Шиманский Г. И.
Христиане, постепенно предочищенные и приготовленные Святой Церковью в дни Святой Четыредесятницы, вступают после Недели Ваий в последнюю седмицу Великого Поста, предшествующую Пасхе. Эта седмица называется Страстной, или Великой. Она называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя, Его страданий ("страстей"), смерти и погребения. По объяснению святого Иоанна Златоуста, великой она называется потому, что в эти дни совершены Господом великие дела: разрушено долговременное насилие диавола, поражена смерть, побежден грех, снято проклятие. Господь отверз рай, и небо стало отныне доступно для человека; люди соединились с Ангелами, разрушено и удалено средостение (преграда) греха, и Бог мира примирил небесное и земное через воссоздание, обновление и обожение человеческого естества .
С апостольских времен дни Страстной седмицы, соответственно их великому значению, были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в делании добродетелей. Вступая в подвиг Страстной седмицы, Церковь призывает верующих: "От ветвий и ваий, яко от (одного) Божественна (высочайшего, священного) праздника, в (другой) Божественный прешедше праздник к честному Христовых страстей, вернии, стецемся таинству спасительному (соберемся), и Сего видим за нас страсть терпяща вольную" .
Все службы этой седмицы, отличающиеся продолжительностью и особой умилительностью, расположены так, что в них постепенно воссоздается вся история страданий Спасителя, Его последние, предсмертные слова и Божественныя наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражающееся в песнопениях и в Евангельских чтениях (см. ниже 2–6).
Как бы участвуя в страданиях Спасителя, сообразуясь смерти Его (Флп. 3, 10), церковное богослужение принимает характер печали и сокрушения — "сострастия" страстям Христовым.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА,
ЕГО КРЕСТНЫЕ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ
"Ныне открывается таинство от века сокровенное; ныне совершается главизна Божественнаго домостроительства, ныне полагается венец воплощению Бога Слова; ныне открывается бездна любви Божией". Так говорит о совершившемся таинстве страдания и смерти Спасителя за род человеческий святой Иоанн Дамаскин в своем Слове на святую Великую Субботу.
Спасительное Боговоплощение Бога Слова центром и средоточием своим имеет Крест и Воскресение Господа Иисуса Христа. На Кресте достигают наибольшей силы искушения и страдания по человечеству, перенесенные Христом Спасителем. Страдания и искушения сопровождали всю земную жизнь Христа и начались с самого рождения Его на земле. Всемогущий и безгрешный Богочеловек рождается в пещере, полагается не на мягкие подушки, а в жесткие ясли, Он, будучи Законоположником, подчиняется закону, принимает обрезание . И в самом начале жизни — опасность от свирепого Ирода, бегство в далекую языческую страну . Он, Владыка неба и земли, воспитывается и живет в бедной семье плотника, как бедняк. Сам благодетельствуя людям, Он не имеет где преклонить для отдыха главы. Он терпит голод, жажду, зной и усталость. Безгрешный Богочело¬век терпит клевету и обвинения, как обманщик, как "ядца и пийца". Но при всех гонениях и окружающих Его лукавстве и злобе Он — кроток, любвеобилен и терпелив, Он плачет об ослеплении иудеев, оплакивает смерть Своего друга Лазаря . И всегда перед Его взорами предносится Крест как завершение всего Его страдальческого и спасительного подвига.
Владыка Жизни воскрешает Своего друга Лазаря и отправляется во Иерусалим: "за мир тщашеся пострадати волею, идет со ученики Своими во град Иерусалим к вольной страсти, прииде пострадати" . Много наслышавшиеся о Чудотворце иудеи толпами встречают Христа: "С ваиами Ти, Христе, ветвьми плескаху множество (народа), постилаху ризы своя, друзии же резаху ветви от древес и ношаху. Предыдущии же и последующии зовяху глаголюще: осанна Сыну Давидову, благословен еси пришедый и паки грядый во Имя Господне" . Но "род иудейский" оказался "неверным и прелюбодейным" –непостоянным в верности Богу . Уже книжники и фарисеи "умышляют тщетная" , составляют заговор об убийстве Христа. "Лютый совет беззаконных, богоборныя души сый, умышляет яко злодея убити Христа" . И те, кого Он так много возлюбил и кому благодетельствовал, вскоре вопияли "излиха" не "осанна", а "распни". "С ветвьми воспевше прежде, с дрекольми последи яша Христа Бога неблагодарнии иудее" . "Невидимый Судие, во плоти како виден был еси и идеши от мужей и беззаконных убиен быти, наше осуждение осуждаяй страстию Твоею?"
Спаситель провидит все это: перед Ним были открыты и тайное неверие, и ослепление, и жестокосердие иудеев, и его ужасные последствия для израильского народа. Любвеобильное сердце Спасителя исполняется скорбью до того, что всеобщая радость вокруг Его шествия во Иерусалим не могла остановить слез Его: и увидев город Иерусалим, Он плакал о нем (Лк. 19, 41).
