Смекни!
smekni.com

Литургика. Великопостное богослужение (период пения Постной Триоди, до недели Ваий) (стр. 10 из 13)

Во время пения "Да исправится" народ преклоняет колена до земли, священник же стоит перед престолом и кадит его, а при последнем пении "Да исправится" отдает кадило диакону, который становится перед жертвенником и ка¬дит его до окончания пения "Да исправится". Священник опускается перед престолом на колени. Устав назначает певцам преклонять колена в то время, когда они свободны от пения "Да исправится". После пения "Да исправится" произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

Пением "Да исправится" завершается служба вечерни; далее следует Литургия. Диакон произносит сугубую ектению, во время которой священник тайно читает молитву прилежного моления, которая читается на полной Литургии. Затем следует ектения об оглашенных, о которых священник тайно молится, чтобы Господь просветил их души и тела и сопричислил их к словесному Своему стаду.

После повеления оглашенным выйти из храма, со среды четвертой недели Святой Четыредесятницы произносятся также ектении о готовящихся ко Просвещению (т. е. ко Крещению), и Церковь молится о них, чтобы Господь озарил их ум, наставил в вере, утвердил в надежде, усовершил в любви и соделал их членами Церкви.

Далее произносятся ектении о верных, и священник тайно читает две особых молитвы о верных. Эти молитвы, равно как и предыдущие молитвы об оглашенных, составляют особенность Литургии Преждеосвященных даров. В первой молитве священник молится, чтобы Господь очистил все наши чувства, а во второй — о достойном подъятии Царя славы и о неосужденном причащении Святых Таин.

Ектении заканчиваются возгласом священника: "По дару Христа Твоего". Затем совершается перенесение Святого Агнца с жертвенника на Престол. Поется песнь: "Ныне силы небесныя", во время пения царские врата отворяются, диакон кадит святую трапéзу (только "преднюю страну") и жертвенник. Священник и диакон, стоя перед Престолом, трижды с малыми поклонами произносят песнь: "Ныне силы небесныя" и отходят к жертвеннику. Священник трижды покланяется, трижды кадит и полагает на плечо диакона воздух, которым были покрыты Святые Дары. Сам же берет правою рукою дискос с Божественными Тайнами и поставляет на главу свою, потир с вином берет левою рукою и несет, держа его у груди. Диакон предшествует священнику с кадилом, совершая частое каждение. Проходя от жертвенника через северные двери и царские врата к Престолу, священник и диакон ничего не произносят, а все присутствующие падают ниц, воздавая подобающее поклонение Христу Богу, в Святых Тайнах сущему. По внесении Святых Даров в алтарь все встают с колен, певцы продолжают приостановленное пение словами: "Верою и любовию приступим".

По поставлении Святых Даров на Престоле и покровении их воздухом, священником читается молитва "Господи и Владыко живота моего" с тремя великими поклонами.

После великого входа завеса закрывается, но не полностью, а только наполовину, в знак того, что Святое Таинство совершено, и совершение его явлено было нам, но оно непостижимо для нас, как непостижимо и само таинство нашего искупления, происшедшее через страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Неполное закрытие завесы имеет еще то же значение, что и закрытие царских врат и завесы на полной Литургии, а также указывает на то, что Литургия Преждеосвященных даров есть неполная Литургия.

На Преждеосвященной Литургии не бывает освящения Даров, поэтому за великим входом следуют молитвословия, возносимые перед причащением верных. Диакон произносит ектению: "Исполним вечернюю молитву нашу", в начале которой содержится прошение "О предложéнных и преждеосвященных Честных Дарех", чтобы Господь принял их в пренебесный Свой Жертвенник и ниспослал нам благодать и дар Святого Духа; затем произносятся обычные прошения этой ектении. В это время, священник тайно читает молитву об очищении предстоящих от всякой скверны, о достойном причащении Святых Даров. Эта молитва приписывается святому Афанасию Великому. Ектения заканчивается возгласом: "И сподоби нас, Влады¬ко" и поется "Отче наш".

После Молитвы Господней верующие призываются преклонить свои главы, а священник молится, чтобы Господь сподобил нас неосужденно причаститься Святых Тайн. После возгласа "Благодатию и щедротами" священник читает молитву из полной Литургии "Вонми, Господи". После этой молитвы священник с диаконом поклоняются трижды, произнося: "Боже, очисти мя грешного". Священник влагает руку под воздýх и касается Животворящего Хлеба с благоговением и страхом многим. Диакон произносит: "Вонмем", священник возглашает: "Преждеосвященная Святая святым". В это время закрывается и другая половина завесы. Лик поет причастен: "Вкусите и видите". Во время этого пения священнослужители причащаются Тела Христова, напоенного Кровию , и приготовляют затем Дары для причащения народа. Для этого священник снимает воздух со Святых Даров и раздробляет Святой Агнец, как на полной Литургии. Частицу "ИС" влагает в потир, ничего не произнося, диакон вливает теплоту, также ничего не произнося.

