Смекни!
smekni.com

Литургика. Страстная седмица (стр. 2 из 7)

В одно и то же время совершаются величайшее дело любви Спасителя к людям и величайшее предательство учеником своего Учителя, спасаемый предал своего Спасителя, человек — Бога: "О, иудина окаянства!" "О, слепотнаго сребролюбия твоего нечестиве!" Предатель присутствовал на Тайной Вечере. Последняя, прощальная беседа Учителя с учениками, любящего Отца с остающимися на земле детьми, и он — среди них. И возмутился Иисус духом: "Един от вас лестию предаст мя, евреем продав в нощь сию — сие Христос возопив, смущаше други" . "Скорбию и страхом одержими бяху ученицы", слышавше сие от Господа . Ученики узнают скоро, что предатель находится среди них, узнают они и кто он: "ученик, его же любляше Господь, на перси возлег, рече к Нему (Господу): Кто есть предаяй Тя? Христос же ко оному: сей, вложивый в солило ныне руку" . Диавол уже полностью овладел душой Иуды; неисправим остается Иуда, даже несмотря на обличения . Те же руки, которые приняли "хлеб нетления", простер он "взять сребренники"; уста, которыми "Тело Христово и Кровь приял", приближает он для "льстивного целования" . "Радуйся, Равви", — говорит он, предавая Господа и, "ненавидя, лобызаше, лобызая же, продаваше Искупившего нас от клятвы Бога и Спаса душ наших" . Долготерпеливе и незлобиве Господи , как Ты смог слышать это льстивое "радуйся" и чувствовать этот предательский поцелуй? "Лобзание исполнено льсти, "радуйся" твое — с ножом, льстивый Иудо! Языком убо провещеваеши к соединению, нравом же помаваеши к расторжению: предати бо Благодетеля лестно умыслил еси" .

Во многих песнопениях Великого Четверга и Великой Пятницы слышится глубокая скорбь о страждущем Спасителе и о неблагодарности и предательстве ученика. О, Иудо, каким образом ты стал предателем: "Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда (разве) от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда, иных ноги умыв, твои же презре? О, коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же (Господа) безмерное проповедуется долготерпение и велия милость" .

Завершается прощальная беседа Христа. Близки крестные страдания. Христос ободряет Своих учеников: "Зрите (смотрите), рекл еси, друзи, не ужасайтеся: ныне бо приближися час яту (взяту) ми быти и убиену руками беззаконных: вси же вы разсеетеся, Мене оставивше" . "С Тобою умру, как благомыслящий, хотя бы все отверглись!" — воскликнул Петр . И ему со скорбной грустью отвечал Господь: "Не всю глубину Божественной Премудрости и ведения исследовал и судеб Моих не постиг ты, человек; посему, будучи плотью, не превозносись, ибо трижды отречешься от Меня" . Петр продолжал убеждать Христа в своей верности до конца, но Господь сказал: "Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в том, что сказано, и даже одна служанка, подошедши, устрашит тебя… горько восплакав, найдешь милостивым Меня" .

Христос в Гефсимании. "От веждей ныне сон отрясите, — ученикам рекл еси, Христе, — и в молитве бдите, да не внидите в напасть, и наипаче, Симоне: крепчайшему бо болий искус" . "Прискорбна есть душа Моя до смерти, — бодрствуйте со Мною", — просит Господь Своих учеников, апостолов Петра, Иакова и Иоанна. И отойдя немного, пал на землю Спаситель и начал молиться, дабы, если можно, миновал Его час сей крестных страданий и смерти , "и был пот Его, как капли крови, падающие на землю . Безгрешное человеческое естество Христа отвращалось от смерти, как несвойственной Ему по Его безгрешности .

"И с сильным воплем и со слезами приносил Он молитвы к Могущему спасти Его от смерти" . Претерпевая предсмертные муки и борения, Христос являет послушание Отцу : "Отче Мой! Если не может Чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя" .

Вся сила зла, направленная против Христа и Его дела, и сила страданий в эти последние часы жизни Спасителя достигли наивысшего напряжения. Столько добра Он сделал людям, и вот Ему предстоит позорная, мучительная крестная смерть на глазах тех и от тех, кого Он так любил — до полного самопожертвования. В Гефсимании Господь "ужасался от безмерности богоубийственной человеческой злобы, от непроглядности окружавшего Его мрака греха", но все-таки не поколебался в несении до конца Своего спасительного подвига и все предавал в волю Отца Своего. Особенно велики были внутренняя, нравственная скорбь и борения Христа. "Он в душе Своей вместил всю ту скорбь, которую несло человечество за грехи". По Своей состраждущей любви Он скорбел "о роде человеческом, погрязающем в грехах, о роде человеческом, который Он хочет взять от греха к правде. Все те муки совести, всю ту скорбь о содеянной бездне греха, которые перенести надлежало человечеству при его обращении к благодати, все это пережил Господь по любви Своей к нам, как бы отождествившись с нами". Эта величайшая скорбь сопровождала Великого Страдальца и на Крестном пути: к физическим страшным мукам присоединились страдания о грехе и злобе распинателей, и о взятой на Себя смертоносной силе греха и зла всего человечества.

