На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? На те, которые указаны в евангельском чтении: дела любви и милосердия. Ибо Господь произнесет Свой Суд преимущественно по делам милосердия, причем по делам, возможным для всех, не упоминая о других, высших добродетелях, неодинаково доступных каждому. Никто из людей не возразит, что он не мог напитать алчущего, напоить жаждущего, посетить больного и узника и сотворить другие дела милосердия. Телесные же дела милости имеют свою ценность только тогда, когда будут проявлением владеющей сердцем любови и соединятся с духовными делами милости, которыми облегчаются и тело, и душа ближнего. "Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим: да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие" .
Особенности службы мясопустной недели и седмицы в основном такие же, как и Недели и седмицы о блудном сыне.
В субботу совершается поминовение усопших ("родительская" суббота).
В Неделю на утрене: поется 136-й псалом "На реках Вавилонских" и покаянные песнопения "Покаяния отверзи ми двери".
На воскресной Литургии читается Евангелие о грядущем Страшном Суде Христовом.
СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) СЫРОПУСТНЫЕ
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной (сыропустной), а в просторечии — масляной (масленицей), от употребления в течение этой недели сырной пищи (сыра, масла и яиц и т. п.) и потому что на этой неделе (в сырное воскресенье), перед началом Великого Поста завершается вкушение сырной пищи.
Начиная с понедельника сырной седмицы (он следует за мясопустной Неделей), в Триоди уже помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.
Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая "начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение" . Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже "преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная" .
Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей (сырную седмицу) употреблять сырную пищу, "дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т. е. подвиг) поста". В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (строгий пост до позднего вечера). Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, "воздержания (от) страстей" и истинного покаяния.
"Днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися" . "Мяс и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим" . "Любезно, людие, пост облобызаем: начало приспе бо духовных подвигов начала" . "Возсия (нам) весна постная, цвет покаяния" . "Сице нам поститися подобает: не во вражде и брани (ссоре), не в зависти и рвении (распре), не в тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос в смиренномудрии" .
Подготавливая верующих к Святой Четыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам поста, Церковь в сырную седмицу не совершает таинства брака. Таинство брака не совершается в течение всего Великого Поста и Светлой седмицы (до Фомина воскресенья).
БОГОСЛУЖЕНИЕ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ
В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь призывает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, произшедшем от невоздержания.
Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения из Постной Триоди.
В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает , за исключением тех случаев, когда в эти дни случится Сретение Господне или храмовой праздник. В среду и пятницу сырные совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.
Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий. Но после "Ныне отпущаеши" и Трисвятого — окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста: пение тропарей "Богородице, Дево, радуйся", "Крестителю Христов" — и прочее последование. В конце вечерни, после молитвы "Небесный Царю" произносится молитва святого Ефрема Сирина с поклонами "Господи и Владыко живота моего" (3 земных, 12 поясных, 1 земной) . По "Отче наш" — "Господи, помилуй" (12 раз); затем священник: "Слава Тебе, Христе Боже" и прочее, затем — отпуст.
После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие с земными поклонами.
Особенности великого повечерия, по сравнению с великопостными, следующие: после канона, "Достойно есть", Трисвятого и "Отче наш" тропари "Господи сил, с нами буди" не поем, но поются или читаются тропари дня и храма, затем — "Боже отец наших", "Иже во всем мире", "Слава": "Со святыми упокой", "И ныне": "Молитвами, Господи, всех святых" и далее по Часослову. Отпуст малый (молитва "Владыко Многомилостиве" — не читается).
В среду и пяток сырные на утрене вместо "Бог Господь" поется "Аллилуиа" на рядовой глас из Октоиха и троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология). К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где есть трипеснцы Триоди (в среду — 3, 8 и 9, а в пятницу — 5-й, 8-й и 9-й песни), пение Октоиха и Минеи оставляется, а ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди; в другие же дни седмицы, в этом случае, оставляется только пение Октоиха. В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом и затем — каноны Минеи и Триоди без ирмосов. По существующей практике припев к тропарям Триоди: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя".
Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы.
По 9-й песни и ектении поется светилен троичен гласа, как и во время Великого Поста. И далее — конец утрени великопостной.
Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами, но только с тем отличием, что на них не положено стихословить кафизмы. Тропарь 1-го часа: "Заутра услыши глас мой" и подобные ему тропари на других часах не поются, а читаются. После 9-го часа сразу совершается чин Изобразительных: читаются "изобразительны" — псалмы 102-й и 145-й (во время Великого Поста они опускаются), и "поскору" читаются (а не поются) "Блаженны". В конце — молитва святого Ефрема Сирина (16 поклононов) и сразу — вечерня (псалом 33-й — не читается), относящаяся уже к следующе¬му дню.
Вечерня после часов (в среду и пятницу сырные) совершается обычная, вседневная, но имеющая следующие особенности. После "Свете тихий" поется прокимен, читается паремия и поется второй прокимен. Читается "Ныне отпущаеши" и по "Отче наш" поется тропарь святому из Минеи; "Слава, и ныне" — Богородичен по гласу тропаря святого. Вместо "Господи, помилуй" (40) священник возглашает сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже"; после возгласа — молитва святого Ефрема Сирина (3 поклона), и чтец читает молитву "Всесвятая Троице, Единосущная державо". Хор: "Буди Имя Господне". Чтец: псалом 33 ("Благословлю Господа"). Священник на амвоне возглашает: "Премудрость". Хор: "Достойно есть"(до слов "Честнейшую Херувим…"). Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую Херувим". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже". Хор: "Слава, и ныне. "Господи, помилуй" (3)."Благослови". Отпуст.
В сырные среду и пятницу вечером совершается малое повечерие.
Если в среду и пятницу случится праздник Трех святителей (30 января/ 12 февраля) или Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февраля/9 марта)), то службы этих праздников совершаются во вторник или четверг сырные; праздники храмовой или Сретения, пришедшиеся на эти дни, не переносятся, но в конце вечерни, утрени и каждого часа совершаются по три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина. Литургия служится святого Иоанна Златоуста в свое время (вечерня вечером не служится).
В Киево-Печерской Лавре праздник Трех святителей, случившийся в сырные среду или пятницу, не переносится, а служится по храмовой главе.
В сырную субботу совершается воспоминание всех преподобных отцов, просиявших в подвиге поста. В Синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, "как вожди перед ополченным войском и уже стоящим в строю говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так точно святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но в обуздании языка, сердца и очей". Церковь укрепляет нас перед духовными подвигами примером святых подвижников, "яко да к первообрáзному, незлобивому взирающе житию (их), многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть", помня, что и свя¬тые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству . "Кто изречет от земнородных чудныя ваша жития, отцы всемирнии? Кий же язык изглаголет священныя в дусе подвиги и поты ваша? Страдания добродетелей, измождения плоти, борения страстей, во бдениих, в молитвах и слезах? Вы в мире якоже ангели воистинну явистеся, сами бесовския силы совершенно низложисте, сотворше чудная и дивная знамения" . "Радуйся, Египте верный, радуйся, Ливие преподобная, радуйся, Фиваидо избранная. Радуйся, всякое место и граде и страно, гражданы воспитавшая Царства Небеснаго, и сих в воздержании и болезнех возрастившая, и желаний совершенныя мужи Богу показавшая. Сии светила душ наших явишася: сами чудес зарею и дел знаменьми, просияша мысленно во вся концы" .