Что же касается надписания этой Литургии именем святого Григория Двоеслова (604 г.), то оно принадлежит уже к позднейшим временам (ХVI в.) и возникло на почве глубокого почитания, с которым православный Восток относился к имени этого святого мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытых там и сохранившихся во всей первозданной чистоте своей на Востоке (в том числе, и Литургию Преждеосвященных даров). В греческих синаксарях с IX века помещаются известия о том, что святой Григорий Двоеслов устроил у римлян совершение полной Литургии во дни Великого Поста, а позднее (Пролог, 12 марта: жизнеописание святого Григория Двоеслова, Папы Римского) это стало изъясняться и переводиться так, что он устроил у христиан Римской империи совершение великопостной Литургии (разумеется — Преждеосвященной) .
Когда в России господствовал Студийский устав (XI–XIII вв.), Литургия Преждеосвященных даров совершалась во все седмичные дни Великого Поста (кроме субботы и воскресенья). Но со времени введения Иерусалимского устава (ХIV–ХV вв.) святого Саввы Освященного и до настоящего времени эта Литургия совершается только по средам и пятницам Великого Поста и в особые дни праздников.
Литургия Преждеосвященных даров состоит из последования вечерни, так как в древности причащались вечером, а в Святую Четыредесятницу до вечера не вкушали пищи, и Литургии — кроме молитв освящения Даров, поскольку Дары уже освящены.
Особенность этой Литургии составляют пение "Ныне Силы Небесныя" , чтение молитв и ектений об оглашенных и просвещаемых или готовящихся ко Святому Крещению, а также ектении о верных перед причащением Святых Даров и молитвы заамвонной.
Дары, которые преподаются верующим на Литургии Преждеосвященных даров, освящаются прежде, при совершении Литургии святого Иоанна Златоуста (в Неделю сыропустную, в Неделю Ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни), или на Литургии святого Василия Великого (в Недели 1–5 Великого Поста).
ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ОСВЯЩЕНИЕ ДАРОВ
ДЛЯ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
На тех Литургиях, за которыми освящаются Дары для Литургии Преждеосвященных даров, на проскомидии употребляется большее количество просфор, нежели обычно, а именно столько, сколько приготовляется к освящению Агнцев для Литургии Преждеосвященных даров, ибо Агнец для каждой Литургии изъемлется из особой просфоры. Святой Агнец для Литургии Преждеосвященных даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется Агнец для Литургии, совершаемой в тот же день. На проскомидии священник "изъемлет, жрет и прободает первый Агнец", затем произносит те же слова и совершает те же действия над Агнцами, приготовляемыми для Литургии Преждеосвященных даров; затем полагает их все на дискос и покрывает покровами. Во время освящения Даров, после призывания Святого Духа священник произносит совершительные слова одновременно над всеми Агнцами: "Сотвори хлеб убо сей", а не говорит во множественном числе: "Хлебы сия", потому что один есть Христос, как в том, так и в другом хлебе. Когда священник совершает возношение Святых Даров, он возносит также и Агнец, предназначенный для Ли¬тургии Преждеосвященных даров. Затем, когда священник раздробит первый Святой Хлеб, он влагает его частицу (ИС) в потир и вливает в потир теплоту. Далее, он полагает на левую руку (на гýбу) Святой Агнец, приготовленный для Литургии Преждеосвященных даров, а правой рукой берет лжицу и, омочив ее в Пречистой Крови, касается ею Святого Агнца крестообразно, прикасаясь к мягкой стороне по крестообразному нарезу. Пречистое Тело Христово, соединенное с Пречистою Кровию, полагается в дарохранительницу и хранится до Литургии Преждеосвященных даров.
ЧИН ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, Церковь внушает нам хранить пост до вечера и только вечером разрешает принимать пищу один раз в день (Типикон, гл. 8), поэтому Литургия Преждеосвященных даров служится после 9 часа и вечерни, которая непосредственно соединяется с Литургией. О совершении Литургии Преждеосвященных даров вечером свидетельствует святой Симеон Солунский, который говорит: "Совершаем же эту службу в 9-м часу (в 3 по полудни), соблюдая постный устав, предписывающий есть однажды в день — вечером".
По своему составу Литургия Преждеосвященных даров делится на две части: Литургию оглашенных и Литургию верных. Вечерня заменяет собой начальную часть полной Литургии — Литургию оглашенных. Из чина полной Литургии взяты молитвы об оглашенных, приготовление верующих ко причащению, само причащение и благодарение за причащение.