После причащения священнослужителей царские врата открываются и диакон возглашает: "Со страхом Божиим". Хор вместо "Благословен Грядый" поет: "Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих". В древности во время причащения верующих пели весь 33 псалом, из которого взят этот стих.

После причащения мирян священник возглашает: "Спаси, Боже, люди Твоя". Хор поет: "Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь".

После каждения священник поставляет дискос на главу диакона, и он переносит его на жертвенник.

Далее священник, тайно произнеся слова "Благословен Бог наш" и взяв в руки чашу, возглашает: "Всегда, ныне и присно" и переносит чашу на жертвенник. Хор: "Аминь. Да исполнятся уста наша". Диакон произносит обычную благодарственную ектению: "Прóсти, приимше". Священник складывает антиминс и после ектений исходит из алтаря для чтения заамвонной молитвы. Эта молитва имеет особое содержание, связанное со временем поста . В ней священник просит Бога, чтобы Он сподобил нас подвигом добрым подвизаться, течение поста совершить, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушить, победителями греха явиться и неосужденно "достигнути поклонитися" Святому Воскресению.

После заамвонной молитвы хор поет "Буди Имя Господне", затем читается 33 псалом. Священник тайно читает молитву "Внегда потребити Святая", в которой просит Господа, введшего нас во всечестные дни сии и сподобившего причаститься Святых Тайн, показать нас наследниками Царствия Своего. Диакон с благоговением слушает эту молитву, после которой потребляет Святые Дары. Затем раздают антидор и бывает обычный отпуст, на котором воспоминается святой Григорий Двоеслов (+ 604 г.), именем которого надписывается у нас Литургия Преждеосвященных даров.

На отпусте Литургии Преждеосвященных даров (а также на отпусте вечерни после часов) соединяется обычно при воспоминании святых два отпуста: настоящего дня и наступающего дня (например, в понедельник — отпуст понедельника и вторника; во вторник — вторника и среды и т. д.).

ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНОЙ ВЕЧЕРНИ,

КОГДА НЕ СОВЕРШАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

Вечерня не имеет начального возгласа и начинается непосредственно после изобразительных (после молитвы святого Ефрема Сирина) возглашением "Приидите поклонимся".

На этой вечерне стихословие кафизмы отличается от стихословия на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных даров. После каждой "Славы" хор поет: "И ныне": "Аллилуиа" (3), "Слава". Чтец: "И ныне" — и далее читает следующую "Славу". Таким образом, ектений между "Славами" кафизмы не бывает. После кафизмы возглашается малая ектения, и после возгласа поются стихиры на "Господи, воззвах".

Входа нет. Царские врата на пении прокимнов закрыты. После второй паремии чтец читает "Сподоби, Господи" и бывает ектения "Исполним вечернюю молитву", затем — пение стихир на стиховне.

После стихир на стиховне — "Ныне отпущаеши", по "Отче наш" — тропари: "Богородице Дево, радуйся", "Крестителю Христов" и прочее. Затем — "Господи, помилуй" (40), "Честнейшую Херувим", возглас "Сый благословен", "Небесный Царю" и молитва святого Ефрема Сирина. В воскресенье вечером в этом месте службы священник произносит: "Слава Тебе, Христе Боже" и творит отпуст.

После второго "Отче наш" — молитва: "Всесвятая Троице"; далее окончание вечерни сходно с окончанием изобразительных перед Литургией Преждеосвященных даров. Только после молитвы "Всесвятая Троице" трижды поется "Буди Имя Господне" и читается 33-й псалом. Затем священник возглашает: "Премудрость". Хор: "Достойно есть" и прочее, и бывает полный отпуст .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СЕДМИЦ И НЕДЕЛЬ (ВОСКРЕСЕНИЙ) ВЕЛИКОГО ПОСТА

Кроме общего руководства к посту и покаянию, Церковь в богослужении Святой Четыредесятницы дает также особое руководство в священных воспоминаниях, соединенных с некоторыми днями Четыредесятницы. В первой ее половине Церковь побуждает к подвигу поста и покаяния, главным образом, тем, что показывает высокое достоинство подвига, а с недели четвертой — Крестопоклонной — она укрепляет верующих в подвиге высокими примерами подвижничества и терпения.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза .