Особенность богослужения сырной субботы: утреня бывает с великим славословием.
В сырную Неделю, приблизившись уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память "от пищи ниспадение Адамово" — изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание: "Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, снедию прельстився" .
Достойными слез и покаяния изображается в песнопениях утрата первыми людьми, а вместе с праотцами Адамом и Евой и нами, невинного и блаженного состояния Богообщения и пребывания в любви Божией. "Позавидев древле мне враг, в раи благополучна жития человеконенавистник, в видении змия мне запят (обольстил), и славы присносущныя странна (лишенна) мя показа" . "Увы мне страстная моя душе, како не познала еси прелести? Како не ощутила еси льщения и зависти вражия? Но помрачилася еси умом, и преступила еси заповедь Создателя твоего", "удалилася еси от Бога, <...> райскаго лишилася еси наслаждения, от ангел разлучилася еси, во тлю (в тление) ввелася еси: о падения!"
Святая Церковь напоминанием бедствий, в какие ввергла человечество страсть себялюбия и плотоугодия, внушает нам, как важны в деле благочестия и спасения наступающий пост и дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия .
"Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник", мы же, "рая жители быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим (исцелим) душевныя страсти, отженем плотския сласти (сластолюбие), легцы к горнему шествию прейдем" .
В сыропустные седмицу и Неделю бывают следующие особенности богослужения.
В среду и пятницу сырной седмицы Литургии не бывает, а богослужение совершается с некоторыми особенностями, присущими богослужению Великого Поста (Великое повечерие, часы, изобразительные и вечерня).
В сырную субботу творится воспоминание всех преподобных отцов, в подвиге поста просиявших.
В воскресенье сырное, как и в предыдущие два воскресенья, поются псалом 136 "На реках вавилонских" (сырным воскресеньем заканчивается его пение) и покаянные песни — "Покаяния отверзи ми двери" (по¬емые до 5-й Недели Великого Поста включительно).
В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены, в основном, все песнопения вечернего и утреннего богослужений.
На Литургии в воскресенье читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься (Мф. 6, 14–20). Прощение ближних, согрешивших против нас, является, по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов.
Апостол (Рим. 13, 12 — 14, 3) указывает, что пост есть наиболее удобное время для делания благих дел.
СВЯТАЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА
"Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем (с радостью встретим) требующии милости: жаждет бо Благоутробный (Господь) нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно и любовию работающим" .
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их и в самые подвиги. Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения. В своем богослужении Церковь отлагает всякую торжественность. И, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной Литургии — в седмичные дни Великого Поста, исключая субботы и воскресенья. Однако по средам и пятницам полагается совершать Литургию Преждеосвященных даров. Состав других церковных служб Церковь изменяет сообразно со временем. Так, она почти прекращает в седмичные дни пение, как выражение ра¬достного состояния духа. Выбор чтения она также применяет ко времени. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова верующим предлагаются чтения из Ветхого Завета. В большем, чем обычно, объеме читается Псалтирь, которая преимущественно способствует пробуждению молитвенного и покаянного состояния духа. Во всех церковных службах присутствует молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы — третий, шестой и девятый часы — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.
Великий Пост охватывает собою дни Святой Четыредесятницы и дни следующей за ней Страстной седмицы.
ВЕЧЕРНЯ СЫРОПУСТНОЙ НЕДЕЛИ
Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной Недели. Сыропустное воскресенье называется также Прощеным воскресеньем.
Сообразно с читающимся в последний день перед Великим Постом (в воскресенье сыропустное) Евангелием, призывающим нас простить согрешения ближним и примириться со всеми, в древние времена египетские пустынники собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы. Они испрашивали друг у друга прощения и благословения и при пении пасхальных стихир — как бы в воспоминание ожидаемой Пасхи Христовой –расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов на все время Четыредесятницы. Возвращались они только к Неделе Ваий.
В соответствии с этим древним благочестивым обычаем в Православной Церкви до настоящего времени в сыропустную Неделю за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме.
Вечером в сыропустное (Прощеное) воскресенье, а также в следующие пять воскресений Святой Четыредесятницы (до Недели Ваий) совершается вседневная вечерня со следующими особенностями:
Вечерня предваряется чтением 9-го часа (завеса закрыта).
По окончании 9-го часа священник, открыв завесу, в епитрахили выходит на солею и перед царскими вратами творит начало вечерни: "Благословен Бог наш".
Ввиду пения великого прокимна совершается вход с кадилом.
После входа и пения "Свете тихий" поется великий прокимен "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю" (с тремя стихами). Этот великий прокимен поется также во 2-ю и 4-ю Недели Великого Поста. В Недели 1-ю, 3-ю и 5-ю на вечерне поется другой великий прокимен: "Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи" (с тремя стихами).
После прокимна сразу читается молитва "Сподоби, Господи", как принято на вседневной вечерне (но не как на великой вечерне — ектения "Рцем вси"). Царские врата закрываются, священнослужители в это время переоблачаются в темные постовые облачения. Священник в епитрахили на солее произносит ектению: "Исполним вечернюю молитву" (начинается великопостное, минорное пение).
После стихир на стиховне, чтения "Ныне отпущаеши" и Трисвятого по "Отче наш" поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря: "Богородице Дево, радуйся"; "Слава": "Крестителю Христов"; "И ныне": "Молите за ны, святии апостоли". Затем чтец читает: "Господи, помилуй" (40), "Честнейшую Херувим". Священник: "Сый благословен Христос Бог наш". Чтец: "Небесный Царю". И священник читает молитву святого Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
После великих поклонов священник: "Слава Тебе, Христе Боже". Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (3), "Благослови". Затем священник произносит "совершенный" (полный) отпуст.
В некоторых местах существует обычай: на вечерне в прощеное воскресенье вместо обычного отпуста священник, обратившись к народу, читает молитву "Владыко Многомилостиве". При этом народ преклоняет колена до земли.
Молитва эта помещена в конце великого повечерия, есть она и в последовании полунощницы в Служебниках Киевского издания. После окончания этой молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли. Народ отвечает также земным поклоном, а затем прикладывается ко Кресту, который держит священник в руках .
ЧИН ПРОЩЕНИЯ
В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: "Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови".
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.