Но уже приближается предатель к Гефсиманскому саду. "Днесь, — глаголаша Зиждитель небесе и земли Своим ученикам, — приближися час и приспе Иуда предаяй Мене. Да никтоже отвержется Мене, видя Мя на Кресте посреди двою разбойнику" .

Подходит Иуда и с ним множество народа с мечами и кольями от первосвященников, книжников и старейшин . Иуда, приблизившись, "льстивно лобызает". "Радуйся, Учителю", — Христу Иуда глаголет, и, вкупе со словом, предает на заколение: "Сие бо даде знамение беззаконным: егоже аз лобжу Той есть, Егоже предати вам обещахся" . "Христос же ко Иуде вещаше: друже, твори, на неже пришел еси" . Как будто на разбойника вышли на Христа с мечами и кольями, чтобы взять на смерть, те, среди которых Господь учил и которым так много творил добра. "За благая, яже сотворил еси, Христе, роду еврейскому", ведут осудить Тебя на распятие и смерть . "О, иудее беззаконнии! О, неразумнии людие! Не помянусте ли что от чудес Христовых, множество исцелений? Но и всея Его не разуместе ли Божественныя силы? — якоже первее отцы ваша, тако и ныне и вы не разумеете" .

Претерпевая все унижения и надругательства взявших Его "беззаконных" и видя, как все ученики в страхе разбежались, Господь говорил: "Аще и поразисте Пастыря и разсеясте дванадесять овец ученики Моя, можах вящше (больше), нежели дванадесяте легеонов представити Ангелов (для Своей защиты), но долготерплю, да исполнятся, яже явих вам пророки Моими, безвестная и тайная" о спасении мира . Велики долготерпение Божие, "милосердия пучина" и неизглаголанная благость. "Ят быв (будучи взят), Боже наш, от беззаконных людей, и не пререкуя отнюд, ни вопия, Агнче Божий, претерпел еси вся, испытатися, и судитися, и биен быти, связан и ведом быти со оружии и дрекольми к Каиафе" .

Суд у первосвященников Анны и Каиафы, суд у Пилата. "Князи людстии собрашася на Господа и на Христа Его" . "Уязвлени самозавистною злобою, священницы со книжники убити предаху подавшаго языком (народам) жизнь, естеством Жизнодавца" .

Многие часы допроса, отречение близкого ученика, оставленность от близких, ложные обвинения на суде , издевательства, бичевание, багряница и терновый венец , заушения и оплевания , — все терпит Господь за спасение мира.

Лжесвидетельство, обвинение в богохульстве, ненависть слепой и продажной толпы, научаемой завистливой злобой первосвященнников и Синедриона. "Безгрешный Чудотворец — и богохульствует! Как вам кажется?" — спрашивает Каиафа. "Повинен смерти!" — отвечает ему беззаконное "соборище иудейское" . И повели к Пилату испрашивать смертного приговора Праведнику. "Рцыте, беззаконнии, что слышасте от Спаса нашего? Не закон ли положи, и пророческая учения? Како убо помыслите Пилату предати от Бога — Бога Слова и Избавителя душ наших?" "Пилатову судилищу волею пришел еси предстати неповинный Судия, Христе, и избавити нас от долгов наших: темже претерпел еси, Блаже, плотию биен быти, да вси приимем свобождение" . "Милосердия пучина! Како предстоит огнь Пилату, сену и трости, и земли сущей, его же не опали огнь Божества — Христос? Но пожидаше терпеливо, естеством сый свободь, яко Человеколюбец" .

Чтобы хотя бы несколько усмирить жестокую толпу иудеев, Пилат подвергает Христа бичеванию, но даже измученный и истерзанный вид Страдальца не смягчает их жестокости. "Возьми, возьми, распни глаголемаго Христа! — вопияху беззаконнии иудее Пилату излиха, Христа просяху убити яко осужденна" . — "Кое убо зло сотвори, яко взываете вельми: возьми, возьми, распни Его? — спрашивал Пилат "людей неразумных", — вины не обретаю в Нем. Они же горько вопияху: возьми, возьми, распни Спаса всех" , "и злодея (Варавву) вместо Благодетеля прошаху прияти убийцы праведников. Молчал же еси, Христе, терпя их дерзость, пострадати хотя и спасти нас, яко Человеколюбец" .

Тогда умывает Пилат руки, "тростию подписывает на Него вину, всем дарующую безсмертие" . И отпускает им разбойника Варавву. Христа же предает на распятие . "Христоубийцею и пророкоубийцею оказался еврейский народ. Ибо как в древности он не убоялся убивать пророков, которые были таинственными светочами истины, так и ныне, увлеченные завистью, предают смерти Господа, о Котором те в свое время проповедовали" .

Тяжелый крестный путь на Голгофу… Не раз падал измученный Страдалец под тяжестью Креста. И следовало за Ним на Голгофу множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Шла и Пречистая Матерь Иисуса с близкими к Ней женами. "Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мария, терзающися со иными женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши?" "Чесо ради течением сим течеши долготерпе¬ливо без лености, Иисусе превозжеленне? Безгрешне и многомилостиве Господи, даждь Ми слово, рабе Твоей, Сыне Мой вселюбезнейший". "Даждь Ми слово, Слове, немолчна мимоиди Мене" .