На 1-м часе после тропаря (нач. "Заушенный за род человеческий") бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18–12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах – тропарь "Егда славнии ученицы" и кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам.
Вечерня в Великий Четверг поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на "Господи, воззвах" (4 стихиры и славник) – "Свете тихий" и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10–19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1–42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4–11); затем "Сподоби, Господи" и стиховные стихиры (3 и славник), "Ныне отпущаеши"; после Трисвятого – тропарь "Егда славнии ученицы". По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается Литургия, во время которой бывает чин освящения мира.
Литургия начинается со входа, после которого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23–33; 1 Цар 16. 1b–13; Ис 61. 1–6; Песн 1. 1–3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13–36; аллилуиарий; Мф 26. 6–16 (указано, видимо, по ошибке – это литургийное Евангелие Великой среды)); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. ст. Мироварение). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав Литургии, причем в начале Литургии тогда поется "Единородный Сыне", читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23–32, Мк 14. 12–26 (после этого замечание: "Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. Константинополя] указывает от Матфея")), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа "Вечери твоея тайныя днесь", приведены на выбор 3 причастна.
Описание служб в Великий Четверг в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: "Despota Christe ho theos hemon, ho ton Cheroubim epocho" (греч.) – Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, который совершается после Литургии, но тем не менее соединен с вечерней (Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 2. S. 83–116).
Соборное богослужение Великого Четверга в Константинополе в IX–XII вв. отражено в Типиконе Великой церкви В Великий Четверг с утра и до полудня совершалось поклонение св. копью – тому самому, по преданию, которым было пронзено ребро Спасителя (Ин 19. 34); этот чин совершался лишь в К-поле, что естественно связано с уникальностью реликвии (ныне св. копье находится в Риме). Утреня имела обычный порядок; из песнопений Типикон указывает тропарь на Пс 50 (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа: "Semeron ho basileus tes dzoes" (греч.) – Днесь црарь жизни). По окончании утрени Патриарх совершал поклонение св. копию при пении тропаря 2-го гласа: "Proskunoumen ten logchen" (греч.) (Покланяемся копию). Тот же тропарь пели и на антифонах тритекти (третье-шестой час – дневная служба будних дней Великого поста), когда поклонение св. копию завершалось (на др. день – в Великую пятницу – поклонение копью совершалось еще раз). После входа тритекти на амвоне пели тропарь 3-го гласа: "Ho rapistheis huper genous anthropon kai me orgistheis" (греч.) (Заушенный за род человеческий, и не прогневавыйся) и читали паремию (Иер 11. 18 – 12. 15, с прокимнами: из Пс 82 до нее и из Пс 75 – после). После отпуста тритекти совершался чин омовения св. престола.
Вечером служили вечерню, в конце которой был чин умовения ног: Патриарх омывал ноги 3 иподиаконам, 3 диаконам, 3 пресвитерам, 2 митрополитам и 1 архиепископу при чтении Ин 13. 3–11 (в Евхологиях чин представлен полностью – см. ст. Умовение ног). После чина совершался вход с Евангелием, и сразу с чтений (без Трисвятого и проч.) начиналась Божественная литургия. Чтения Литургии: Исх 19. 10–19, прокимен из Пс 139, Иов 38. 1–21, прокимен из Пс 58, Ис 50. 4–11, прокимен из Пс 2, 1 Кор 11. 23–32, аллилуиарий, составное Евангелие (за основу взято повествование евангелиста Матфея, с 2 вставками: Мф 26. 2–20, Ин 13. 3–17, Мф 26. 21–39, Лк 22. 43–44, Мф 26. 40–27. 2). В Литургию включен чин освящения мира; вместо херувимской песни и причастна поется тропарь 4-го среднего гласа "Tou deipnou sou" (греч.) (Вечери твоея) (Mateos. Typicon. T. 2. P. 72–77).
Богослужение Великого Четверга в православной Церкви с X в. В различных редакциях Студийского устава, который имел широкое распространение в X–XII вв., службы Великого Четверга принимают уже почти совр. вид; библ. чтения и основные гимнографические тексты – канон, тропарь, кондак, многие стихиры и седальны – одни и те же в студийских памятниках и Иерусалимском уставе, сделавшемся после XIII–XIV вв. общепринятым в правосл. Церкви. При этом памятники студийской традиции различаются между собой значительно существеннее, чем редакции Иерусалимского устава, так что изложение службы Великого Четверга в совр. печатных изданиях мало отличается от описанного в древних рукописях порядка. Об освящении мира, которое является прерогативой Патриархов, монастырские Студийский и Иерусалимский уставы, умалчивают (поэтому, напр., в совр. практике РПЦ чин освящения мира не содержится в общераспространенных книгах, а служится по особой книжечке). Согласно этим уставам, в Великий Четверг бывает одна трапеза, за которой разрешаются елей и вино.
