и Е.И.Черткова учредили Общество поощрения духовно-нравственного чтения, которое издавало и распространяло по России книги, брошюры, листки духовно-нравственного содержания, а также журнал «Русский рабочий». Евангельские христиане – «пашковцы» (как их стали называть по имени их духовного руководителя В.А.Пашкова) не ограничивались проповедью в Петербурге, но занимались «чтением Евангелия народу» и за его пределами, в своих имениях, устанавливали связи со штундистами и баптистами в других губерниях, в частности на Украине и Кавказе.

Первая конференция баптистов под председательством В.Г.Павлова с участием представителей общин Кавказа прошла в 1879 году в Тифлисе. В 1882 году в колонии Рюкенау Таврической губернии состоялась объединенная конференция братских меннонитов и баптистов. Особое значение имела Первая объединенная конференция евангельских христиан-пашковцев, баптистов, братских меннонитов, штундистов и новомолокан, состоявшаяся 1-5 апреля 1884 года в Петербурге. Напуганное размахом нового движения, царское правительство арестовало и выслало из Петербурга весь состав конференции (именно тогда был выслан за границу и В.А.Пашков). Однако уже через несколько недель (30 апреля – 1 мая 1884 года) в с. Нововасильевка Бердянского уезда Таврической губернии состоялся Первый съезд русских баптистов, на котором был образован Союз русских баптистов, возглавленный И.И.Вилером.

Всего до революции 1917 года состоялось 22 всероссийских съезда баптистов, четыре всероссийских съезда евангельских христиан и два объединенных съезд евангельских христиан баптистов (в 1906 и 1907). Многократно обсуждая проблемы объединения двух течений и даже предпринимая попытки такого объединения, лидеры евангельских христиан и баптистов до революции к нему так и не пришли.

Царское правительство занимало по отношению к евангельским движениям противоречивую позицию. С одной стороны, российское законодательство гарантировало «иностранцам» в рамках своих конфессий («иностранных исповеданий») свободу вероисповедания, с другой стороны, власти и особенно Православная церковь опасались распространения их влияния на православное население. Поэтому драконовские законодательные меры и административные преследования чередовались с акциями, облегчающими их существование.

Наиболее примечательным был циркуляр от 15 августа 1879 года, утвержденный царем и подписанный министром внутренних дел Маковым, содержавший «мнение Государственного Совета о духовных делах баптистов». Циркуляр гласил: Государственный Совет в Департаменте законов и общем собрании, рассмотрев представление Министерства внутренних дел о духовных делах баптистов, положил: В дополнение подлежащих статей Свода законов постановить: Баптисты на основании статьи 44 Основного государственного закона беспрепятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных ими или отведенных им для сего с разрешения губернатора домах.

Избираемые баптистами духовные наставники – старшины, учителя, проповедники – могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе как после утверждения их в сем звании губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести присягу на верность службе во время пребывания их в России.