Смекни!
smekni.com

Когда на Руси жить хорошо? Циклы русской истории (стр. 2 из 2)

4 этап. Драматическая фаза надлома (XVI век) связана с одиозным именем — Иван Грозный. О нем можно много говорить и спорить, но ясно одно: в его царствование пошатнулся один из важнейших идеалов русского народа — вера в справедливость. Царь-батюшка, личность священная, защитник справедливости, творил беззаконие и произвол, губя тех, за кого отвечал перед Богом и Судьбой.

5 этап. Потеряв справедливого царя, Россия лишилась царя вовсе. Наступает Смутное время: безвластие, иноземные нашествия, бунты, голод и разорение... В правление «Тишайшего» Алексея Михайловича, казалось, жизнь начинает налаживаться. Но одно событие расставляет все на свои места и говорит о том, что время прежней, Древней Руси кончилось. В 1654 году, вследствие реформы патриарха Никона, происходит раскол русской церкви и всего русского народа на два лагеря. Одни идут за патриархом и царем на реформу, другие продолжают хранить веру отцов и дедов. Наступает непримиримое противоречие между традицией и царем, ее хранителем.

XVII век не дает нам такой фигуры, как Александр Невский, которая бы стала примером и показала путь в будущее. Но этот век родил людей, которые уловили необходимость нового времени и готовили для него почву. Это были писатели, философы, просветители, просто образованные люди. Многие монастыри становятся центрами просвещения, приобщая Россию к мировой философии. Открывается Славяно-греко-латинская академия — в ней потом будут учиться и Ломоносов, и Тредиаковский, и Кантемир, и многие другие создатели нашей культуры. Строится первый русский корабль «Орел». Создается первый театр и вообще светское искусство — живопись, музыка. Налаживаются постоянные контакты с иноземцами, а в Москве они населяют уже целые районы.

Российская империя

А вот теперь начинается самое интересное. Ибо как бы мы ни пытались отгородить себя от истории, она от нас отгораживаться не собирается и диктует свои законы.

Итак, кратко обозначим основные вехи этого витка нашей истории. Кратко потому, что это наш с вами виток истории, мы в нем живем и его создаем. И именно наша личная заинтересованность и даже тенденциозность обостряет оценки. Лев Николаевич Гумилев не брался подробно оценивать последние двести лет, говоря об «аберрации близости». И все же рискнем...

0 этап (необходимость). Древняя Русь подошла к концу. За окном кончается европейское Возрождение, наступает век Просвещения. Мы отстаем. А Россия опять расколота.

1 этап (подготовка). Новую Россию начал создавать Петр I. Ни одна из его реформ — ни военная, ни церковная, ни любая другая — не была его изобретением, зерна были посеяны раньше, в XVII веке. Его вдохновляла мечта о новой России, в которой будут жить новые люди — свободные, просвещенные. Для воспитания таких людей строится новая столица — Санкт-Петербург. Дело Петра продолжила Екатерина Великая, при которой Россия выросла и окрепла.

2 этап («одухотворение»). Здесь начинаются сложности в определении. Рискнем предположить, что этот этап осенен именем Пушкина. Во всяком случае, он вполне достоин называться «золотым веком русской культуры». Здесь переплелось очень многое — и древние русские традиции (вспомните пушкинские сказки), и идеи европейского Просвещения, и дворянский идеал служения, и философская литература, и богоискательство...

3 этап (расцвет). Дореволюционная Россия — огромная империя, совершившая мощный промышленный рывок, занимающая колоссальную территорию. «Серебряный век» русской культуры. Здесь же — советский период и советская культура. Это без иронии — давайте ценить свое прошлое.

4 этап. Надлом начался, согласно излагаемой гипотезе, отнюдь не в 1917 году, а в 1991, с распадом СССР.

Аргументы: на протяжении всего предшествующего периода, с начала XIX века, Россия была способна на великие дела, ее вдохновляли идеалы — разные в разное время: служение Отечеству, служение Прекрасному, великодержавность, строительство коммунизма... Речь идет не о том, как формулировались эти идеалы, а в том, что они были. Чем выше идеал, тем более великие дела способен совершить во имя него человек. Человек без идеала способен лишь на мелкие делишки во имя себя самого. Народ, вдохновленный идеалом, — это великий народ. Народ, победивший во Второй мировой войне, победивший тьму фашизма, — это великий народ. Ведь сражались солдаты не за Сталина и не за коммунизм. Они защищали родину, Родину-Мать, они защищали Свет и Свободу.

А 1991 год обозначил наступление нового этапа, этапа без идеалов. Все иллюзии относительно коммунизма развеялись (я говорю о большинстве), настало время перекоса в сторону «идеалов» другого рода. Плюс снова дезинтеграция, стремление частей к самоопределению и саморазвитию.

5 этап. ???

Что делать, кто виноват и где деньги взять

Ну и веселая же получается картина! Значит, мы с вами живем в период, который даже еще не самое «дно», до «дна» еще надо докатиться!

Именно в такие моменты как никогда остро встают «проклятые вопросы» русской истории, означенные выше. Разберемся с ними по порядку, с конца.

Во-первых, бог с ними, с деньгами. Никого они еще не спасли ни от исторических катаклизмов, ни от природной стихии, ни, в конце концов, от смерти. Есть хорошее сравнение: когда приходит огромная волна, люди, стоящие на берегу, оказываются в равном положении. И академику в этот момент не помогут его знания, миллионеру — его деньги, кинозвезде — ее неотразимые достоинства. Устоит тот, кто не испугается и найдет точку опоры.

Во-вторых, виноватых здесь искать бессмысленно. Мы же не злимся на Природу, что наступает зима.

И, наконец, что же делать нам? Варианты «проспать, как медведь в берлоге», «перескочить» и «может, как-нибудь обойдется?» отпадают.

Главное — не паниковать. Если вы заблудились в лесу, то метаться — значит заблудиться еще больше. Надо остановиться, успокоиться, сориентироваться, выбрать путь и пойти.

Вам никогда не приходило в голову, что мы не зря родились именно в этом непростом месте именно в это трудное время? Это можно рассматривать как кару за предыдущие прегрешения, а можно — как особое доверие Судьбы. Ведь когда что-то заканчивается, что-то и начинается, но нужно, чтобы это новое кто-то увидел и показал другим. Показал, что так — по-новому, по-другому — можно жить.

Если бы Александр Невский не показал, как можно пожертвовать собой ради других, может быть, не был бы расслышан тихий голос Сергия Радонежского, не было бы Куликовской битвы и «Троицы» Андрея Рублева. Если бы просветители XVII века не осмелились отряхнуть замшелость средневековья, преодолеть устаревшие каноны, не было бы Петра, не было бы новой России, Пушкина, да и нас с вами.

«Невский, Петр I, Пушкин... Мы-то не Невские!»

А кто вам это сказал? На своем месте каждый может стать героем или предателем, любить или ненавидеть, идти или упасть... Каждый может пройти по низшей планке или по высшей... Выбор-то есть всегда.

Итак, нам с вами выпало жить в странное время, которое называется «точка перехода». Старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. Новое уже стучится откуда-то сверху, но кто же его услышит среди базарной суеты, пьяного смеха и криков паники?.. Только тот, кто слушает и ждет.

P.S. Кстати, знаете, в чем загадка «загадочной русской души»? В непобедимости ее идеализма. Русские во все времена отказывались видеть пропасть между мечтой и реальностью, между желанным и возможным. К идеалу стремятся все народы, а мы сразу его строим, невзирая на всю невозможность.

«И весна непременно наступит, а как же иначе?»