Смекни!
smekni.com

Народный календарь (стр. 2 из 6)

В Древней Руси апрель называли “березозолом” – заготовляли сладкий березовый сок, соковицу. Апрель с водою – май с травою. Мокрый апрель – хорошая пашня. Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит что-то будет? Из березы обильное сокотечение – к дождливому лету.

1 апреля. Дарья - засори проруби (мученица Дария). Какова погода 1 апреля, такова будет и 1 октября, и наоборот.

В старину полагали, что 1 апреля (по старому стилю, в день Марии Египетской) просыпается домовой, а поэтому нужно обманывать друг друга. Девушки старались обмануть как можно больше людей, так как считалось, что в таком случае женихи не проведут год их, а, наоборот, они будут водить молодых людей за нос.

4 апреля. Василий-солнечник, капельник, парник (священномученик). На Василия солнце в кругах – к урожаю. Если на Василия при восходе солнца видны на небе красные круги, то год обещаетплодородие.

7 апреля. Благовещенье пресвятойБогородицы. Каково Благовещенье, такова и святая Пасха. Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так лежать ему в поле до Егорья (6 мая). С Благовещенья осталось сорок морозов. На Благовещенье гроза – к теплому лету. На Благовещенье солнечный день – пшеница уродится. На Благовещенье дождь – уродится рожь. Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная. Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этой золой. Накануне Благовещенья сеют горох. Благовещенье – птиц на волю отпущенье (раньше в Москве существовал обряд “отпущения птиц на волю” – в этот день покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их).

9 апреля. Матрена-настовица, полурепница (мученица Матрона Солунская). Чибис кричит с вечера – к ясной погоде. Чибис летит низко – к продолжительной сухой погоде. В старину репа и капуста были в числе основных продуктов питания русского крестьянина, в этот день он отбирал годные репы для семян, складывая их в отдельную, неприкосновенную половину, отсюда и название – полурепница.

14 апреля. Марья - зажги снега, заиграй овражки, пустые щи (преподобная Мария Египетская). Марья половодье начинает. Если разлив на Марью, то травы будет много. Если лед сходит быстро –- год будет легкий, хороший. Пустые щи – потому что к этому времени кончался запас кислой капусты. Однако существовало и иное объяснение: Мария считается покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников, а также судьей на страшном суде тех, кто не раскаялся, поэтому во многих местностях почиталось за грех есть в этот день что-либо кроме пустых щей.

15 апреля. Тит. Поликарпов день (преподобный Тит, мученик Поликарп). Если вешний ледпо озерам и затонам не тронется, а потонет, год будет тяжелым.

18 апреля. Федул-ветряник (мученик Феодул). Пришел Федул – тепляк подул. На Федула растворяй оконницу.

19 апреля. Евтихий (святитель). На Евтихия день тихий – к урожаю ранних яровых.

20 апреля. Акулина (мученица). Если на Акулину дождь – яровые плохие, калина хорошая.

21 апреля. Родион-ледолом, ледокол, ревучие воды (апостол Иродион). На Родиона встреча солнца с месяцем: добрая – ясный день и хорошее лето, худая - ненастье и плохое лето.

24 апреля. Антип-половод, водопол. Священномученик Антип почитался на Руси целителем разных человеческих болезней, и вособенности утешителем зубной боли. В некоторых местностях к этому дню приурочивали первый выезд в поле. И бодрили себя пословицами: “Кто ленив с сохой, тому весь год плохой”, “Клад не ищи, а землю паши – и найдешь”.

28 апреля. Пуд (апостол). На святого Пуда доставай пчел из-под спуда. У кого медок и маслице – у того праздничек.

29 апреля. Ирина-рассадница (мученица). В день Ирины-рассадницы сей капусту на рассадниках.

30 апреля. Зосима-пчельник (преподобный Зосима Соловецкий). На какой хлеб полетела пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, то вишни уродятся, а если нет – вишен не будет. В этот день поселяне вывозили ульи на пасеки. Разместив их, ставили посреди пасеки стол, накрывали его чистой скатертью, на которую выставляли хлеб и соль, черепок с жаром-углями, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ульи освященной водой. После этого у ворот, через которые вносили на пасеку ульи, вбивали кол и говорили:

“Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи...”

А открыв летки, произносили:

“Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась”.

Здесь надо заметить, что крестьянин никакую работу не начинал без присказок, прибауток, примет, обращений или заклинаний.

МАЙ

ИДЕТ-ГУДЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ...

