Полиция не была уверена, что вину Мэнсона удастся доказать - уж очень неординарным обвиняемым он оказался. Две различные группы адвокатов боролись за право защищать его. Сюзанна Аткинс попыталась отказаться от своих первоначальных показаний против Мэнсона, заявив, что могла дать их под влиянием ЛСД. К тактике проволочек, затягивания процесса прибегли и адвокаты "семьи", используя все доступные средства. Подсудимые хотели превратить процесс в фарс - брили головы или выстригали на них кресты, пели, строили гримасы. Однако постепенно на суде прояснилась картина жестоких и неспровоцированных убийств, совершенных "ангелочками" и их вождем.
В ходе слушаний Сюзанна Аткинс вспомнила слова Мэнсона, сказанные после убийства Шарон Тэйт и ее гостей: "Чтобы сделать людям такое, нужно их любить по - настоящем". Она призналась, что когда наносила удары Тэйт, то по ней "будто молния прошла". С ужаснувшей всех наивностью она продолжила: "Чем больше вы это делаете, тем больше это вам нравится".
Защита предложила считать, что убийства совершены под гипнозом.
"Я собираюсь доказать, что Сюзанна была не в здравом уме, делая это, - заявил адвокат Аткинс. - Фактически она находилась под влиянием Мэнсона, считала, что все его приказания правильны, даже если он говорил что - то не то. Я полагаю, что когда будут рассмотрены все показания о Чарльзе Мэнсоне, то обнаружится, что он имел своего рода гипнотическое влияние на окружающих".
Несколько лет спустя один из членов "семьи" Текс Уотсон вспоминал: "Чарльз приказал мне взять пистолет и нож, пойти в дом, где жил Терри Мэлчер, и убить всех, кто там есть, так зверски, как я смогу... В группе, совершившей это преступление, я не был лидером, несмотря на то, что мне приписывают главную роль. Я считал себя человеком, посланным Чарльзом Мэнсоном выполнить его приказ."
Как Мэнсон добился такого повиновения и вменяем ли он? Этими вопросами задавались все, кто был причастен к следствию и суду.
Сам Мэнсон говорил: "Из меня сделали дурака, нет никаких сомнений в моей нормальности, я себя таким чувствую, я здоров, здоров".
Присяжным понадобилось 10 дней, чтобы вынести приговор.
Члены "семьи", участвовавшие в убийствах - сам Мэнсон, Патриция Кренвинкель, Сюзанна Аткинс, Лесли Ван Гутен, - были приговорены к смертной.
Однако все приговоренные избежали высшей меры.
19 февраля 1972 года верховный суд штата Калифорния отменил смертную казнь, поскольку Верховный суд США по делу "Фурман против штата Джорджия" определил, что смертная казнь используется произвольно и непостоянно и представляет собой, в нарушение Конституции, "жестокое и необычное наказание". Спустя четыре года мораторий на смертную казнь в ряде штатов (в том числе и в Калифорнии) был отменен, но Мэнсон и его люди успели ускользнуть от электрического стула. Изувер получил в итоге наказание в виде "пожизненного заключения", что в принципе позволяет ему надеяться вообще выйти из тюрьмы. Пока что каждый год он подает прошения о помиловании и так же регулярно получает отказ.
«Орден Солнечного Храма» (Order of the Solar Temple)
Международный «Орден храма Солнца», жертвами пророчества которого о наступлении конца света стали 74 человека во Франции, Швейцарии и Канаде.
В Швейцарии трагедия разыгралась 4 и 5 октября 1994 года. Следствие выяснило, что 48 человек здесь были застрелены, находясь под гипнозом, а затем сожжены. В людей для верности стреляли по 9 раз.
В январе 1996 г. во Франции обнаружены еще 16 трупов – самосожжение, в том числе 1 девочки и 2 мальчиков от 2 до 6 лет.
В марте 1997 года в Сант-Казимире (Канада) погибли еще 5 членов "Храма солнца".
Секта сервайвалистов
Сервайвалисты – дословно: «те, которые выживут». Их группки, возникли в конце 70-х – начале 80-х годов в США. В них вошли люди, охваченные паническим страхом перед ядерным концом света. Они стали переселяться из городов в горы и леса. Религиозные активисты сервайвалистов из штата Юта даже начали накапливать двухгодичный запас продовольствия и одежды на случай ядерной катастрофы, неизбежной, по их мнению, в результате «происков сатаны». Многие из беженцев перебрались в отдаленные от центров цивилизации леса на севере Калифорнии и к подножию гор Сьерра-Невада.
Сервайвалисты живут, стараясь не вступать в контакт с другими людьми, небольшими, хорошо организованными коммунами. «Те, которые выживут», вооружены до зубов и всегда готовы по первому же сигналу своих предводителей выступить против «орд городских чужаков», только и мечтающих, по их убеждению, завледеть запасами муки, зерна и консервов, созданными сервайвалистами.
Некоторое время американские власти взирали на сектантов, оснащенных базуками и скорострельными карабинами и обитающих в заброшенных ранчо с обязательными подземными бункерами, как на экстравагантных чудаков. Но после трагических событий в городке Уилсейвилле, расположенном в 300 километрах от Сан-Франциско, отношение к ним изменилось.
