Существуют и другие предзнаменования печального завершения странствий Ойсина. Само по себе перемещение с острова на остров, с одной стороны, символизирует переход к новым этапам познания, но с другой, говорит о том, что герой не может удовлетвориться ни одним из предлагаемых ему вариантов вечности. Несмотря на трехсотлетний срок, который Ойсин проводит в землях бессмертия, изменений внутри него не происходит, он остается человеком, и это идет вразрез с самой идеей инициации – обновлением героя, его новым рождением. Ойсин и сам осознает свою неспособность измениться, считая, что человеческие любовь и ярость слабы, а его цели умирают, не успев родиться.
В отличие от своей спутницы Ниав, герой не обладает полнотой бытия в себе; он недостаточно гармоничен и потому не может выдержать вечность. Действительно, преходящи человеческая любовь, человеческая ненависть, даже человеческое беспамятство, и, в отличие от божественной Ниав, Ойсину не удается бесконечно любить, воевать или мечтать. Несмотря на то, что дочь Энгуса на протяжении пребывания Ойсина на островах является его женой, нельзя считать, что мистический брак героя с Богиней заключен. Ниав остается для героя испытующей, ведущей, непознанной; она не становится наградой в конце пути. Ойсин вопрошает свою спутницу: «И какой из этих островов – Остров Удовлетворения?» – на что Богиня отвечает: «Этого никто не знает».
Герой Йейтса является трагической фигурой, поскольку одновременно принадлежит прошлому и настоящему: он сын Финна и собеседник святого Патрика, он посредник между мифологическим и историческим временем. Пропасть между людьми и богами становится для Ойсина непреодолимой; и это символизирует для Йейтса оторванность современной механизированной цивилизации от традиции, природы, Абсолюта. Любопытно, что в ирландских сказаниях времен раннего христианства упоминается о смерти сидов: «Что случится с маленьким народцем в день Страшного Суда?» - «Он исчезнет» [Beare1996: 45]. Но христианские легенды провозглашают торжество новой веры над язычеством, и взамен сидов приходит Бог святого Патрика; в то время как у Йейтса исчезновение древних богов из жизни людей является невосполнимой утратой.
Искры древности и божественности для поэтов конца XIX и ХХ веков остались гореть в женщине. Множество имен и ликов Женщины, Музы, Богини сумел в одном предложении перечесть Вячеслав Иванов: «Неудивительно, что, чем в отдаленнейшую восходим мы древность, тем величавее рисуется нам образ вещуньи коренных, изначальных тайн бытия, владычицы над прозябающей из их темного лона жизнью, придверницы рождений и похорон, родительницы, восприемницы, кормилицы младенца, плакальщицы и умастительницы умершего, вещей служительницы и наперсницы двух богинь – темной Земли и светлой Луны, чуткой к их голосу в себе самой, жрицы и колдуньи, знахарки и ядосмесительницы, первоучительницы заговора и пророчества, стиха и восторга» [Иванов1979: 173-246]. Служение ей – это и цикл Блока к Прекрасной Даме, и многочисленные посвящения античным богиням, написанные Ивановым, и как будто случайные прозрения о Ней Николая Гумилева, чьими стихами хотелось бы поставить многоточие в этой работе…
Н. ГУМИЛЕВ: СВИДАНИЕ
Сегодня ты придешь ко мне,
Сегодня я пойму,
Зачем так странно при луне
Остаться одному.
Ты остановишься, бледна,
И тихо сбросишь плащ.
Не так ли полная луна
Встает из темных чащ?
И, околдованный луной,
Окованный тобой,
Я буду счастлив тишиной,
И мраком, и судьбой.
Так зверь безрадостных лесов,
Почуявший весну,
Внимает шороху часов
И смотрит на луну,
И тихо крадется в овраг
Будить ночные сны,
И согласует легкий шаг
С движением луны.
Как он, и я хочу молчать,
Тоскуя и любя,
С тревогой древнею встречать
Мою луну, тебя.
Проходит миг, ты не со мной,
И снова день и мрак,
Но, обожженная луной,
Душа хранит твой знак.
Соединяющий тела
Их разлучает вновь,
Но, как луна, всегда светла
Полночная любовь.
Апулей1997 - Апулей Метаморфозы или Золотой Осел. – М.: Вагриус, 1997
Бродский1997 – Бродский И. Altra Ego // Скорбь и разум. – Иностранная литература, № 10, 1997
Грейвс1999 – Грейвс Р. Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. – М.: Прогресс-Традиция, 1999
Гумилев1986 – Гумилев Н.С. Неизданное и несобранное. - Paris: YMCA-press, 1986
Египетские мистерии – Египетские мистерии. Символика Таро: Путь посвящения. – К.: София, 1997
Иванов1979 – Иванов Вяч. Собрание сочинений, т. 3. – Брюссель, 1979
Йейтс1998 – Йейтс У.Б. Кельтские сумерки. – СПб.: Инапресс, 1998
Йейтс1999 – Йейтс У.Б. Роза и башня. – СПб.: Симпозиум, 1999
Калыгин1997 – Калыгин В.П. Некоторые аспекты доместикации пространства в ирландской мифологии и поэзии. // Атлантика: записки по исторической поэтике, выпуск III. – М., 1997
Кассирер1998 – Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М.: Гардарика, 1998
Кэмпбелл1997 – Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. - М.: Ванлер, Рефл-Бук, АСТ, 1997
Маковский1996 – Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. – М.: Владос, 1996
Марсельское Таро1999 – Марсельское Таро: теория и практика,/ сост. А. Костенко. – К.: София, 1999
Мелетинский1976 – Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976
Мифы…1997 - Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. - М.: Российская энциклопедия, 1997
Предания…1991 - Предания и мифы средневековой Ирландии. – М.: Изд-во МГУ, 1991
Рис1999 – Рис А. и Б. Наследие кельтов: Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. – М.: Энигма, 1999
Соловьева1999 – Соловьева Н.А. С. Ричардсон и общество интеллектуальных дам «Синий чулок» // XI Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов. – М.: МПГУ, 1999
Тахо-Годи1989 - Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. - М.: Искусство, 1989
Топоров1995 – Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс, 1995
Фрэзер1998 – Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: AСТ, 1998
Фромм1998 – Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть? - К.: 1998
Элиаде1998 – Элиаде М. Миф о вечном возвращении. - СПб.: Алетейя, 1998
Юнг1996 – Юнг К.Г. Человек и его символы. - С-Пб.: Б.С.К., 1996
Юнг1997 - Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. - М.: Мартис, 1997
Beare1996 - Beare B. Ireland. Myth and Legend. Paragon Books Limited, 1996
Kline1983 – Kline G.C. The Last Courtly Lover: Yeats and the Idea of Woman. Ann Arbor (Mich.): UMI research press, 1983
Raine1976 – Raine K. Yeats, the Tarot and the Golden Dawn. Dublin: The Dolmen Press, 1976
Rainolds1983 – Rainolds L. Irish Women in Legend, Literature and Life // Woman in Irish Legend, Life and Literature (ed. by Gallagher S.F.). Gerrards Cross, Colin Smythe, 1983
Yeats1956 – Yeats W.B. A Vision. – New York: Macmillan, 1956
Yeats1959 – Yeats W.B. Mythologies. - London: Macmillan, 1959
Yeats1961 – Yeats W.B. Essays and Introductions. - London: Macmillan, 1961
Yeats1996 – Yeats W.B. The Poems. - London: J.M. Dent, Everyman, 1996