Тропарь 3-го часа: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся". Стих 1: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей". Стих 2-й: "Не отвержи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене".
Тропарь 6-го часа: "Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас". Стих 1: "Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления мое¬го". Стих 2-й: "Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя"
Тропарь 9-го часа: "Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас". Стих 1-й: "Да приближится молитва моя перед Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя". Стих 2-й: "Да внидет прошение мое перед Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя".
В среду и пяток сырные эти тропари не поются, а читаются. В праздники Благовещения, храмовый и великого святого читается тропарь праздника (великопостный тропарь часа оставляется). После произнесения священником: "Слава", чтец: "И ныне": Богородичен часа.
В Великие Понедельник, Вторник и Среду после Богородична часа на часах — чтение Евангелия.
На 6-м часе после Богородична: "Яко не имамы дерзновения" произносится тропарь пророчества, затем поется прокимен. Священник: "Вонмем". Чтец: "Глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя" (или другой прокимен, указанный наряду в Триоди). Слово "прокимен" чтец не произносит. Хор поет прокимен. Священник: "Премудрость". И читается паремия из Книги пророка Исаии. Затем поется второй прокимен, после чего (на 6 часе) чтец читает: "Скоро да предварят ны". Трисвятое по "Отче наш", тропари дня по Часослову и далее, как на первом часе, только отпуста после 3-го и 6-го часов не бывает. Перед молитвой святого Ефрема Сирина возглас на всех часах: "Боже, ущедри ны".
На 9-м часе молитва святого Ефрема Сирина читается только один раз с тремя великими поклонами, на других часах и изобразительных: поклонов великих — 4, малых– 12. В праздники на часах — только по три великих поклона.
На 3-м, 6-м и 9-м часах после молитвы святого Ефрема Сирина читается молитва часа.
ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
Непосредственно за 9-м часом совершается последование изобразительных (завеса царских врат открывается). Хор: "Во Царствии Твоем", с припевом "Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем" (псалмы "Благослови, душе моя, Господа" и "Хвали душе моя" — не поются).
В среду и пятницу сырной седмицы, на праздники Благовещения, храмовый и великого святого, а также в Великий Четверг и Субботу — "Блаженны" не поются, а читаются; поклонов не бывает.
Чтец: "Лик небесный поет Тя" ("Слава, и ныне", указанные перед тем, не читаются). "Верую", "Ослаби, остави", "Отче наш". Кондак дневной, "Слава: Со святыми упокой". "И ныне: Богородичен" (в праздники же здесь — только один кон¬дак праздника), "Господи, помилуй (40), "Честнейшую Херувим". Священник: "Боже, ущедри ны" и молитва святого Ефрема Сирина (в праздники полиелейные, Благовещения, храмовые — совершаются только 3 великих поклона).
В дни, когда не служится Литургия Преждеосвященных даров, после молитвы святого Ефрема Сирина сразу же начинается вечерня с чтения "Приидите, поклонимся".
Таким образом, вседневная вечерня в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы не имеет начального возгласа. Если же Литургия Преждеосвященных даров в такой день служится, то изобразительны заканчиваются пол¬ным отпустом. В этом случае, после молитвы святого Ефрема Сирина читаются Трисвятое по "Отче наш", "Господи, помилуй" (12), "Всесвятая Троице".
Священник: "Премудрость". Хор: "Достойно есть" (до "Честнейшую Херувим"). Священник: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Хор: "Честнейшую Херувим". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже". Хор: "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (3). "Благослови". Священник творит малый отпуст.
Далее следует начало Литургии Преждеосвященных даров.
ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
ОТЛИЧИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ОТ ЛИТУРГИИ
СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Под названием Литургии Преждеосвященных даров разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествовавшей полной Литургии и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохра¬нительнице.
С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая Святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной Литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных даров. Запрещение совершать полную Литургию во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49-м правиле Лаодикийского Собора. В 52-м правиле Трулльского Собора также определено: "Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и Святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных даров". Эта Литургия, как показывает само ее название, отличается от Литургии святого Иоанна Златоуста и литургии святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии. Поэтому на Литургии Преждеосвященных даров не бывает приношения и освящения Святых Даров.
Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных даров во дни Святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной Литургии — торжественнейшего и радостнейшего богослужения — несовместимо со строгостью поста, ибо тот, кто искренно сокрушается о своих грехах, тому не свойственно радоваться. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь, являя милосердие немощной природе нашей, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением причащения Тела и Крови Господа не лишить нас благодати Христовых таинств. Литургия Преждеосвященных даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
Литургия Преждеосвященных даров восходит к первым векам христианства. Святой Симеон Солунский (XV в.) говорит: "Литургия Преждеосвященных даров произошла издревле и от апостольских преемников". Михаил Керуларий, патриарх Константинопольский (XI в.) тоже свидетельствует о ее древности: "Литургия Преждеосвященных даров есть древняя и древлепреданная, известная Святой Церкви Божией еще до тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49-го правила Лаодикийского Собора… Во всех святых Церквах носится молва из неписаного предания, что тайная молитва, читаемая по перенесении Святых Даров на жертвенник, принадлежит святому Афанасию Александрийскому".
Если Литургия Преждеосвященных даров может быть названа апостольским установлением, то не потому что она была написана самими апостолами, так как и после апостолов долго не было определенного письменного богослужебного чина. Она не была устно передана апостолами в своем настоящем виде, но важнейшая ее часть — причащение Святыми Дарами — сохраняется от времен апостольских, как это видно из свидетельства святого Иустина мученика. Он говорит, что диаконы относили Святые Тайны к не бывшим в церкви при богослужении, и те могли принимать Святые Тайны на другой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. В древности существовал и другой обычай: уносить с собой часть Святых Даров для ежедневного причащения, как об этом свидетельствуют Тертуллиан, священномученик Киприан Карфагенский, святитель Григорий Богослов и другие отцы Церкви. Святитель Василии Великий говорит о египетских отшельниках, что они, не имея священников, хранили у себя Святые Дары и причащались ими. В Египте, в частности, в городе Александрии верующие хранили у себя Святые Дары для причащения.
Причащение за богослужением Преждеосвященными Дарами, сохранявшимися в храме, восходит ко временам апостольским. В Апостольских Постановлениях говорится: "После приобщения всех мужей и жен диаконы возмут остатки и отнесут в дарохранительницу". Эти частицы Святых Даров назначались как для причащения больных, так и для причащения всех присутствовавших за богослужением, на котором не совершалась Бескровная Жертва. Из 52-го правила Трулльского Собора видно, что еще до этого Собора Литургия Преждеосвященных даров была общеизвестна, особенно но Востоке, а Собор Трулльский утвердил совершение ее во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы, Недели и праздника Благовещения. О Литургии Преждеосвященных даров свидетельствует святой Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): "Ныне более прочих в уважении священнодействие Великого Василия и Иоанна 3латоустого с Литургиею Преждеосвященных".
Как имеющая апостольское происхождение, Литургия Преждеосвященных даров, как в древности, так и теперь, не надписывается чьим-нибудь именем. В древнейших рукописных памятниках чин этой Литургии надписывался именем апостола Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, Василия Великого. Чины этой Литургии существовали в Церквах Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской. Святым Василием Великим в Литургию были внесены некоторые изменения: во-первых, Литургия была сокращена; во-вторых, в неё были включены некоторые молитвы самого святого Василия Великого. В таком виде Литургия была введена в Константинопольской Церкви, откуда распространилась по всему христианскому Востоку, заменив прежние Литургические чины.