Смекни!
smekni.com

Духовный отец в Православии (стр. 5 из 5)

Многим кажется, что они не находят себе духовного отца из-за того, что они воображают себе его в некотором определенном образе: они ждут преп. Серафима и поэтому не замечают руководителей, которых Бог действительно посылает им. Часто бывает так, что предполагаемые проблемы вовсе не так сложны, и на самом деле люди уже знают в глубине сердца, какой ответ должен быть им дан. Однако этот ответ им не нравится, так как предполагает терпеливые постоянные усилия с их стороны. И вот они ждут deus ex machina, который одним волшебным словом сделает вдруг все простым. Таким людям надо просто помочь понять сущность духовного руководства.

Современные примеры

В заключение хочу кратко вспомнить о двух старцах нашего времени, которых я имел счастье знать лично. Первый — о. Амфилохий (†1970), одно время бывший настоятелем монастыря ап. Иоанна на Патмосе, а позднее — духовным отцом женской монашеской общины, которую он основал недалеко от этого монастыря. Что особенно характерно было для него — это мягкость и теплота его любви и чувство спокойной, но вместе с тем ликующей радости. Жизнь во Христе, как он ее понимал, — не тяжкое иго и бремя, которое надо покорно нести, но личное общение, требующее сердечного пыла. Он твердо противостоял всякому духовному насилию и жестокости. Лежа на смертном одре и прощаясь с монахинями, которых окормлял, он убедительно просил настоятельницу не быть слишком строгой с ними: "Они оставили все, чтобы прийти сюда, и они не должны быть несчастны". [30] Когда я возвращался с Патмоса в Англию после принятия сана священника, он твердо говорил, что не нужно бояться ничего.

Второй пример — архиепископ Иоанн (Максимович), русский епископ в Шанхае, затем в Восточной Европе и наконец в Сан-Франциско († 1966). Почти карликового роста, с всклокоченными волосами и бородой, заикающийся, он очень смахивал на "юродивого во Христе". Будучи постоянно в трудах и молитвах, он со времени принятия монашества не ложился ночью в постель, вырывая для сна случайные свободные минуты в течение суток. Босым ходил он по парижским улицам, а однажды служил панихиду прямо на трамвайной линии неподалеку от марсельского порта. Пунктуальность была ему абсолютно чужда. Наиболее умеренные из паствы владыки Иоанна, сбитые с толку его непредсказуемостью, не раз высказывали сомнения, пригоден ли он для административного епископского служения. Но при таком полном попрании обычных формальностей ему удавалось то, в чем другие, полагавшиеся на мирское влияние и опыт, терпели провал, как, например, когда вопреки всяким ожиданием и идя вразрез с системой квот, он обеспечил прием тысяч беженцев из России в США.

В личном общении он бы чрезвычайно ласков и быстро завоевывал доверие маленьких детей. Особенно поражала сила его заступнических молитв. По возможности, он служил литургию ежедневно, причем она занимала в два-три раза большее, чем обычно, время из-за множества поминаемых имен. И когда он молился за людей, они никогда не бывали для него просто именами в длинном списке, но всегда личностями. Расскажу об одном характерном случае. У вл. Иоанна был обычай раз в год посещать монастырь Св. Троицы в Джорданвиле. В одно из посещений, когда он уже покидал монастырь, один монах дал ему записку с именами четырех тяжелобольных. Вл. Иоанн в течение года получал многие тысячи таких просьб помолиться. Приехав на следующий год в монастырь, он подозвал к себе этого монаха и, к величайшему изумлению последнего, извлек из глубины своей рясы измятую и изорванную ту самую записку. "Я молился за твоих друзей, — сказал вл. Иоанн, — но двое из них (он назвал имена) мертвы, а другие двое выздоровели". Так оно и было.

Даже на расстоянии он умел разделять заботы своих чад. Один из них, о. (ныне архиепископ) Иаков, настоятель небольшого монастыря в Голландии, сидел как-то в своей комнате не в силах заснуть в тревоге о чем-то. Вдруг среди ночи зазвонил телефон: вл. Иоанн, находившийся в сотнях миль от этого места, звонил, чтобы сказать, что пора о. Иакову идти спать: "Ложись спать, а то, о чем ты просишь у Бога, непременно сбудется". [31]

Такова роль духовного отца. Как выразил это Варсануфий, "я пекусь о тебе более тебя самого".

Перевод с английского Ю. Вестеля.

Список литературы

[1] Наиболее полным исследованием о духовном старчестве на христианском Востоке остается: I. Hausherr, SJ, Direction spirituelle en Orient autrefois (Orientalia Christiana Analecta 144: Rome 1955). Прекрасный портрет великих русских старцев содержится в: J.B. Dunlop, Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky’s Staretz Zossima (Belmont, Mass, 1972); ср. I. de Beausobre, Macarius, Staretz of Optino: Russian Letters of Direction 1834 – 1860 (London 1944). О жизни и писаниях русских старцев настоящего столетия см. Archimandrite Sofrony, The Monk of Mount Athos. Staretz Silouan: 1866 – 1938 (London 1973); Wisdom from Mount Athos (London 1974).

[2] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection (PG 65), Antony the Great, 37 and 38: ET Benedicta Ward, SLG, The Sayings of the Deserts Fathers (London 1981), pp. 8-9 [русск. перев.: "Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов". Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (репр. изд. МДА, 1855 г и Вечное, 1965 г.), с. 17-18].

