Паломники погружались в воды святого источника, находившегося в двух милях от города, подобно паломникам на земле обетованной, совершавшим омовение в реке Иордан. Это было почти вторым крещением, очищением новообращенного. Каждый паломник поднимал камень из местного известнякового карьера и нес его в город, таким образом делая вклад в строительство святыни. Войдя в город, паломники шли по улицам, наполненным купцами и ремесленниками; возможно, они останавливались, чтобы сделать покупки. Каждый паломник покупал раковину устрицы, которая считалась символом Компостелы. Теперь главной задачей паломника было найти ночлег, чтобы потом отправиться на службу в местную базилику.
Большинство паломников старались хотя бы раз за время своего пребывания участвовать во всенощном бдении. Разумеется, они как можно чаще присутствовали на мессе в церкви, так же как до этого посещали мессы во всех церквах, мимо которых лежал их путь.
Наконец, посетив утреннюю службу, паломники собирались вокруг священника, чтобы получить у него индульгенции, которые они заслужили своим паломничеством. Они возлагали на алтарь дары- монеты и драгоценности, кланялись реликвиям св. Иакова – его цепи, короне, шляпе, скипетру, ножу и камню. Затем им вручались индульгенции. Они прикасались к святому гробу и целовали его, искренно молились и давали обет добрых дел на будущее. Предполагалось, что они испытают особое чувство, связанное с отпущением их грехов. После этого обряд отпущения грехов считался завершенным. Наставало время купить раковины устрицы как знак завершения паломничества. После этого они могли осмотреть город, а могли и отправиться домой.
Паломничество можно считать длительным и тщательным приготовлением к окончательному очищению, которое наступало, когда паломник присутствовал на службе в базилике или молился перед гробом святого. Там, достигнув цели своего путешествия, он мог ощущать очищение, полное прощение, обновление, практически ему казалось, что он заново вступает на путь спасения, но это лишь краткое и упрощенное описание событий, происходящих при совершении этого ритуального акта; надо сказать, что любая церковь может отпустить грехи и поправить жизнь верующего. Почему надо посещать все церкви на пути и ходить к святым местам? Зачем обращаться к далекому Иакову, когда в твоей местности, поблизости есть свой святой? Дальнее путешествие может служить катализатором, способствующим процессу очищения жизни верующего, но как нам понимать весь этот продолжительный ритуал путешествия?
Можно толковать его как выражение тяги к большей святости, имеющее количественное значение: если одна месса хорошо, двадцать – лучше. Но такому подходу не достает средневекового чувства благочестия. С точки зрения паломника, каждое святое место имело свою особую святость. Исцеление слепоты в Ле Пий отличалось от исцеления лихорадки в Конкс. А благочестие епископа Хилэри отличалось от святости евангелиста Иоанна. Христианская святость того времени имела массу разновидностей, была очень многогранна, и к каждой грани можно было прикоснуться в особом месте. [1, с.431-438]
2 Мотивация и факторы развития религиозного туризма в РБ
Одной из основных религий в Белоруссии является христианство, а именно, одно, из течений христианства - православии. Религия занимает важное место в жизни любого человека, хотим мы того или нет. Многие из нас проходили в детстве обряд крещения, еще не сознавая, что это такое и какова суть этого обряда. Другие делали это, уже, будучи взрослыми, прекрасно понимая цель этого действия. Многие уже в зрелом возрасте, будучи давно женаты официально, совершили совершенно осознанно обряд венчания. Длительное время по отношению к церкви проводилась политика геноцида. И надо признать, что 'успехи' этой политики просто потрясающи. Однако, воинственный атеизм, к счастью, не смог полностью убить тягу большинства населения Белоруссии к Богу. Особенно заметно это в последнее время. Возрождаются храмы, монастыри. Их посещают всё больше молодёжи, что не может не радовать. Церковные общины во многих местах становятся центрами духовного возрождения нации. Люди тянуться к Богу и Церкви, устав от разобщенности, агрессивности, меркантильности, лжи, ... Цель же любой религии, и православие не исключение, состоит в том, что бы научить человека жить в гармонии с природой, самим собой и другими людьми, не наносить обиду ближнему, но помочь ему перенести тяготы жестокой реальности этого мира.
Видимыми символами православия являются храмы. Это особо устроенные помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и богослужения. Храмы Православной Церкви отличаются большим архитектурным разнообразием (вот некоторые: в виде креста - основа Церкви и ковчег спасения людей; круглые - вечность Церкви и Царства Небесного; восьмиугольные - знаменуют Вифлиемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению; нефные - в виде корабля для спасения среди бурь окружающего мира; есть и другие, и множество комбинаций из них).
