Смекни!
smekni.com

Народный календарь (стр. 3 из 6)

22 мая. Никола весенний, вешний, травный, теплый (День перенесения мощей святого Николая) – важная церковная и аграрная дата. Велика милость Божья, коли в Николин день дождик польет. До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки. В некоторых местах с Николы сажали картофель. В Николин день выгоняли лошадей в поле – на ночной подножный корм. Никола вешний – праздник конюхов. Ребята праздновали ночь с лошадьми в поле: жгли костры, водили хороводы, пели песни и плясали до утренней зари.

24 мая. Мокий мокрый (священномученик). Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее. Туман на Мокея – к мокрому лету. Восход багряный – к грозному и пожарному лету.

21мая. Сидор-огуречник (мученик Исидор). На Сидора можно сажать огурцы. Если весь день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если утро холодное и пасмурное и прояснится к вечеру, посеянные в этот день огурцы будут нехороши. На Сидора – первый посев льна. На Сидора сиверко – лето будет холодное. До Сидоров заморозки бьют. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде.

28 мая. Пахом-бокогрей (преподобный Пахомий Великий). На Пахома тепло все лето теплое. С Пахомия окончательно устанавливается летняя погода. В разгаре время облиствения и цветения, называемое в народе зелеными шумом.

29 мая. Федор-житник (преподобный Феодор). На Федора непременно надо сеять жито. Сеяли, приговаривали: “Роди, Боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху”.

31 мая. Федот-овсяник (мученик Феодот). Придет Федот – последний дубовый листок развернет. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой будешь мерять овес кадушкой. Дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету. Продолжают сеять лен. Не поздно и огурцы сажать.

ИЮНЬ

(СКОПИДОМ, ХЛЕБОРОСТ)

В Древней Руси его называли "изок" (кузнечик) и "червень" – в этот месяц наши предки собирали червецов для добывания багряной краски.

1 июня. Иван - долгий (благоверный князь Иоанн Угличский). На Ивана - долгого продолжают досевать огурцы. Если первые два дня июня идет дождь весь месяц будет сухим.

2 июня. Фалалей - огуречник (мученик). На Фалалея досевай огурцы скорее. В старину считали, что огурцы надо садить скрытно, чтобы не видал никто из соседей и даже из домашних, не принимающих участия в работе. Особенно советовали таиться при посадке первой гряды. Если же кто подсмотрит недобро желательным глазом, то будет много желтых, раньше времени поблекших плетей.

4 июня. Василиск (мученик). Соловьиный день. На Василиска не паши и не сей, а то уродятся одни васильки.

5 июня. Леонтий-огуречник (святитель). На Леонтия-огуречника кончай посадку огурцов. Массовое появление оводов – к урожаю огурцов.

7 июня. Иванов день (обретение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлебов. Сильные росы – на хороший урожай. С Иванова дня пошли медвяные росы, вред причиняющие. В некоторых местах к Иванову дню приурочивали главную посадку капусты. Сажальщица, беря первый стебель рассады, приговаривала: "Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась!"

11 июня. Федосья - колосяница, колосница (мученица Феодосия). В день Федосьи - колосяницы рожь начинает колоситься, выметывает колос. Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, две наливает, две подсыхает. На Федосью ходили в поле смотреть хлеба, говорили: взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй. Хлеба заколосились – молодежь отправлялась в поле величать рожь. Катались по всходам ржи, приговаривая: "Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину!"

С этого дня начинали давать скоту понемногу хлебного корма, чтобы лучше плодился, а на Федосью советовали прикармливать его печеным хлебом. В селах Тамбовской губернии по цвету ржи в этот день гадали о цене хлеба: если рожь начинала цвести снизу – будет низкая цена хлебу, если с середины – средняя, а сверху – высокая. Пока рожь не заколосится, детям и молодежи не разрешалось скакать на досках-качелях, так как, утверждали крестьяне, земля до этого времени "была тяжела".

Рожь говорит: "Колошусь!", а мужик: "Не нагляжусь!"

Однако день этот почему-то считался одним из самых несчастных в году – про него говорили, что он один стоит всех понедельников.

12 июня. Исаакий (преподобный). В этот день принято было сажать бобы. Сажая, приговаривали: "Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный. Уродитесь, бобы, велики и круты, в поле густы, на столе вкусны". Перед посадкой бобы вымачивали в “озимой” воде – от последнего снега, собранного по лесным оврагам.

В старину полагали, что в этот день змеи собираются по лесам в стаи. А от змей на Руси защищались так. В Томском крае крестьяне, собираясь по ягоды, клали в башмаки цветки вероники – змея не ужалит. В Курской губернии на от крытых солнечных местах набрасывали свежих стебельков руты. Повсеместно считалось, что всякого гада хорошо смиряют кора, лист и даже зола ясеня, прочь прогоняет змей папоротник. Если все же змея ужалила, то в Воронежских краях на рану клали чертогрыз, владимирцы использовали изжеванный корень любистка и ужачки, в Сибири – ужовник, в других местах – медуницу и тертый свежий корень конского щавеля.