[3] Apophthegmata Patrum, anonymous series (Nau/Guy), 244 (112) and 290 (158): ET Benedicta Ward, SLG, The Wisdom of the Deserts Fathers (Fairacres Publication 48: Oxford 1975), pp. 34, 45.

[4] A. Elchaninov, The Diary of a Russian Priest (London 1967), p. 54.

[5] The Life of Antony, chapters 87 and 81: ET R.C. Gregg (The Classic of Western Spirituality: New York 1980), pp. 94, 90 [русск. перев.: Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1994 (репр. изд. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры,1903 г.). Том III, с. 241 и 245].

[6] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Theophilus the Archbishop, 2: ET, p. 81 [в русск. перев. ("Достопамятные сказания...", цит. изд.) в главе о Феофиле архиепископе (с. 200-201) этого текста нет].

[7] Ibid., Antony, 27: ET, p. 7 [русск. перев.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 16].

[8] Ibid., Antony, 24: ET, p. 6 [русск. перев.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 15].

[9] Ср. жития св. Тихона Задонского († 1753) и современника еп. Игнатия еп. Феофана Затворника († 1894).

[10] Evergetinos, Synagoge i, 20: ed. Victor Matthajou, vol. I (Athens 1957), pp. 168-9.

[11] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Poemen 8: ET, p. 167 [русск. перев.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 135 — в другом переводе].

[12] О важности молитвы духовного отца см., напр., Apophthegmata Patrum, anonymous series, 293 (160): ET, pp. 45-46.

[13] The Book of Varsanuphius and John, ed. Sotirios Schoinas (Volos 1960), Letters 208, 39, 353, 110 and 239 [Русск. перев.: "Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников". Изд. группа Св.-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря "Скит", б/г. Здесь в указанных номерах мы нашли только часть цитат: ответы № 39 (с. 47), № 110 (с. 93), № 350 (с. 246)]. Критическое издание части греческого текста с английским переводом подготовлено Д. Дж. Читти [D. J. Chitty]: Varsanuphius and John, Questions and Answers (Patrologia Orientalis xxxi, 3: Paris 1966). Полный французский перевод выполнен Л. Рено [L. Regnault]: Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondance (Solesmes 1972).

[14] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Antony, 16: ET, p. 4 [русск. пер.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 13].

[15] Ibid., John the Theban, 1: ET, p. 109 [русск. пер.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 91].

[16] Mystic Treatises of Isaac of Nineveh, ET A.J. Wensinck (Amsterdam, 1923), p. 341 [русск. перев.: "Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические". "Правило Веры", М., 1993 (репр. изд. Сергиев Посад, 1911), слово 48, с. 205-206].

[17] "Conversation of St. Seraphim on the Aim of the Chriistian Life", in the A Wonderful Revelation to the World (Jordanville, NY 1953), pp. 23-24 [русск. текст: С. Нилус. "Великое в малом. Записки православного". Изд. Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 (репр. изд. Сергиев Посад, 1911), с. 199-200].

[18] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, John the Dwarf, 1: ET, pp. 85-86 [русск. перев.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 77].

[19] Ibid., Mark the Disciple of Silvanus, 1 and 2: ET, pp. 145-146 [русск. перев.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 120].

[20] Ibid., Joseph of Panepho, 5: ET, p. 103 [русск. перев.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 86-87].

[21] Ibid., Saio, 1: ET, p. 229 [в русск. перев. ("Достопамятные сказания...", цит. изд.) мы не нашли этого старца]. Старец регулярно возвращал украденные вещи их владельцам.

[22] Apophthegmata Patrum, anonymous series, 295 (162): ET, p. 47. Подобная история есть в alphabetical collection, Sisoes, 10: ET, p. 214 [в русск. пер. ("Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 172-180) не найдено]. Ср. Быт. 22 (Авраам и Исаак).

[23] Fr. Andre Scrima, "La tradition du pere spirituel dans l’Eglise d’Orient", Hermes, 1967, no. 4, p. 83.

[24] Apophthegmata Patrum, alphabetical collection, Poemen, 174: ET, p. 191 [русск. перев.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 157 (глава не 174, а 173)].

[25] Ibid., Isaac the Priest, 2: ET, pp. 99-100 [русск. перев.: "Достопамятные сказания...", цит. изд., с. 73].

[26] The Book of Varsanuphius and John, Letters 23, 51, and 35 [Русск. перев.: "Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни...", цит. изд., с. 37, 55 и 44].

[27] Цит. по: Thomas Merton, Spiritual Direction and Meditation (Collegeville, Minn. 1960), p. 12.

[28] "The Monastic Rule", in G. P. Fedotov, A Treasury of Russian Spirituality (London 1950), pp. 95-96.

[29] Но см. Мертона [Merton], op. cit., pp. 14-16 об опасности строгого монашеского устава без соответствующей духовной установки.

[30] I. Gorainoff, "Holy Men of Patmos", Sobornost (The Journal of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius), series 6, no. 5 (1972), pp. 343-344.

[31] Bishop Savva of Edmonton, Blessed John: The Chronicle of the Veneration of Archbishop John Maximovich (St. Herman of Alaska Brotherhood: Platina, Calif. 1979), p. 104.