Самые красивые древние интересные храмы с чудотворными иконами, святыми мощами и другими святынями сохранились в основном в монастырях. В первую очередь, из-за их обычной удаленности от административно - промышленных центров, из-за более строгих, веками не менявшихся, правил жизни, великой намоленности этих мест многими поколениями паломников, особой избранностью мест для их основания и особой святостью, богоизбранностью их основателей. Известные монастыри обычно располагаются на вершинах высоких холмов или крутых берегах рек, откуда открываются прекрасные виды на окрестности, а храмы как бы сливаются воедино с небесами. Стоит заметить, что колокольный звон в таких случаях разливался очень далеко - по всем окрестностям. Монастыри часто выполняли роль защитных крепостей, охраняя города и торговые пути, занимались колонизацией новых земель, служили тюрьмами и местами ссылки. И это также добавляет интерес к ним, уже как к культурно-историческим местам (объектам).
Пребывание в монастырях действует на каждого человека почти гипнотически, независимо от того верит человек в Бога или нет и насколько сильно и искренне. На человека оказывает эмоциональное влияние все, что его окружает в святой обители. Её месторасположение, архитектура, живопись, иконопись, церковные обряды, утварь, одеяние священнослужителей, песнопение, люди, погруженные в молитвы, и многое, многое другое. Не все факторы можно описать словами. Многое из этого воздействия остаётся на уровне подсознания. И таким образом в душе каждого создаётся картина иного более чистого, доверчивого, открытого и прекрасного мира внутри обители, со своими справедливыми и истинно равными для всех законами. Любой человек в святой обители чувствует успокоение, умиротворение, начинает осознавать, что есть ВЕЧНОЕ, со своими вечными ценностями, которые в суете повседневных дел и забот (часто мелочных и сиюминутных) мы просто не замечаем, а мы сами совсем не те 'цари природы', о которых мы часто говорили в эпоху гонения. Часто у людей именно здесь происходят переоценки повседневных, жизненных ценностей, ситуаций, поведения, мыслей. Люди начинают приобщаться к новому образу мысли, чувств, жизни. Любой посетитель таких мест обязательно, хоть на крупицу, но становятся чище и светлее.
Именно поэтому монастыри на Белой Руси всегда являлись и являются центром притяжения людей независимо от их отношения к религии.
Как уже говорилось, часто святые места находятся в стороне от больших людских поселений, с плохо развитой сетью общественного транспорта, что делает необходимым специальную организацию их посещения.
Эта организация массовых посещения монастырей, святых мест есть ни что иное, как - религиозный туризм, который делится на несколько направлений в зависимости от глубины отношения людей к религии:
Глубоко верующие, 17%. Они хотели бы пожить в монастырях длительное время. Они стремятся сюда как дети в отчий дом после долгой разлуки.
Верующие, 24%. Они также хотят пожить в монастырях, но не столь длительное время.
Для двух этих групп целью посещения религиозных святынь является молитвенное общение, труд, сборы пожертвований на восстановление и развитие монастыря или храма. Это так называемое богомолье, паломничество. По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее 10 дней и чаще всего приходиться на религиозные праздники. В наше время паломничество может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, по желанию паломников и/или в зависимости от возможностей мест посещения. Ведь в настоящее время многие церкви, соборы и монастыри разрушены, их восстановление только начинается. Часто монастыри принимают паломников благословляя их на посильное трудовое послушание. И часто такое послушание даёт весьма ощутимые результаты.
Паломнический тур отличается от всех остальных реальным участием паломников в религиозной жизни храма или монастыря, посещением богослужения, совершением молитвенного правила утром и вечером, перед и после трапезы, в начале и конце пути, а главное – личным участием в восстановление и поддержании жизни обители.
Интересующиеся религией, 35%. Люди верят в Бога, но не так строго относятся к церковным атрибутике и канонам. Они стараются посещать храмы в православные праздники и определенные дни (например, дни поминовения) или по каким-то другим личным поводам. Им интересны монастыри, сама жизнь в монастырях. Они хотят поклониться святым чудотворным иконам и мощам, совершить омовение в святых источниках, поставить свечку, подать записку 'о здравии/об упокоении' родных и близких, внести посильный денежный вклад на воссоздание святыни, привезти с собой из поездки икону, частичку святыни, но: провести там, хоть какое-то, даже не очень продолжительное время им не хотелось бы. Пожелания этих людей 'просты': транспорт максимально комфортный, обязательно сопровождение, трансферы, питание в общественных местах, чаще всего в ресторанах (в обители, как исключение, для 'экзотики'), проживание комфортное (1-2 местные номера со всеми удобствами в экологически красивых и чистых местах), экскурсионное обслуживание, желательны анимация и дополнительные услуги. Эти люди стремятся совместить посещение святых мест с активным отдыхом. Для них интересно дополнительно в этой поездке посетить природный заповедник (национальный парк), просто красивое место, а также места производства и продажи предметов народных промыслов.