Не интересующиеся религией , 13%. Люди не интересуются религией как таковой. Они едут отдохнуть, сменить обстановку, полюбоваться природой и архитектурой, услышать фольклор 'глубинки', повысить свой интелектуальный уровень, утолить извечную людскую жажду любопытства пообщаться с людьми примерно их круга, но не связанных с ними ни чем, кроме самой поездки. Эта категория хочет получить всё самого лучшего качества. И вообще, чем меньше интерес к самой религии, тем выше требования к комфорту и больше капризов у едущих в религиозный тур. Представители данной группы это отлично понимают и сами. К этой же группе часто относят детей, хотя это не вполне корректно.
Дети, школьники, студенты, 11%. Им хотелось бы того же, но, по возможности, всё-таки подешевле с меньшей экскурсионной нагрузкой и с добавлением в развлекательную программу чисто молодежных элементов(например, дискотеки с молодежной музыкой, игр, чего-то ещё...).
Для двух последних групп характерны экскурсионные (религиозно-познавательные) туры. Они, как правило, проходят в течение 1-2 дней (в выходные или общегосударственные праздники), редко длительнее или в иное время.
Различие паломнических поездок и религиозно-познавательных туров заключается в различии их целей. Отсюда и все особенности и отличия, о которых говорилось выше.
Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют только маршруты поездок и сами святыни (объекты посещения/показа), что часто приводит к смешению данных понятий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством, что, естественно, не так.
Религиозный туризм 'служит' одной цели - духовному объединению и воспитанию людей в государстве, где религия начинает становиться его неотъемлемой частью, а самое главное, начинает выполнять роль одной из опор целостности самого государства. [2]
3 Практика организации религиозных туров
Полоцкое бюро путешествий и экскурсий предлагает экскурсионную программу «К духовным святыням». Маршрут: Глубокое — Мосар — Будслав.
Выезд из города Полоцка.
Первый пункт маршрута – Глубокое. Город Глубокое расположен в долине и на двух возвышенностях, между озер Кочальное и Большое, из которого вытекает река Березовка. Несмотря на трудные испытания последнего столетия, древнему местечку удалось сохранить свой исторический облик, хотя некоторые черты навсегда уничтожены войнами и разными властями. Что знает обыкновенный белорус о Глубоком? Разве что как о месте, где выпускается сгущенка. Но если бы мы были более культурно воспитанной нацией, каждый ученик мог бы сказать, что глубокскими храмами восхитился даже сам Наполеон во время своего пребывания там. Это маленькое местечко во времена позднего Средневековья превратилось в гнездо католических и униатских монашеских орденов, возведших чудесные храмы. И если уж Наполеон отметил отличный от других облик местечка, так разве нам не следует побывать там?
Своему историческому облику, росту и расширению Глубокое обязано роду Корсаков, а конкретно - Язэпу Корсаку, мстиславскому воеводе и дисненскому старосте. Язэп Корсак жил в первой половине ХVII века, происходил из древнего православного шляхетского рода. Но в те времена после принятия религиозной унии в Беларуси Язэп Корсак стал униатом (католиком восточного обряда). Он оставил по себе вечную память основанием в Глубоком двух католических костелов и монастыря католического ордена босых кармелитов. Сейчас это католический костел Святой Троицы и православная церковь Рождества Богородицы (бывший костел и монастырь босых кармелитов). Начнем с костела, который после последней, недавней реставрации выглядит чрезвычайно красиво и аккуратно. Храм на этом месте появился в 1628 году. Первоначально он был деревянным и построен на деньги Я.Корсака. Военные события ХVII века между войсками Московии и Речи Посполитой, война между Россией и Швецией в начале ХVIII в. сильно повредили деревянную постройку. Современный каменный храм был построен в 1764-1782 гг. В начале ХХ века костел в последний раз расширили. Но это произошло безизменений основного архитектурного стиля костела - рококо ХVIII в. Следует отметить, что ни глубокский костел, ни здешняя православная церковь, никогда не закрывались на протяжении своей многовековой истории. Напротив костела стоит православная церковь, но церковью храм стал только во второй половине ХIХ века, после подавления восстания К.Калиновского в Беларуси. Сам костел и монастырь основаны на средства знакомого нам мстиславского воеводы в 1640 году. Вначале храм являл собой образец раннего барокко, но в 1735 году костел и монастырь перестроили по проекту известного зодчего Речи Посполитой Яна Глаубица. Святыня стала роскошным храмом стиля виленского барокко. Именно таким, хотя во многом и поврежденным, до сих пор стоит храм. [6]