(ТРАВНИК, ТРАВЕНЬ)

Хорошее начало мая может обернуться холодом в конце месяца, поэтому говорили: “ В рубахе пахать, в шубе сеять”. Обычно холода возвращаются, когда цветет черемуха (черемуховые холода) и когда дуб развернется.

Май холодный – год хлебородный. Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю. Когда береза лист распустит перед ольхой – лето будет сухое, а если ольха перед березой – мокрое. Мокрый май – будет каша и каравай.

1 мая. Кузьма (святитель Косма). Сей морковь и свеклу на Кузьму. В воронежских селах примечали: рыба плотва обыкновенно мечет икру именно в эту пору. Если она остается вместе только четыре дня и потом расходится, то лучше сеять хлеба раньше, а если остается вместе неделю и больше, то позже.

3 мая. Федор (преподобный Феодор). “ На Федора покойники тоскуют по земле”, говорили в старину. В этот день посещали кладбища: причитали или окликали покойных родителей. Во многих местностях на погостах слышны были “плачи” на могилах.

5 мая. Лука (преподобный). На Луку высаживают на грядки лук. Утверждали: “Ктоест лук, избавлен будет от вечных мук”, “Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит”, “ Лук да баня все правят”. А про мелкие печали или ничтожные огорчения, не заслуживающие слез, говорили: горе луковое.

6 мая. Георгий Победоносец (великомученик), Егорьев день, Егорий весенний, Егорий вешний, Егорий храбрый. На Руси два Егорья: один голодный, другой холодный (6 мая и 9 декабря). На Егорья мороз – будет просо и овес. На Егорья мороз – гречи хороши. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов с Егорьева дня на все лето, пока хлеб в поле стоит. На Егорья роса – будут добрые проса. На Егорья дождь – скоту легкий год, гречи нерод.

К Егорьеву дню на всей территории России приурочивали первый выгон скота в поле. Крестьяне воспринимали это как большой праздник и обставляли его различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. При этом скотину полагалось выгонять в поле вербой, срезанной вВербное воскресенье. Выгоняя, приговаривали: “ Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето испаси ее! “День этот считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей.

С Егорья по деревням открывался сезон хороводов.

7 мая. Евсей – овсы сей. Савва (преподобный Алексий, мученик Савва Стратилат). Пришел Евсей – овсы отсей. При этом уточняли: овес должно сеять после, или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.

8 мая. Марк (апостол и святой). Святого Марка в народе называли ключником, так как верили, что он владеет ключами от дождей. Говорили: “Зашепчет дождь тихим голосом – поднимется рожь тучным колосом”. В этот день по деревенским избам молились и просили дождя. В вызывании дождя участвовали и дети, которые бегали по улице и выкрикивали: “Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи, выйду на крылечко, дам огуречка, дам и хлеба каравай, дождик, пуще поливай!”

11 мая. Максим и Ясон (мученик Максим, апостол Иасон). Теплая и звездная ночь – к урожаю, а ясный восход – ведренное лето.

14 мая. Еремей – запрягальник, яремник (пророк Иеремия) и день иконы “Нечаянная Радость”. На Еремея и ленивая соха в поле выезжает. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея. Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба будет пригожа.

13 мая. Борис и Глеб – сеятели (благоверные князья), барыш-день, соловьиный праздник. Начинают петь соловьи. Если соловья услышишь раньше кукушки – счастливо проживешь лето. Соловей поет всю ночь – будет солнечный день. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину.

18 мая. Ирина-рассадница (мученица). В этот день высаживают на огороде капустную рассаду, приговаривая: “Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна – будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала – будь велика!”

По традиции овощи сажали исключительно женщины. Утверждали: если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода. На Новгородчине с Ирины начинали садить и огурцы.

19 мая. Иов-огуречник, горошник, росенник (праведный Иова Многостральный). В этот день сеют вбороздки проросшие семена огурцов, поливают их прудовой или отстоявшейся колодезной водой, а на ночь накрывают рогожами – от утренников. Иов росы распустил. Большая роса – к урожаю огурцов. Ясный день – обилие их в этот год. Время посева гороха (старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье). Существовал целый свод правил, вот лишь некоторые из них: горох сеют при ущербе луны, только на закате солнца, чтобы воробьи того не видели. При северном ветре посеянный горох выходит всегда жесткий и не развивается, а посеянный при западном или юго-западном ветре бывает мягок, на нем скоро появляются черви, и он сильно зарастает сорными травами.