Смекни!
smekni.com

История Российского богословия (стр. 1 из 3)

Древняя Русь получила свои богословские знания из Византии. При церковном характере всей нашей древней письменности, главную роль играли в ней переводы творений отцов церкви. Уже в Святославовом сборнике (XI век) встречаются "Богословские вопросы и ответы" антиох. Патриарха Анастасия Синаита (умер в 599) - род довольно обстоятельного катехизиса. "Точное изложение православной веры" святого Иоанна Дамаскина издревле пользовалось широким распространением на Руси. Самостоятельными произведениями русской богословской мысли были поучения, жития святых, послания пастырей и полемические сочинения.

Богословской науки в тесном смысле не было, и за отсутствием правильно организованных школ и быть не могло. Довольно полно изложены догматы веры в "Просветителе" Иосифа Волоцкого и "Истины показании" Зиновия Отенского (XVI в). Первые написаны против жидовствующих, вторые - против ереси Феодосия Косого . Зиновий не ограничивается, подобно Иосифу, приведением цитат, но стремится к раскрытию начал христианской философии. Другие полемические сочинения вызывались приездом представителей западного духовенства. (Для выяснения уровня богословских знаний в Москве в первой половине XVI века интересны изданные А. Голубцовым

"Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны", Москва, 1892 год.)

Потребность в катехизисе особенно чувствовалась в Юго-Западной Руси, которую исторические обстоятельства привели в постоянное и непосредственное соприкосновение с католиками и протестантами Западной Европы. За составление катехизиса взялся протоиерей Лаврентий Зизаний (Куколь), который представил свой труд на рассмотрение московского патриарха Филарета

; он был напечатан в Москве (в 1627 году), но в обращение не был выпущен. Катехизис полоцкого архиепископа Мелетия Смотрицкого оказался латинским, и сам Мелетий перешел в унию. В 1640 году киевский митрополит Петр Могила представил на рассмотрение Киевского собора катехизис, составленный игуменом Исаией Трофимовичем Козловским , но известный под именем "Православного Исповедания" Петра Могилы. Одобренный собором, катехизис этот отправлен был, для проверки и исправления, константинопольскому патриарху Парфению. Пересмотренный и дополненный на Ясском соборе 1643 года, он был одобрен Парфением, но, вследствие смуты в Константинопольском патриархате, напечатан был в Амстердаме, на греческом языке, лишь в 1662 году. По отзыву архиепископа Филарета (Гумилевского) , в катехизисе этом "есть несколько мнений схоластики, не очень удачных, например, о форме и материи таинств, о творении душ". Краткий катехизис Петра Могилы: "Собрание короткой науки о артикулах веры православно-кафолической христианской", появившийся сначала на польском языке, потом на русском (Киев, 1648), предназначался, между прочим, для употребления в школах; в 1649 году, этот катехизис, с некоторыми изменениями, напечатан был, с благословения московского патриарха Иосифа , в Москве.

В 1696 году пространное "Исповедание" было с амстердамского издания переведено и издано в Москве; позднейшие издания принадлежат протоиерею П.А. Алексееву

(Москва, 1769 и 1781). "Православное Исповедание" Петра Могилы явилось первой символической книгой восточной церкви. В киевскую академию, учрежденную, в 1631 году, стараниями Петра Могилы, целиком перенесена была схоластика, господствовавшая еще тогда в западных богословских школах. В готовые формы западной науки киевские богословы вставляли догматы православной церкви, причем им не всегда удавалось отрешиться от католических влияний. Учебники, ими составляемые, имели вид отдельных трактатов, лишенных внутренней связи. Каждый богослов старался превзойти других диалектическими тонкостями и бесплодными подразделениями; обращалось внимание не столько на силу аргументов, сколько на правильность их расположения и на их количество; при полном отсутствии критики, пользовались средневековыми сказаниями, апокрифами, свидетельствами сивилл и т. п. источниками.

В учебниках преобладал дух строго полемический; раскрытию учения положительного отводилось мало места. Наиболее сильными полемистами киевской академии были Иоанникий Голятовский и Адам Зерников, оставившие трактаты против латинян об Нисхождении Святого Духа. Киевская ученость перенесена была Симеоном Полоцким

в Москву, но там латинский оттенок киевского богословствования вызвал протест и послужил источником многолетних споров. Против "Венца веры" Симеона Полоцкого выступил Епифаний Славинецкий , также киевский ученый, но до могилянского периода, когда в юго-западных братских школах господствовало греческое образование. В видах противодействия киевскому влиянию, во вновь учрежденной типографской школе (1679) введено было греческое образование; такой же характер придан был открытой вслед за тем Заиконоспасской академии, в которую приглашены были преподаватели греки - братья Лихуды. Эти ученые прибыли в Москву в 1685 г., когда велся ожесточенный спор о времени пресуществления даров между учеником Полоцкого, Сильвестором Медведевым , и Евримием, учеником Епифаниевым. Лихуды приняли сторону последнего; Сильвестр написал против них книгу: "Манна хлеба животного", а Лихуды отвечали ему в "Акосе, или Врачевании от угрызений змиевых" и в "Диалогах грека к некоему иисуиту". Иезуиты, жившие в Москве, поддерживали Сильвестра; последний был осужден на соборе (1689) и должен был отречься от своих мнений, а иезуиты изгнаны были из Москвы. На соборе 1690 г. "хлебопоклонническая" ересь предана проклятию и запрещено читать многие малороссийские книги, а также сочинения Полоцкого.

