Смекни!
smekni.com

Дискуссия о проблеме первенства в современном католическом богословии (стр. 2 из 2)

В главе третьей указанной энциклики есть несколько разделов, посвященных вопросу о первенстве Римского епископа. Первенство здесь определяется вполне традиционно. Утверждается, что в папском служении ("служении Петра") Католическая Церковь сохранила "зримое знамение и залог единства". Служение Петра целиком берет свое начало в благодати. При этом Иоанн Павел II говорит, что считает себя призванным "найти такую форму первенства, которая, ни в коей мере не поступаясь тем, что для него характерно, была бы открыта новой ситуации". Выявление этой формы должно облегчить диалог католиков с другими христианскими Церквами.

Также в цитируемой энциклике предпринята попытка смягчить отмеченное выше противоречие между католическим догматом о папском примате и традиционным церковным учением о власти епископов. В Ut unum sint специально подчеркивается: "Утверждая, что служение Римского епископа соответствует воле Христа, Католическая Церковь не отделяет это служение от миссии, вверенной всему сонму епископов - "заместителей и посланников Христа". Епископ Рима - член "коллегии", и остальные епископы - его братья в служении". Энциклика также стремится вписать учение о первенстве в общинную экклесиологию. Здесь прямо сказано, что служение Петра "должно осуществляться в общении".

Энциклика явно дистанцируется от тех жестких формулировок первенства, которые были приняты в 1870 году. В подтверждение можно привести следующую цитату из Ut unum sint: "В собрании всех пастырей предназначение Римского епископа заключается как раз в том, чтобы "наблюдать" (episkopein) подобно часовому, дабы благодаря усилиям всех пастырей во всех отдельных Церквах слышался голос Пастыря Христа. Таким образом, в каждой отдельной церкви, вверенной этим пастырям, присутствует ипа, sancta, catholica et apostolica Ecclesia (Единая, Святая, Кафолическая и Апостольская Церковь). Все Церкви пребывают в полном и зримом общении, потому что все пастыри пребывают в общении с Петром и, следовательно, едины во Христе. Властью и авторитетом, без которых это служение было бы иллюзорным, епископ Рима должен обеспечивать общение всех Церквей. По этой причине он первый служит единству".

Цитированная энциклика, как мы видим, не отступая от традиционного католического учения о первенстве, обозначила некоторые принципиальные моменты его современной богословской интерпретации:

1. Первенство не противоречит власти епископа над своей паствой.

2. Первенство осуществляется в общении папы с епископатом и верующими и потому не противоречит общинной экклесиологии.

3. Суть Петрова служения заключается в обеспечении единства Церкви путем общения всех местных Церквей с епископом Рима.

4. Это служение может проявляться в разных формах в зависимости от исторической ситуации, но его догматическая суть остается при этом неизменной.

Продолжением намеченной в Ut unum sint богословской линии стал документ Конгрегации Вероучения, опубликованный 31 октября 1998 года в "Osservatore Romano" (OR 31.10.1998, 7). Ниже приведены его основные положения:

- Идея первенства Петра выражена в Новом Завете "чисто и ясно". Несмотря на то, что в Синоптических Евангелиях, в Евангелии Иоанна и в посланиях апостола Павла текстуально оно выражено по-разному, все эти тексты находятся "в глубинном сущностном согласии".

- Понятие преемства апостольского служения в истории Церкви уяснялось постепенно. Общее преемство по отношению к апостолам унаследовали епископы. Служение Петрово было унаследовано епископом Рима, как связанное с местом мученичества святого Петра.

- Преемник Петра имеет особую благодать "служить единству веры и общению, которое необходимо Церкви, чтобы выполнять свою спасительную миссию".

- Епископы не являются наместниками Римского Понтифика. Их власть собственная, ординарная и непосредственная.

- Римская Церковь признает роль древних Патриархатов, особенно связывавших себя с апостолом Петром. "Система Патриархатов - один из путей Божественного промышления о Церкви, и с самого начала она включала в себя отношение к традиции Петра".

- Осуществление первенства отличается от руководства в человеческих обществах. Первенство - это не координация работы и не менеджмент, оно не может быть сведено к первенству чести или квалифицировано как политическая монархия.

- Папа есть гарант "законного разнообразия обрядов, канонов и церковной структуры между Востоком и Западом".