По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. студийских памятников отражающему первоначальную редакцию студийского Синаксаря, накануне Великого Четверга совершается великое повечерие. На утрене поется "Аллилуия", но место троичнов занимает тропарь "Егда славнии ученицы"; стихословятся 2 кафизмы (с "ипакои" по 1-й и "тропарем" по 2-й – совр. тропарь пророчества); канон (полный) прп. Космы Маюмского; по 3-й песни канона поется седален, по 6-й – кондак; по 9-й песни – светилен (8-го гласа "Чертог твой"); стихир на хвалитех нет, есть только на стиховне. Все часы – со стихословием Псалтири (как в обычные дни Великого поста). Перед Литургией совершается включенный в состав службы изобразительных чин умовения ног.
Студийские памятники разделяются на 2 группы в зависимости от положения этого чина в кругу служб в Великий Четверг: Студийско-Алексиевский и Евергетидский Типиконы следуют константинопольской практике: чин умовения совершается до Литургии (как в Типиконе Великой церкви, хотя в нем чин происходит между вечерней и Литургией, а в студийских памятниках – до вечерни и Литургии); прочие, неконстантинопольские, Типиконы – иерусалимской: чин умовения бывает после Литургии (то же – и в Иерусалимском уставе) (см.: Пентковский. Типикон. 131–132).
Сразу после чина начинается вечерня с Литургией свт. Василия Великого; стихословия кафизмы нет, на "Господи, воззвах" поются 3 стихиры (каждая по дважды) со славником и стихирой на "И ныне"; после входа – прокимен и паремии, затем, с ектении и пения Трисвятого, начинается Литургия. Чтения на Литургии те же, что и по Типикону Великой церкви Вместо херувимской, причастна и тропаря на "малый преносъ" (т. е. тропаря "Да исполнятся") указан тропарь "Вечери твоея тайныя днесь" 8-го гласа. После Литургии бывает "обед" и читается Трисвятое; повечерие в церкви не служится (Там же. С. 250–253).
В Евергетидском Типиконе, отражающем малоазийскую и, отчасти, константинопольскую практику XI в. (Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы // БТ. 2003. Сб. 38. С. 320–355), служба в Великий Четверг имеет некоторые особенности сравнительно с описанием в Студийско-Алексиевском Типиконе: упомянуто пение трипеснца прп. Андрея Критского на повечерии накануне Великого Четверга; отличается корпус стихир и седальнов; на утрене стихословится только одна кафизма (8-я); на каноне есть библейские песни; на часах кафизм нет, но читается Евангелие от Иоанна, разделенное на 4 части (на каждом из часов), до "Завета", т. е. до начала Прощальной беседы (Ин 13. 31; это заключительная часть чтения Четвероевангелия, совершаемого на часах в первые 4 дня Страстной седмицы); чин умовения ног назначен после 6-го часа (Типикон допускает и отмену чина); отмечено троекратно пение "Вечери твоея тайныя днесь", а также указано, что при "возвращении Даров" ("малый преносъ" Студийско-Алексиевского устава), "Вечери твоея тайныя днесь" поется сразу после "Да исполнятся". После трапезы в Великий Четверг предписан отдых, а во 2-м часу ночи (считая от захода солнца) указано петь повечерие, начинающееся с утреннего тропаря; на повечерии поется трипеснец прп. Андрея Критского и по отпусте сразу начинается утреня Великой пятницы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 546–550).
В Георгия Мтацминдели Типиконе, отражающем афонскую практику сер. XI в., в Великий Четверг на утрене нет ни кафизм, ни Пс 50; после каждой песни канона указана молитва и ектения; по 9-й песни поется особый светилен (нач.: "О страшное"). Часы – без кафизм, но с чтением Евангелия, как в Евергетидском Типиконе). Паремии по входе вечерни начинаются без прокимна. Чин умовения ног совершается после Причащения и перенесения Даров для потребления в протесис, затем следуют заамвонная молитва и раздача антидора. После вкушения пищи в дверях трапезной служится краткое повечерие (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 283–284).
По Мессинскому Типикону 1131 г., отражающему южноитал. греч. практику, на повечерии накануне Великого Четверга поется трипеснец прп. Андрея Критского и "отдаются" поклоны посреди церкви. Кафизм и Пс 50 между тропарем "Егда славнии" и каноном утрени, как и в Типиконе прп. Георгия, нет (но Пс 50 стихословится после кондака и чтения по 6-й песни канона). По 9-й песни канона поется особый эксапостиларий 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа: "Ныне предается Христос Иудой". Есть стихиры на хвалитех и великое славословие, после которого следуют тропарь, ектения и отпуст. На часах читается Евангелие от Иоанна. Чин умовения ног совершается на вечерне, после пения стихир на "Господи, воззвах". Трисвятое на Литургии не поется, но сразу после паремий произносится прокимен Апостола, а ектения Трисвятого возглашается после вечернего входа и перед прокимном паремий. Отмечено троекратное пение "Вечери твоея" на великом входе Литургии; после Литургии и вкушения пищи в трапезной служится краткое повечерие (Arranz. Typicon. P. 233–236).