При Петре I

распространителем киевской учености, более разносторонней, чем московская, был Стефан Яворский . Около того же времени в самой киевской академии произошла реакция против схоластики. Творцом нового направления явился Феофан Прокопович. Он ввел в богословие новый метод протестантской науки, в основу которого положено филологическое и историческое изучение Святого писания и церковной древности. Феофан первый отделил догматику от нравственного богословия и положил твердое начало догматике, как систематической науки. Свою догматическую систему он делит на две части: в первой излагается ученье о Боге, едином по существу и троичном в лицах, во второй - учение о Боге в его действиях. Труд Феофана был закончен, согласно его плану, киевским митрополитом Самуилом Миславским ("Theophani Prokopovitz theologia dogmatica", Лейпциг, 1782 и 1792). Катехизис Феофана издал Георгий Конисский с прибавлениями ("Христианское учение о Боге, о Промысле, о законе", Могилев, 1761). В начале XVIII века русская церковь вела борьбу против католицизма - с одной, против протестантизма - с другой стороны. Стефан, возражая протестантам, подпал под власть католических авторитетов; Феофан, ополчась на католицизм, поддался влиянию своих протестантских руководителей. Важнейший труд Стефана - "Камень веры" (Москва, 1728) - направлен против протестантов, у которых были последователи среди ремесленных людей и стрельцов. Вся полемическая часть книги отличается большими достоинствами. Иезуитская пропаганда распространяла сочинение Стефана в латинском переводе (разумеется, с пропусками) по протестантским землям.

Положительная часть слабее и носит следы влияния католических писателей; статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о необходимости смертной казни для еретиков заимствованы, с немногими изменениями, из Беллармина, Бекана и других иезуитских богословов. Феофан явился в своей богословской системе блистательным антагонистом католиков в учении о предании, об исхождении Святого Духа и об оправдании добрыми делами; но его статья о Святом писании, в предисловии к богословской системе, вся заимствована от протестантов. В церкви Феофан видит только совокупность лиц, соединившихся ради пользы; идея органического целого, духовного тела у него исчезает. Целые отрывки из писателей западных, воспроизводимые в "Камне веры", в системе Феофановой выставлены как ineptae opiniones; наоборот, в "Камне веры" мнения Феофана опровергаются как нарекания противников православной церкви.

Между обоими руководителями русской богословной науки возгорелась полемика. В 1729 г. Феофан напечатал в Иене, под видом послания протестантского богослова Буддея к другу, в Москву, критику на "Камень веры", в котором Яворский обвинялся в католицизме. В России явился ответ на письмо Буддея, написанный доминиканцем Рибейрой, состоявшим при испанском после в Петербурге. Приверженец Яворского, Феофилакт Лопатинский , написал Апокрисис на письмо Буддея. В "Молоке на Камень веры" Яворский прямо называется иезуитом, поборником папежского духа в Р. Против сочинения Феофана: "Распря Павла и Петра о иге неудобоносимом" - в котором, по словам архиепископа Черниговского Филарета, "многое не договорено, что необходимо было сказать, чтобы не быть учеником Лютера", - Феофилакт написал книгу: "Об иге Господнем благом". В преподавании богословия первоначально господствовало направление Яворского, упроченное лекциями Феофилакта Лопатинского в московской академии. Опыты догматической науки составлялись в духе умеренно-схоластическом, без отделения догматики от нравственного богословия. Таковы лекции архимандрита Сильвестра Кулябки, читанные в киевской академии в 1741 - 46 годах ("Compendium orthodoxae Theologicae doctrinae", Лейпциг, 1786), преподавателя коломенской семинарии Иакинфа Карпинского , профессора казанской академии архимандрита Сильвестра Лебединского . Переход к направлению Феофана представляет собой все еще не чуждые схоластики лекции Кирилла Флоринского в московской академии (1739 - 1740): "Богословие положительное и полемическое". После Флоринского система Феофана получает преобладание. Она служила для преподавания в академиях еще в первой половине XIX века; по ее образу составлены лекции Георгия Конисского (в киевской академии, 1751 - 55 года), Феофилакта Горского (в московской академии, 1769 - 1774 гг.), Иринея Фальковского (в киевской академии, 1795 - 1804 гг.), впервые вошедшие в состав догматики статьи о церкви до законной и подзаконной, о церкви благодатной, о иерархии, о соборах.