14 июня. Устин (мученик Иустин Философ). Если в этот день чист восход солнца, то будет хороший налив ржи, а если день дождливый и мрачный – то хорошо уродятся льны и конопли.

16 июня. Лукьян - ветреник (мученик Лукиллиан). На Лукьяна не ложись спать рано, а приглядывайся, откуда ветер дует. На Лукьяна южный ветер – к урожаю яровых, северо-западный – к сырому лету, восточный – к наносным болезням. Дождь идет весь день – будет много грибов. Гроза на Лукьяна предвещает плохую уборку сена. В этот день колодезники подыскивали место, где рыть колодец: переворачивали на землю сковороду и по сырости ее узнавали, есть ли вода близко.

Вечером “окликали” ветер и просили его принести дожди благодатные: "Тыподуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину - яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку".

18 июня. Дорофей (священномученик). Если погода теплая и ясная, зерно будет крупное. Начинаются самые короткие – воробьиные – ночи.

19 июня. День Святой Троицы. Сошествие Святого Духа на Апостолов. На Троицу дождь – много грибов. Если на Троицу светлый, ясный день, то ожидается урожай пшеницы. Ветер будет дуть шесть недель с той стороны, с какой он дул накануне Троицы.

21 июня. Федор Стратилат (великомученик Феодор Стратилат). Стратилат грозами богат. Гроза на Федора летнего – к плохой уборке сена. Если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья. Как и на Лукьяна, колодезники тем же способом продолжали поиск водяной жилы, а за верные подсказки Федора Стратилата считали своим заступником и называли колодезником. А подсказки были такие: где зелена трава, там недалече вода; где на заре первый туман ложится, там вода близко; на водяных жилах сильные росы. С Федорова дня в средней полосе России начиналась навозница – вывозка навоза на паровой клин. В навознице участвовала вся крестьянская семья. Мужчины грузили навоз на телеги, дети с 6 – 7-летнего возраста становились повозчиками, женщины и молодежь опоражнивали телеги иразбрасывали навоз по полю, пожилые готовили на всех обед, состоявший из 12 блюд – чтобы во все месяцы жилось сытно.

25 июня. Петр-поворот (преподобный). День солнцеворота. С Петра - поворота солнце на зиму, а лето на жары. Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль.

26 июня. Акулина - задери хвосты (мученица Акилина). Массовое появление оводов, слепней ивсякого гнуса, от которого скот с ревом бежит из стада, задрав хвосты. В некоторых местностях России святую Акилину почитали как гречишницу и в этот день украшали пучками гречихи иконы в домах – "что бы гречи хороши были". В ее честь устраивали мирские угощения, на которых первым блюдом считалась гречневая каша.

ИЮЛЬ

КРАСА ЛЕТА,СЕРЕДКА ЦВЕТА

(СТРАДНИК, ГРОЗНИК, ЛИПЕЦ, СЕНОЗАРНИК, МАКУШКА ЛЕТА)

Утром туман стелется по воде – к хорошей погоде. Если утром трава сухая – к ночи ожидай дождя. Зеленоватая окраска луны – к наступлению сильной засухи. Если тучи пошли по небу полосами – к дождю. Если мысленно можно повесить ведро на рог месяца – быть суше, а если ведро “падает” – к дождю (по этой примете предсказывали погоду за одну - две недели вперед).

2 июля. Зосима (мученик). Святой Зосима – покровитель пчел: цветы пчеле растит, в цветы меду наливает. Если пчелы торопятся к своим ульям – скоро быть дождю. Пчелы становятся злее и чаще жалят – перед засухой (хотя пчела жалит только грешника). Пчелы сидят на стенках ульев – к сильной жаре.

3 июля. Мефодий (священномученик). Мефодий – паутинный день, погодоуказатель. Паук лучше всякого барометра помогал крестьянину предугадывать погоду за два - три дня. Перед дождем или бурей пауки не раскидывают своих сетей для ловли насекомых, а нередко перед непогодой сами уничтожают сотканную паутину и прячутся в щели. Если же пауки снова принимаются за работу, заделывают изъяны в своих сетях, то это предвещает перемену погоды к лучшему, а когда работают с особым старанием, то можно наверняка ожидать продолжительной ясной погоды.

Не забывали посматривать и на муравьев и лягушек. Если муравьи прячутся в кучи – жди сильного ветра, дождя, грозы. Лягушки расквакались и по суше прыгают – перед дождем. Но уж если на Мефодия дождь, то будет идти сорок дней.

6 июля. Аграфена - купальница (мученица Агриппина). С Аграфены начинали купаться. Репу сей на Аграфену – хороша репа будет. В этот день приступали к сбору лекарственных трав. Особым уважением пользовались купальница и иван-да-марья, на них крестьяне парились в банях, чтобы смыть с себя худобу и болезни. Парились в этот день обязательно свежими вениками, связанными из целебных трав. На Аграфену заготавливали веники. В ночь с Аграфены на Ивана Купалу девушки гадали по травам: собирали 12 разных трав (чертополох и папоротник обязательно), под подушку, чтобы приснился суженый. По твердым убеждениям народа, именно этой ночью травы наполняются особой чудодейственной силой.