Второй пункт маршрута достоен особого внимания – Мосар! Яркий пример возрождения сохранившихся духовных ценностей. До конца 80-ых единственной достопримечательностью Мосар был костел Святой Анны 18 века, который находился в страшно запущенном состоянии. Все изменилось после приезда в деревню католического священника Иосифа Бульки. Теперь Мосар – это полноценный туристический объект и духовный феномен. Костел перестал быть воплощением вандализма советской эпохи, он восстановлен и находится в прекрасном состоянии. Территория вокруг костела – это своеобразный музейный комплекс, образец ландшафтного искусства, живое воплощение западноевропейских культурных традиций. А за нравственную чистоту обитателей белорусского местечка Мосар литовец Йозас Булька ведет многолетнюю и вполне успешную борьбу: оставшиеся редкие пьяницы здесь на учете. Центральное место удивительного оазиса – это копия скульптуры Микеланджело, изображающая Матерь Божию, оплакивающую мертвого Иисуса. Есть еще скульптуры Яна Крестителя и архангела Михаила. Строгие формы созданного ландшафта подчеркивают пирамидальные туи. Ксендз привез их из Паневежиса совсем маленькими, а теперь эти редкие в Беларуси деревья чудо как хороши: смотришь ли на туевую аллею снизу – с дороги, когда вид на мосарский оазис только-только открывается взгляду пораженного путника, или сверху – из каплицы Матери Божией Остробрамской, которую ксендз построил в 1997 году. Коллекция растений, ныне украшающая территорию костела, собиралась много лет. В свое время ксендз объехал весь СССР, побывал в различных ботанических садах – в Сухуми, Батуми, в Крыму. Особые изыски ландшафта составляют камни и стекла. Тесаный камень – с Украины, синее стекло привезли из Гуты. Ксендз Булька старался, работал и творил не один год.
Что наверняка развлечет и заставит задуматься посетителей – так это специальные костельные книги. Есть книга, в которой люди подписываются молиться за своих либо чужих нерожденных детей. И есть книга трезвости, записываясь в которую, люди обязуются не пить – всю жизнь, год, месяц, до “субботы”. Чаще всего подписываются на месяц или год. Реально оценивают свои силы, но в тоже время готовы взять на себя ответственность. Все-таки не шутка – поклясться перед Богом.
Кседз Булька относится ко всему очень конструктивно и верит в то, что все можно сделать и всего добиться. Главное - верить и работать…. [4, с.4-5]
Последний пункт маршрута – Будслав.
Современный Будславский костел - чудесный памятник позднего барокко в Беларуси. Когда же началось его святое паломничество? Случилось это почти 500 лет назад. Сквозь пущу продирались четыре монаха-бернардинца. В торбе старшего лежал бумажный свиток с великокняжеской печатью-"Погоней". Грамота свидетельствовала, что Великий князь Александр дал Виленскому монастырю бернардинцев право вырубки леса в пуще Марковско-Матицкого староства Виленского воеводства над рекой Сервечь, между ее притоками Зуей и Туреком. Бернардинцы облюбовали место, где решили построить себе жилье - не каменный дом, не деревянную хату - нечто похожее на шалаш, чтобы он слегка прикрывал самоотверженных монахов от ветра и дождя. Люди не знали, как назвать мало похожую на жилье конструкцию, потому называли ее просто "буда". Со временем это стало названием бернардинского поселения. Все больше и больше монахов приходило сюда, где трудились и молились. К концу ХVI века в бернардинской усадьбе появилась деревянная часовня-костел. Во время ее возведения случилось чрезвычайное событие: явление в Буде Девы Марии, Божьей Матери. Известно свидетельство отца Томаша Дыгона, который писал о 1588 годе: "...после двухдневного поста и после завершения утренней молитвы - Святой мессы, показалось облако, из которого вновь пробивался свет и осветил часовню и кельи. На этом облаке появилась в чудесной хвале Наисвятейшая Дева Мария с Ангелами, стоящими по обе стороны. Наисвятейшая Дева Мария держала на руках Младенца Иисуса, и с неба послышался голос: "От этого часа Бога нашего и Сына Моего слава и мое заступничество будет вам дано навсегда, это место я выбрала постоянным прибежищем для грешников...". С этого времени, начиная с 1588 г., часовня и это место стали источником Божьих милостей, знаков и чудес". Весть об этом событии облетела не только Беларусь. О нем стало известно в Вильно, Кракове, Ватикане!!! И вот к деревянному костельчику, затерянному в белорусских лесах, потянулись пилигримы: монахи и грешники, нищие и магнаты. И каждый - кто трудом, кто молитвой, кто деньгами - старался замолить грехи.