Смекни!
smekni.com

Особенности современного религиоведения (стр. 2 из 2)

Во второй половине XX в. прослеживается усиление интереса к современности, к "новым религиозным движениям" (Гюнтер Керер), "квазирелигиям" (Ниниан Смарт), "крипторелигиозности" (Мирча Элиаде), "секуляризации" (Толкотт Парсонс).

Новая религиозная ситуация в нашей стране также требует перестановки акцентов с исторических исследований на исследование современности. Изменение области исследований, а именно переход от исторического анализа к исследованию современности, потребовал новых методов и методик изучения религии. На первый план вышли методы и методики социологии религии. В странах Запада активно проводятся социологические исследования, хотя, как отмечают сами западные религиоведы, современная социология религии страдает от отсутствия общей социологической теории и разбивается на множество эмпирических и локальных исследований, порой не связанных между собой. Очевидно, отсутствие общей социологической теории и взаимодействия с другими отраслями религиоведческого знания приводит современных социологов религии к мысли о необходимости разработки теоретических и методологических основ социологических исследований.

В нашей стране в последние годы активно проводятся социологические исследования в разных сферах общественной жизни. Ряд научных центров занимается конкретно-социологическим исследованием религии. Однако незнание общеметодологических принципов религиоведения и его отдельных дисциплин (таких, как психология, философия, феноменология религии) зачастую приводит социологов к неверной постановке вопросов в анкетах, а, следовательно, к получению неинформативных или искаженных результатов. Если бы этого не происходило, социологи, скорее всего, не ставили бы некорректных (в психологическом плане) и неинформативных или, что еще хуже, дающих искаженные результаты в конкретно-социологическом аспекте вопросов, типа "Верите ли Вы в Бога?". Но для этого, конечно, нужно знать психологию и философию религии.

Еще одной чертой современного религиоведения является повышенное внимание к уточнению религиоведческой терминологии и многочисленных определений религии. Здесь на первый план выдвигается проблема преодоления традиционного для религиоведения евро- и христоцентризма. Очень многие понятия, образы, символы, термины "мертвых" и "живых" религий не описываются при помощи сложившегося в современном религиоведении категориально-понятийного аппарата. Например, христианские понятия греха и спасения явно неприложимы к анализу многих восточных религий, ибо буддийские дуккха и нирвана отнюдь не эквивалентны представлениям христианской сотериологии, а, например, религиоведческое понятие "секуляризация" не работает в мире ислама или индуизма.

Большую роль в уточнении религиоведческой терминологии играет создание теологических и религиоведческих энциклопедий, словарей, справочников. Начало века ознаменовано выходом изданной Дж. Хастингсом "Энциклопедии религии и этики"(Encyclopedia of Religion and Ethics, Эдинбург, 1911), в подготовке которой принимали участие многие крупные историки религий того времени. Существенным вкладом в систематизацию историко-религиозных материалов и вероучительных доктрин являются увидевшие свет в Германии теологические энциклопедии, освящающие историю религий и религиоведения с конфессиональных точек зрения. Сведения религиоведческого характера содержатся в "Словаре социальных наук" (A Dictionary of Social Sciences, Нью-Йорк, 1964). Актуальные проблемы упорядочения понятийного аппарата сравнительного религиоведения получили свое разрешение с выходом "Словаря компаративного религиоведения" (A Dictionary of Comparative Religion), изданного С. Брэндоном в Лондоне (1970). Важные для религиоведения материалы представлены в "Энциклопедии колдовства и демонологии" (The Encyclopedia of Witchcraft and Demonology), изданной Э. Роббинсоном в Нью-Йорке (1959), и в "Словаре символов" (Dictionaire des Symboles), изданном Ж. Шевалье в Париже (1982). Фундаментальным завершением работы по систематизации религиоведческих знаний в зарубежной науке явилась уже упомянутая 16-ти томная Энциклопедия религий (Encyclopedia of Religion), изданная под редакцией Мирчи Элиаде в Нью-Йорке (1987).

В нашей стране в начале века также увидел свет ряд справочных и словарных изданий, включающих статьи по истории религий (например, словари издательств "Брокгауз-Ефрон", "Братья Гранат" и др.). В советский период были изданы 5-томная "Философская энциклопедия", "Философский энциклопедический словарь", многие статьи которых были посвящены религиоведческим проблемам. Существенное значение имели изданные в Москве в 1983 г. под редакцией профессора М.П. Новикова "Атеистический словарь", в 1992 г. под редакцией Е.М. Мелетинского "Мифологический словарь", а также вышедшие в последние годы справочники, посвященные отдельным религиям и конфессиям ("Буддизм", "Ислам", "Христианство", "Протестантизм", "Католицизм", "Индуизм, джайнизм, сикхизм" и др.).

Сегодня в нашей стране назрела острейшая необходимость в издании Энциклопедического религиоведческого словаря, который включил бы в себя высшие достижения мирового и отечественного религиоведения. В настоящее время ведется работа над подобным изданием, объединившим вокруг себя известных российских и ряд зарубежных религиоведов. Оно осуществляется под общей редакцией А.П. Забияко, А.Н. Красникова и Е.С. Элбакян.

Следующей особенностью современного религиоведения является более легкий доступ к данным и новым результатам исследований. Это связано с беспрецедентным развитием в второй половине XX в. средств массовой информации и с компьютеризацией науки. В настоящее время при помощи Интернета можно, не выходя из кабинета, познакомиться с результатами наиболее значимых полевых исследований, международных симпозиумов и конференций, связаться с любой библиотекой мира, при помощи видеотехники – воочию наблюдать, например, ритуалы и обряды африканских племен или каких-то немногочисленных религиозных организаций.

В задачи отечественного религиоведения входит освоение и эффективное использование новейших способов получения и распространения научной информации, прежде всего при помощи компьютерной техники, сети Интернет. Вместе с тем, возникает ряд новых теоретических проблем, например, исследование мифологем виртуальной действительности в рамках религиоведческого анализа квазирелигиозных форм сознания.

Наконец, в современном религиоведении прослеживается стремление к размежеванию с теологией. Анализируя причины кризисного состояния религиоведения во второй половине XX в., профессор Иерусалимского университета Цви Вербловский выдвинул суждение о том, что религиоведение должно научиться защищать себя от дилетантизма, теологии и идеализма. Не мешало бы это суждение вывести большими буквами перед входом в любой религиоведческиий центр, поскольку в нашей стране, к сожалению, нередко сегодня можно увидеть богослова, читающего лекционный курс по религиоведению в светском учебном заведении, и, напротив, религиоведов, занимающихся чисто теологическими изысканиями. В рамках религиоведения как научной дисциплины, необходимо уделить больше внимания методологическим основам этой науки, усилив акцент на принципах компаративизма, эмпирической достоверности и теоретической обоснованности результатов исследований, объективности, беспристрастности и толерантности, политической неангажированности и подлинной научности.