После молитвы святого Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" и поклонов в конце часов священник перед царскими вратами читает вхóдные молитвы, точнее, те молитвы, которые обычно произносятся перед совершением Литургии. После возгласа священника: "Благословен Бог наш" читаются начальные молитвы и тропари: "Помилуй нас, Господи" и прочее. Священник целует икону Спасителя и произносит тропарь: "Пречистому образу Твоему", целует ико¬ну Богоматери, читая молитву "Милосердия сущи источник" и входит в алтарь со словами псалма: "Вниду в дом Твой".
Молитва: "Господи, низпосли руку Твою" не читается, так как Бескровное Священнодействие уже совершено. Молитвы при облачении в священные одежды также не читаются, но священник знáменует каждую из одежд, целует крест на ней и произносит слова: "Господу помолимся". Облачение совершается до отпуста изобразительных.
После часов и изобразительных диакон, став на обычном месте — перед царскими вратами, возглашает: "Благослови, Владыко". Священник произносит начальный возглас Литургии: "Благословено Царство", при этом, по обычаю, творит Евангелием крест над антиинсом. Затем совершается вечерня обычным порядком.
Чтец произносит: "Приидите, поклонимся" (трижды) и читает предначинательный (103) псалом. Во время чтения псалма священник перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы вечерни, начиная с четвертой, ибо первые три прочитываются на малых ектениях — после антифонов 18-й кафизмы.
По прочтении предначинательного псалма произносится великая ектения и стихословится 18-я кафизма, разделенная на три антифона. После каждого антифона бывает малая ектения и читаются священником молитвы 1-го, 2-го и 3-го антифона.
Во время стихословия псалмов 18-й кафизмы совершается перенесение Святых Даров с Престола на жертвенник следующим образом. Священник ставит Евангелие за антиминсом, разворачивает антиминс и поставляет на нем дискос, на дискосе полагает Святой Агнец Преждеосвященный, взяв его из дарохранительницы. Затем священник в предшествии диакона, держащего свечу (или один, если служит без диакона), совершает каждение престола, обходя его трижды и, сотворив поклон Святым Дарам, поставляет дискос на главу свою и переносит его в предшествии диакона, держащего свечу и кадильницу, на жертвенник. Поставив дискос на жертвенник, священник вливает вино с водою во Святую Чашу, кадит звездицу и покровы и покрывает дискос и потир, не читая никаких молитв, только после каждения и покровения Святых Даров произносит: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас".
По окончании стихословия кафизмы и после малой ектении поются: "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя" и стихиры на "Господи, воззвах". При пении последней стихиры на "Слава, и ныне" открываются царские врата, и бывает вход с кадильницею или с Евангелием, если на Литургии читается Евангелие. Апостол и Евангелие читаются на Литургии Преждеосвященных даров во дни памяти великих святых (24 февраля, 9 марта ст.ст.) и в дни храмовых праздников. Только одно Евангелие, без Апостола, на такой Литургии читается в первые три дня Страстной седмицы. Во время входа священник читает тайно вечернюю входную молитву. После входа поются "Свете тихий" и прокимен, затем, читаются паремии: превая — из Книги Бытия, вторая — из Книги Притчей Соломоновых.
После первой паремии царские врата отворяются и поется 2-й прокимен. Диакон, обращаясь к священнику, возглашает: "Повелите". Священник, держа в руках кадильницу и свещник со свечою, стоит перед Святым Престолом лицом к Востоку и, поднимая крест, возглашает: "Премудрость, прóсти". Затем он обращается на запад и, осеняя народ, возглашает: "Свет Христов просвещает всех" . Этот возглас указывает на существовавший в древности обычай, согласно которому во дни Святой Четыредесятницы священник осенял возжженной свечой готовящихся ко Святому Крещению перед их выходом из храма. Это символизировало благодатный свет, который они получат в Таинстве Крещения. Осенение, кроме того, как бы заменяет собою чтение Евангелия — Света Христова — и означает, что ветхозаветные праотцы и пророки (возглас "Свет Христов просвещает всех" произносится между двумя паремиями) были просвещены тем же Светом Божиим, который и ныне просвещает всех. Затем читается вторая паремия.
После чтения паремий поются стихи из вечернего псалма (140-го): "Да исправится молитва моя" и "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя", "Положи, Господи, хранение устом моим", "Не уклони сердце мое". После каждого из этих стихов хор поет: "Да исправится". По словам святого Иоанна Златоуста, святые отцы определили ежедневно читать этот псалом при наступлении вечера не только потому, что в нем упоминается о жертве вечерней, но и потому, что он служит некоторым спасительным врачевством от грехов. Поэтому во дни поста и покаяния для усугубления молитв этот псалом положено петь дважды, с коленопреклонением . Эти стихи псалма начали петь на Литургии Преждеосвященных даров при Патриархе Константинопольском Сергии (612 г.).