В мае 1942 года был создан временный Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов, который также призывал верующих быть «лучшими войнами на фронте и лучшими тружениками в тылу».
Также это письмо знаменовало начало процесса объединения между баптистами и евангельскими христианами на уровне руководства союзов, потому что подпись была: “Ваши братья во Христе - члены временного Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов - Я.И.Жидков, А.Л.Андреев, М.А.Орлов, М.И.Голяев, А.В.Карев и другие.” Интересно, что некоторые из тех, кто подписал это письмо, в то время находились в местах лишения свободы, например Я.И.Жидков, осужденный в 1938 году на восемь лет.
Расширению евангелизационной работы в этот период способствовало и то, что после войны в Россию и Украину вернулось из плена около двух тысяч новообращенных. Их обращение было результатом деятельности Евангельского комитета для работы среди русских военнопленных в Европе, который был создан в 1916 году высланным из России Вильгельмом Фетлером. В этой работе помогали и верующие из числа самих пленных. Результатом этого труда было присоединение к евангельско-баптистскому движению нескольких тысяч пленных, большая часть из которых вернулась домой.
В октябре 1944 года произошло объединение обеих церквей в Церковь евангельских христиан и баптистов (позднее было принято название «Церковь евангельских христиан-баптистов», сохраняющееся и сейчас), во главе которой встал Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). С 1945 года начал выходить журнал «Братский вестник». В 1945 году к ВСЕХБ присоединилась часть общин христиан веры евангельской – пятидесятников, в 1947 году в Союз вошли евангельские христиане в духе апостолов, или смородинцы, евангельские христиане-трезвенники, в 1963 году – часть братских меннонитов. Часть общин баптистов, евангельских христиан, пятидесятников и др. продолжала действовать без регистрации.
С января 1945 года начинает выходить журнал объединенного Союза «Братский вестник» - официальный орган ВСЕХБ. Согласно с редакторским обращением, этот журнал должен был стать «доброй вестью, братской вестью для всех братьев и сестер, рассеянных по огромной территории… Советского Союза, подобно тому, как Евангелие Господа нашего Иисуса Христа есть благой, радостной вестью для всех людей, во все концах земного шара». Журнал рассматривался как продолжение ранее издаваемых братских изданий – «Русский рабочий», «Христианин», «Утренняя звезда», «Радостная весть», «Вера», «Слово истины», «Баптист», «Баптист Украины». В первом номере журнала содержалась информация о Всесоюзном совещании 1944 года и его результатах. Обычно он выходил шесть раз в год, печатая духовно-назидательные статьи, поэтические произведения, заявления руководства по различным вопросам и новости из жизни поместных церквей. Излишне говорить, что это был официальный журнал со всеми его свойствами, тем более что он находился под постоянной цензурой со стороны власти. С некоторыми перерывами он издается до сего дня.
К 60-м годам Союз евангельских христиан-баптистов организационно окреп и превратился в самое крупное протестантское объединение в стране, имеющее свои поместные церкви или группы верующих практически во всех республиках, краях и областях СССР.
Однако их существование не было безоблачным. После принятия в 1954 году двух постановлений ЦК КПСС по вопросам научно-атеистической пропаганды началось активное – идеологическое и административное – наступление на религию и религиозные организации, причем на этот раз «сектантство» стало рассматриваться как наиболее вредное проявление религии и подвергалось самым жестким преследованиям. В 50-60-х гг. по стране прокатилась волна судебных процессов над последователями баптизма, адвентизма, пятидесятничества, на которых людей судили фактически за их религиозные убеждения.
На этом фоне в 1961 году в Союзе ЕХБ произошел раскол. Недовольные соглашательской позицией ВСЕХБ в отношении властей, преследующих верующих, Союз ЕХБ покинула часть общин, получившая в литературе название инициативников и в последствии образовавшая свой Совет церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). По сути дела только во второй половине 80-х гг., с началом перестройки и изменением политики государства в религиозном вопросе, общины евангельских христиан-баптистов получили возможность нормальной свободной деятельности.
Первичная ячейка ЕХБ – община – носит название поместной церкви. В отличие от Вселенской церкви, включающей в себя, по вероучению ЕХБ, все возрожденные души, как уже перешедшие в вечность, так и еще живущие на земле, поместная церковь состоит из людей, уверовавших во Христа и принявших водное крещение по вере. Всей ее деятельностью руководит пресвитер. Работу пресвитеров поместных церквей координируют старшие пресвитеры региональных объединений ЕХБ, которые вместе с членами пресвитерского совета проявляют заботу и попечение о поместных церквах, принимают участие в избрании пресвитеров и других служителей поместных церквей и рукоположении их. Пресвитеры и диаконы избираются верующими на собраниях поместных церквей, и каждый год отчитываются за свою работу. Старшие пресвитеры избираются на совещании служителей региона на четыре года.