Один из двух главных «героев» этой трагедии, 39-летний Леонард Лейк, присоединился к одной из калифорнийских группок сервайвалистов в 1981 году. Вместе со своим приятелем, 24-летним Чарлзом Ингом, он поселился в доме на отшибе, что-то вроде ранчо посреди леса, недалеко от Уилсейвилла. Лейк – бывший военный моряк с темным прошлым. Инг – тоже бывший моряк, выгнанный из армии за кражу оружия. Принадлежа к секте сервайвалистов, Лейк пропагандировал идеи уничтожения человечества с помощью ядерной бомбы. Чтобы уцелеть после всемирной катастрофы, Лейк предусмотрительно замышлял строительство забитого консервами бункера, где можно было бы спрятаться.
2 июня 1985 года Инг с Леонардом были схвачены полицией в одном из пригородов Сан-Франциско в тот момент, когда они пытались украсть в магазине карабин. Ингу удалось бежать, но один из полицейских успел записать номер его машины. Оказалось, что она украдена у человека по имени Пол Коснер, который исчез 2 ноября 1984 г.
Так, шаг за шагом, полиция добралась до маленького домика в Уилсейвилле. Там была обнаружена комната пыток, человеческие кости в пластиковых мешках, на которых были наклеены этикетки «мужчины», «женщины»; оружие, военная форма, наручники, и, наконец, видеокамеры, видеокассеты и «дневник», озаглавленный «Смерть в кармане или навязчивая идея как абсолют». Лейк покончил с собой, проглотив в участке припрятанную в одежде ампулу с цианистым калием. Это доказывает, что он отдавал себе отчет в чудовищности содеянного. Инга арестовали в июле 1985 г. в канадском городе Калгари за кражу в магазине.
Так что же было на видеокассетах? Репортаж из ада. Мать, умоляющая не убивать своего двухлетнего сына. Семья Дабе – отец, мать и полуторагодовалый ребенок (их машиной и кредитной карточкой пользовался Лейк). Пропавшие 18-летняя Кэтлин Аллен и ее 23-летний жених Майкл Кэррол. Лонн Бонд, 27 лет, и его жена, снявшие дом неподалеку. Пропавший еще в июле 1983 г. младший брат Лейка – Дональд. Чарлз Гуннэр, бывший свидетелем на свадьбе Лейка в 1981 г. И так далее. Всего 25 мужчин, женщин и детей, живших неподалеку или приехавших издалека, но так или иначе столкнувшихся с Лейком и Ингом и убитых ими. На одной.из видеокассет Лейк написал следующее: «Я ненавижу женщин, потому что я некрасив и они меня не любят. Поэтому, когда они не подчиняются мне безоговорочно, я их убиваю». Но убивал он вместе со своим приятелем не одних только женщин… Кости несчастных были сложены в 90 пластиковых мешков, которые полицейские на грузовиках отправили в лабораторию.
«Это как самый чудовищный фильм ужасов», – дал определение этой истории Клод Балдан, шериф из Калавероса. На сей раз реальность затмила вымысел.
Отнесение к деструктивным сектам террористических и военизированных организаций
Пока не существует единой точки зрения относительно того, являются ли террористические и военизированные организации деструктивными сектами. В частности, к последним принято относить Такфир-вэль-Хиджра и Армию сопротивления Господа. Такие военизированные группы как Тамильские Тигры и Аль-Каида также иногда рассматриваются как деструктивные секты, однако такая точка зрения не является общепринятой.
Заключение
Тоталитарная секта - явление, бесспорно, антисоциальное. Членство в тоталитарной секте неизбежно ведёт к деструкции личности, к разрушению психического и физического здоровья. Разрушаются семьи, гибнут люди.
Тоталитарную секту, по меткому выражению российского исследователя современного сектантства, профессора А.Л. Дворкина, можно уподобить пожару на пшеничном поле, когда огненный круг способен только расти, поглощая все больше и больше топлива, оставляя только пепел из искалеченных человеческих судеб и поломанных жизней.
История каждой тоталитарной секты - это история человеческих страданий. За каждой сектой тянется очень длинный кровавый след преступлений, совершенных, якобы, "во имя добра", "очищения" и "спасения". Знание того, к чему приводит членство в секте, куда ведут бездумная вера словам новоявленных богов и гуру и слепое поклонение сектантской идеологии, поможет обществу избежать дальнейших ошибок. По крайней мере, хотелось бы в это верить...
Список литературы
Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002
С. В. Булгаков Справочник по ересям, сектам и расколам. Издательство "Современник". Москва, 1994
Шефер У. Вера бахаи: секта или религия? // Исследования бахаи. Издание «Ассоциации исследований бахаи», № 16
Ирвинг Гексам. Новые религиозные движения. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.
Стенли Дж. Гренц, Дэвид Гурецки, Черит Фи Нордлинг. Теологические термины. Карманный словарь. Александрия, «Ездра», 2006.
А. Эткинд. Русские секты все еще кажутся «obscure» // Эткинд А. Non-fiction по-русски правда. Книга отзывов. - М.: НЛО, 2007, с. 91-107
Статья И. Кантерова «„Деструктивные“, „тоталитарные“... и далее везде» в журнале «Религия и право» №1 2002 г.
Т. Лири, М. Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах .— М.: Экслибрис, Janus Books, 2002