Смекни!
smekni.com

Возникновение и распространение баптистских церквей в России (стр. 5 из 7)

Метрические записи браков, рождения и смерти баптистов ведутся местными гражданскими властями…».

Первые два пункта повторяли в основных чертах уже имевшиеся в российских законах льготы в отношении вероисповедания для иностранцев, но теперь они давали некоторый шанс на признание и для русских баптистов. Особое значение имел третий пункт, так как до этого браки баптистов считались недействительными, а дети, не крещенными в православной церкви, признавались незаконнорожденными с вытекавшими отсюда последствиями.

Однако вскоре после этого циркуляра обер-прокурором Святейшего Синода стал К.П.Победоносцев (1880), и началась эпоха гонений на сектантов и раскольников. Уже в 1882 году появилось разъяснение Министерства внутренних дел о том, что закон 1879 года не распространяется на русских баптистов – выходцев из православия.

По инициативе обер-прокурора Синода Победоносцева были приняты два новых закона. «Мнение Государственного Совета о даровании раскольникам всех вероисповеданий права богослужения» от 3 мая 1883 года наряду с «дарованием» предписывало ответственность «уставщиков, наставников и других лиц, исполняющих духовные требы у раскольников» в случаях, «когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными…». А циркуляр от 3 сентября 1894 года, высочайше утвержденный и подписанный министром внутренних дел Дурново, и вовсе объявлял штунду (под которой подразумевался и баптизм) «одной из наиболее опасных в церковном и государственном отношении» сект. На основании этого закона правительство и Православная церковь в течении 20 лет жестоко преследовали штундистов, баптистов, евангельских христиан и адвентистов.

Положение стало меняться только в начале века, когда в обстановке глубокого общественного кризиса, охватившего Россию, самодержавие вынуждено было пойти на определенные уступки демократического свойства. Они касались и свободы вероисповедания.

Манифест Николая II от 26 февраля 1903 года содержал положения, облегчавшие существование штундистов, баптистов и евангельских христиан: «Укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в основных законах Российской империи, которые, благоговейно почитая Православную церковь первенствующей и господствующей, предоставляют всем подданным нашим инославных и иноверных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной».

Высочайший указ от 12 декабря 1904 года в развитие Манифеста 1903 года предписывал «подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и независимо от сего принять ныне же, в административном порядке, соответствующие меры к устранению в религиозном быте всякого, прямо на законе не установленного, стеснения».

И наконец, 17 апреля 1905 года последовал именной Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», который признавал, что «отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой каких-либо невыгодных в отношении личных и гражданских прав последствий, причем отпавшие по достижении совершеннолетия от православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало».

Итог подвел Манифест Николая II от 17 октября 1905 года, в котором говорилось: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

1 ноября 1905 года обер-прокурором Святейшего Синода К.П.Победоносцев был отправлен в отставку. Закончился период прямых гонений на протестантское христианство.

Баптисты и евангельские христиане достаточно эффективно воспользовались предоставленными свободами. Число их общин и последователей росло, увеличивались количество и тиражи их изданий, проводились съезды и конференции, образовывались союзы. Был создан Союз христианской молодежи. В 1909 году произошло объединение общин евангельских христиан в Русский евангельский союз. Продолжались, хотя без особого успеха, попытки объединения евангельских христиан и баптистов.

По официальным данным, на 1 января 1912 года в России было 114 652 баптиста и 30 716 евангельских христиан (по сравнению с 1905 годом число первых увеличилось на 28 114, вторых – на 9818 человек). Исследователи оценивают общую численность баптистов и евангельских христиан к 1917 году примерно в 150-200 тысяч человек.

2.2. Баптизм в СССР

Руководство Союза русских баптистов и Русского евангельского союза восторженно приветствовало Февральскую революцию и возлагало большие надежды на деятельность Временного правительства. Часть из них настороженно, а часть негативно встретила Октябрьскую революцию. Так или иначе, но трезвомыслящие руководители евангельско-баптистского движения отдавали себе отчет, что их церквам предстоит жить и действовать при новой власти, в новых общественных условиях, тем более что начало было обнадеживающим: Декрет советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года провозглашал свободу совести и уравнивал все религиозные организации перед законом. Православная церковь, извечная гонительница «сектантов», лишалась поддержки государства и переставала быть «первенствующей и господствующей», а баптизм, евангельское христианство, адвентизм – гонимыми религиями.