Итак, мы видим, «сектанты» стали рассматриваться как классовые враги. Их руководители и проповедники арестовывались, молитвенные дома закрывались. Подготовка кадров проповедников прекратилась, закрылись издания. К 1935-1937 гг. оба союза – Союз русских баптистов и Союз евангельских христиан – были разгромлены. Союз русских баптистов был закрыт в 1935 году. Всесоюзный союз евангельских христиан (ВСЕХ), в который перешла часть баптистов, хотя и уцелел, но фактически был парализован. Евангельско-баптистская деятельность там, где она сохранилась, ушла в подполье, в семьи.
После принятия в 1954 году двух постановлений ЦК КПСС по вопросам научно-атеистической пропаганды началось активное – идеологическое и административное – наступление на религию и религиозные организации, причем на этот раз «сектантство» стало рассматриваться как наиболее вредное проявление религии и подвергалось самым жестким преследованиям. В 50-60-х гг. по стране прокатилась волна судебных процессов над последователями баптизма, адвентизма, пятидесятничества, на которых людей судили фактически за их религиозные убеждения.
2.3. Возрождение баптистских организаций в Российской Федерации
Новые условия для деятельности евангельских христиан-баптистов в Советском Союзе возникли с провозглашением в 1985 году «перестройки», а в особенности с 1988 года, когда в стране практически официально отмечалось 1000-летие крещения Руси. Изменения в политическом климате привели и к изменениям в законодательстве, позволившим церквям выйти из подполья и развернуть неслыханную ранее евангелизационную работу.
Конституированный в 1991 году после распада СССР Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации (с 1988 года по решению ХХХ Всероссийского съезда Союза ЕХБ носит название Российский Союз ЕХБ) являлся до недавнего времени самым крупным протестантским образованием в России как по числу общин и последователей, так и по распространенности на территории страны. (В последнее время баптистов по всем этим показателям превзошли пятидесятнические церкви.) Союз ЕХБ строится на принципе автономии поместных церквей и координации целей совместного служения. Координацию осуществляют 52 региональных объединения ЕХБ, возглавляемых старшими пресвитерами и существующими при них пресвитерскими советами, в которые входят пресвитеры всех поместных церквей региона. По данным руководства Союза, в настоящее время Российский союз ЕХБ объединяет 1600 поместных церквей, насчитывающих свыше 90 тысяч членов. По данным Министерства юстиции РФ, на 1 января 2004 года зарегистрировано 979 поместных церквей евангельских христиан-баптистов, 53 централизованных религиозных организаций, три духовно-образовательных заведения и одно религиозное учреждение Союза ЕХБ РФ (в указанное число зарегистрированных поместных церквей входят и свыше 30 общин Совета церквей ЕХБ). Остальные действуют без регистрации, причем без регистрации действует большинство общин, поддерживающих СЦ ЕХБ. По данным руководства СЦ ЕХБ действуют несколько таких общин.
Высший орган Российского союза ЕХБ – съезд. Последний, ХХХI Всероссийский съезд ЕХБ России состоялся в марте 2002 года.
Съезд провозгласил приоритетом служения церквей евангелизацию населения страны, рассматривая Россию как «огромное невозделанное миссионерское поле», призвал искать новые формы богослужения и евангелизации, выходить в средства массовой информации и развивать собственные, христианские СМИ. На съезде шла речь о повышении духовного образования каждого члена церкви и особенно пасторов и миссионеров. Съезд ориентировал поместные церкви на создание среди верующих малые группы для серьезного изучения Священного Писания, и особое внимание уделил служению среди детей и молодежи. Эти же задачи поставлены перед Молодежным советом при Российском союзе ЕХБ во главе с помощником председателя Союза по молодежному служению.
Руководит работой Союза Совет, состоящий из старших пресвитеров региональных объединений. При Совете функционируют отделы: общий, миссионерский, административно-правовой, духовного образования, музыкальный, архитектурно-строительный, воскресных школ.
Российский союз ЕХБ входит на принципе автономии и координации целей совместного служения в Евро-Азиатскую федерацию союзов церквей ЕХБ СНГ, Европейскую баптистскую федерацию (ЕБФ) и Всемирный союз баптистов (ВСБ).
Союз ЕХБ имеет систему духовных школ. Среди них – Московская духовная семинария, Московский богословский институт, Санкт-Петербургский христианский университет, в ряде городов (Санкт-Петербург, Омск, Иркутск и др.) работаю годичные очные Библейские школы, которые готовят пасторов и проповедников. Практически при каждой общине имеется воскресная школа для детей. При многих поместных церквях действуют миссии.