- Неизменяемая природа первенства преемника Петра исторически раскрывалась в разных формах, "применительно к ситуации странствующей Церкви в этом изменяющемся мире". Следовательно, ядро вероучения о компетенции первенства не может быть определено путем поиска определенного числа функций, осуществлявшихся исторически. То, что определенная задача исполнялась папой в древности, не означает, что она обязательно всегда будет присуща Римскому понтифику. И наоборот, то, что каких-то функций Папа прежде не исполнял, не может служить основанием для заключения, что папа не будет исполнять их в будущем.

- Первенство осуществляется в Церкви, то есть "с помощью Святого Духа и в братском общении между Римским понтификом и другими епископами, в соответствие с конкретными церковными нуждами. Но иногда становится очевидным, что только папа (или папа с Вселенским Собором) как преемник Петра имеет авторитет и компетенцию сказать последнее слово о путях осуществления его пастырского служения во Вселенской Церкви".

Автором (или во всяком случае одним из главных авторов) этого документа был кардинал Йозеф Ратцингер (ныне - папа Бенедикт XVI), возглавлявший тогда Конгрегацию вероучения. Под документом стоят подписи его и секретаря Конгрегации архиепископа Тарцисио Бертоне. Документ был подготовлен по личной просьбе Иоанна Павла II. Вполне очевидно, что рассуждения Конгрегации вероучения ни в коей мере не затронули суть догмата о папском примате. При этом в документе высказаны некоторые суждения принципиального характера. Одним из них следует признать утверждение, что епископы не являются наместниками папы.

Несмотря на опубликование указанных документов, высказанные в них мысли никак не повлияли на практическое осуществления первенства. Размышления так и остались размышлениями. Тем не менее они дали толчок как развитию католического богословия в указанном направлении, так и православно-католическому диалогу.

Хотя цитированные документы и утверждают, что в обсуждаемом вопросе достигнута гармония, все же это не совсем так. В 2003 году в Риме состоялся научный симпозиум на тему служения святого апостола Петра, в котором приняли участие православные и католические богословы. Открывая работу симпозиума, глава папского Совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер подчеркнул, что "I Ватиканский Собор не смог приступить к тому, чтобы включить примат в экклесиологический контекст. Поэтому процесс остался незавершенным". II Ватиканский Собор хотя и попытался поместить догмат 1870 года в новое видение Церкви, однако также не сумел этого сделать. "Собору не удалось полностью совместить эти новые элементы - которые на самом деле соответствуют древней традиции - с положениями I Ватиканского Собора. Не удалось найти целостного решения всех вопросов. Порой говорили о двух разных экклесиологиях в текстах Собора. По окончании Собора все это привело к разногласиям относительно интерпретации, которые в значительной степени не преодолены и сегодня. В этом смысле II Ватиканский Собор остался незавершенным. Включение служения Петра в экклесиологию в целом, равно как и соотношение вселенского и местного аспектов Церкви, применимость принципа подчиненности и ряд других богословских и практических вопросов не получили окончательного разрешения", - сказал кардинал Каспер (Каспер Вальтер. Введение в предмет и католическую герменевтику постановлений I Ватиканского Собора / Петрово служение. Диалог католиков и православных. Под ред. Вальтера Каспера. М., 2006. С. 25-26).

Таким образом, сегодня сложно говорить о каком-то однозначном решении вопроса о первенстве в католическом богословии. Сохраняя незыблемым догмат 1870 года, Католическая Церковь находится в поиске новых форм выражения и осуществления этого догмата. Налицо определенное смягчение католической позиции в этом вопросе, что обусловлено прежде всего стремлением облегчить ведение межхристианского диалога.

Отмеченные тенденции в католическом богословии заслуживают особого внимания, поскольку в среде греческих православных богословов в ХХ веке также имела место определенная эволюция в учении о первенстве. Здесь все чаще и все настойчивее подчеркивались особые права и преимущества Константинопольского Патриарха по отношению к другим Поместным Православным Церквам. Смягчение католической позиции, с одной стороны, и ужесточение позиции Константинопольской Церкви, с другой, в последнее время приняло характер взаимного сближения. В последние годы православные богословы, развивающие указанную тенденцию (например, митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас), находят все больше точек соприкосновения с богословами католическими. Отечественные же богословы традиционно не принимают греческой интерпретации первенства. И это серьезное разногласие внутри православного мира приняло, к сожалению, форму все усиливающегося противостояния. Так что осмысление проблемы церковного первенства является сегодня одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед отечественной богословской наукой.