Смекни!
smekni.com

История Российского богословия (стр. 3 из 3)

\Те же задачи преследуют Ф.А. Голубинский (лекции по "Умозрительному богословию", 2 издание, Москва, 1886), и В.Д. Кудрявцев-Платонов

("Исследования и статьи по естественному богословию", Сергиев Посад, 1892 - 93). Сочинение Голубинского: "Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. О конечных причинах" (новое издание, Москва, 1894), не представляя собой системы догматики, дает довольно полное и целостное изложение православно-христианского учения. Аналогичный характер имеет сочинение А.Д. Беляева : "Любовь божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви божественной". О руководствах и трудах по частным богословским наукам, входящим в курс преподавания духовных академий, см. Нравственное богословие (XXI, 408), Обличительное (XXI, 520), Основное (XXII,946), Патристика (XXIII, 20), Литургика (XVII, 837), а также Библейская археология (III, 665), история (III, 672), герменевтика (VIII, 536), гомилетика (IX, 161).

В духовных академиях и семинариях существует еще кафедра истории и обличения русского раскола; Н.И. Ивановским

издано соответствующее "Руководство" (Казань, 1886 - 87). О церковной истории и церковном праве см. ниже. Помимо официальной богословской науки, и светские люди, не причастные к духовным академиям, писали у нас по предметам богословским. По времени первые опыты в этом роде принадлежат раскольнической литературе (XXVI, 308) и еретической, мистической литературе начала XIX века (Лабзин, Лопухин
, Гамалея ). В духе православия писали А. Стурдза ("Учебная книга православного христианина", Одесса, 1849) и А. Муравьев ("Письма о богослужении Восточной кафолической церкви", Санкт-Петербург, 1836; "Изложение Символа Веры Православной Кафолической церкви", Санкт-Петербург, 1838 и др.). Стурдза взял на себя задачу распространения правильных сведений о православной церкви в Западной Европе, но, по словам архиепископа Черниговского Филарета, "ни одно сочинение не унизило православной церкви во мнении Запада, как рассуждения непризванного философа и полемиста". Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение среди высшего русского общества, но научное значение их весьма невелико.

Больше значение имел А.С. Хомяков

. Он исходил из того положения, что церковь Христова, кафолическая, вселенская, едина, и что она обладает истиной безо всякой лжи. "Церковь принадлежит всему миру, а не какой-либо местности; ею святится все человечество, а не один какой-нибудь народ". Церковь, по Хомякову, совпадает с православием, которое осуществляет всю полноту Христова учения. Католичество, в своем историческом развитии, осуществляло единство церкви в ущерб индивидуальной свободе; протестантство развило индивидуальную свободу, но утратило всякое единство; в православии церковь является как "синтез единства и свободы в любви". В связи с Хомяковым следует отметить Ю.Ф. Самарина
и его замечательное сочинение о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче. Идея универсального единства церкви, хотя и с иными выводами, получила дальнейшее развитие у Вл. С. Соловьева
, который поставил также вопрос о догматическом развитии церкви (ст. Православие, XXIV, 927). Он написал "Чтения о Богочеловечестве" ("Православное Обозрение", 1878 - 81 года), "Духовные основы жизни" (3-е изд., 1897) и др. Ср. Н. С., "Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам с 1801 по 1888 год." (Москва, 1891), и указатели приведенные в статье Библиография (III, 746).