Господь идет на "вольную страсть", на многие поругания, страшные мучения и смерть, но Он помышляет не о Себе, а о спасаемых, о Своих учениках, как любвеобильный отец заботливо укрепляет их, подготавливая к этому событию. "Господи, грядый ко страданию, Твоя утверждая ученики, глаголал еси, особь приемь (взяв) их <…>: Се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем", "како глагол Моих не помните, яже прежде рекох вам? Яко всякому пророку несть писано, токмо во Иерусалиме убиену быти. Ныне убо время наста, еже рекох вам: се бо предаюся рукама грешных поруган быти, иже и Кресту Мя пригвоздивше и погребению предавше, омерзена вменят яко мертва. Обаче дерзайте: тридневен бо востану в радость верных и жизнь вечную" .
Всеведущий Сердцеведец Господь не без скорби предвидит их малодушие и Свое оставление при взятии на распятие. Но еще большее страдание и скорбь приносит один из двенадцати Его учеников — Иуда Искариотский. Сколько ему бы¬ло явлено милости и даровано благодати? Ведь это он, как и другие ученики, творил чудеса именем Иисусовым, изгонял бесов, исцелял больных Но "неблагодарный ученик, отвергся Тебе, Христе, все соборище беззаконных людей сподвизаше на Тя, на предание обращься" .
Постепенно вошло помрачение в его душу. Зависть к Учителю, сребролюбие и стремление к мирской славе и власти овладели всей его душой; он уже тяготится быть с Учителем и Господом — и зависть переходит в ненависть: "недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение" . Иуда ходит за Христом, ибо носит с собой поданное для Учителя и учеников серебро, которое можно украсть . Но желая большего, умышляет предательство. "Иуда льстец, сребролюбия вожделев, предати Тя, Господи, Сокровище Жизни, льстивно умысли. Темже и изступлен течет ко иудеом, глаголет беззаконным: что ми хощете дати, и аз вам предам Его на распятие?"
Разве не велики страдание и скорбь, которые приносит Господу и Учителю измена, низкое предательство Его близкого когда-то ученика? Скорбью, состраданием ко Господу и священным гневом на предателя звучат многочисленные песнопения Страстной седмицы: "Неразумен явился и лукав завистник злобный Иуда" , "отвергший за золото общение свое со Христом". "Что дадите мне, и я предам вам Христа, которого вы хотите взять? — говорит, пришедший к беззаконным начальникам" . "Днесь Иуда сокрывает личину нищелюбия и открывает лихоимства зрак (вид): уже о нищих не печется, уже не миро грешницы продает, но небесное Миро, и от Него усвояет сребренники. О, сребролюбия предателева!", за малую цену продает, приспосабливаясь к скупому нраву покупающих, "не скуп является к цене, но яко раба бежавшаго продает — обычай бо крадущим метати драгоценная" .
Приближались последние дни и часы земной жизни Спасителя, Его величайших крестных страданий и смерти. По слову Господа, ученики Петр и Иоанн за два дня до Пасхи приготовили во Иерусалиме отдельную горницу, чтобы вку¬сить по обычаю Пасху . Вечером Сам Иисус Христос пришел туда с другими учениками.
В начале пасхальной вечери Владыка Господь, смиряясь по Своему благоутробию , снял с Себя верхнюю одежду, влил в умывальницу воду, препоясался полотенцем и, приклонив колена, начал умывать каждому ученику ноги, отирая полотенцем, чтобы показать им пример глубокого смирения . "Вы Меня называете Господом и Учителем, — говорил Он ученикам, — действительно (это) Я есть; поэтому подражайте примеру, какой видите в Моем Лице" .
По исполнении ветхозаветного пасхального обряда , Спаситель Господь, "тайноводящи други Своя" (наставляя учеников в новом таинстве) , будучи Пасхою за всех людей, "Сам Себе предпожре" (предназначил в жертву). Еще до крестных страданий и смерти Сам Себя принес в жертву и, тем самым, таинственно явил всесвятое Свое заколение . Благословив хлеб, Он Сам, будучи небесным хлебом, возблагодарил Отца Своего, подал хлеб ученикам и сказал: "Приимите, ядите (сие есть) Тело Мое" . "Сам Себя священнодействуя, Спаситель напоил Своих учеников Чашею веселия и бессмертия — спасительною ("избавительною") Чашею для всего человеческого рода, говоря: "Пийте Кровь Мою, Кровь нетленныя жизни, и верою утвердитеся".
Но не все ученики в это время утверждались в вере и любви ко Господу. В то время, когда славные (достойные славы) апостолы на вечери от умовении ног и от всех действий и слов Христовых (Ин. 13, 3–15) просвещались, злонамеренный ("злочестивый") Иуда, зараженный ("недуговав") сребролюбием, совсем помрачился разумом. Он окончательно решился предать Праведного Судию, Своего Учителя и Господа беззаконным судьям. "Жадный собиратель богатств! ("имений рачителю"!). Посмотри на (Иуду), удавившегося из-за них! Избегай жадности, вот на что дерзнула она в отношении Учителя" .