Этот акт советского правительства вызвал доброжелательные отклики баптистов и евангельских христиан и предопределил на ближайшие годы поворот их в сторону лояльности к новому строю. Еще более благоприятно настраивал их Декрет СНК РСФСР (1919) «Об освобождении от воинской обязанности по религиозным убеждениям».

Первое послереволюционное десятилетие, особенно период НЭПа, сами духовные руководители баптизма называли «золотым десятилетием». Оно было отмечено быстрым ростом и распространением по стране баптистских и евангельских общин, создаваемых ими коллективных хозяйств, коммун и кооперативов, организацией Баптистского союза молодежи. В 1928 году общая численность баптистов и евангельских христиан в СССР приблизилась к полумиллиону. В 1920-1921 гг. вновь была предпринята попытка слияния двух союзов в единый Союз евангельских христиан и баптистов, даже был назначен объединенный съезд, который должен был принять такое решение, но он так и не состоялся.

«В 1920 году в Москве – говорит в своей книге Ю.Решетников - в одно и то же время проходили съезды евангельских христиан и баптистов, некоторые их заседания проходили совместно. От двух союзов на этих заседаниях присутствовало 60 делегатов, в том числе И.С.Проханов, Я.И.Жидков, А.Л.Андреев, М.А.Орлов, В.Г.Павлов, П.В.Павлов, М.Д.Тимошенко и другие. На одном из таких совместных заседаний было принято решение об объединении союзов в один Всероссийский союз евангельских христиан и баптистов при сохранении за общинами права самим избирать себе название. В вопросах посвящения пресвитеров за основу бралось мнение баптистов. Однако когда рассматривался вопрос о составе руководящего органа и его местонахождения стороны не пришли к согласию, поэтому в практическом плане объединения так и не произошло».

Однако «золотое десятилетие» подошло к концу. Уже к середине 20-х годов евангельско-баптистское движение, как и другие религиозные организации в стране, было поставлено под жесткий контроль органов ГПУ и стало объектом резких нападок антирелигиозной пропаганды. С началом коллективизации началось и все более сильное административное давление, а затем и прямые репрессии в отношении «сектантов». Юридическим основанием для них стало постановление ВЦИК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. Была изменена и 4-я статья Конституции РСФСР, ограничивающая проповедь до круга верующих, входящих в общину.

Требование обязательной регистрации с предоставлением органам устава общины началось с 1923 года, хотя официально необходимость регистрации была узаконена только в 1929 году постановлением ВЦИК и СНК РСФСР, которое действовало до 1992 года.

«Сектанты» стали рассматриваться как классовые враги. Их руководители и проповедники арестовывались, молитвенные дома закрывались. Подготовка кадров проповедников прекратилась, закрылись издания. К 1935-1937 гг. оба союза – Союз русских баптистов и Союз евангельских христиан – были разгромлены. Союз русских баптистов был закрыт в 1935 году. Всесоюзный союз евангельских христиан (ВСЕХ), в который перешла часть баптистов, хотя и уцелел, но фактически был парализован. Евангельско-баптистская деятельность там, где она сохранилась, ушла в подполье, в семьи.

В 1930 году была сделана попытка возрождения баптистского Союза, на что власти дали разрешение. Союз должен был наблюдать за регистрацией поместных церквей и их внутренней жизнью. Однако к 1935 году, все руководство было арестовано. В 1936 году власти закрыли последний легальный молитвенный дом баптистов в Ленинграде. Что же касается Союза евангельских христиан, то, несмотря на временное закрытие в 1930 году, он никогда полностью не останавливал своей деятельности. В 1929 году центральные органы ВСЕХ переехали из Ленинграда в Москву.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Интересно, что это объективно негативное событие принесло облегчение верующим. Известно, что в том же 1941 году был закрыт Союз воинствующих безбожников и его журнал “Безбожник”, власть временно прекратила преследование верующих, желая консолидировать все силы общества на борьбу с врагом.

Тем не менее, с началом Великой Отечественной войны ВСЕХ обратился к верующим с патриотическим призывом «явить на деле нашу любовь к дорогой Родине», а тем братьям, которые будут призваны в армию, «исполнить свой долг до конца, не из страха наказания, но по совести».