Этот луч света теперь разгорается все сильнее и сильнее. Он звучит в каноне "Волною морскою" — одном из прекраснейших произведений православной гимнографии, и в последней, девятой песне его — разрешается торжествующим призывом: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе... Восстану бо и прославлюся..." — "Да радуется тварь, да веселятся вси земнороднии, враг бо пленися ад, с миры жены да сретают, Адама с Евою избавляю всеродна и втретий день воскресну..."
"И в третий день воскресну...". Отныне уже пасхальная радость начинает наполнять собою службу. Мы стоим у гроба, но этоживоносный гроб, в нем упокоилась Жизнь, в нем завершается новое творение, в нем снова — в седьмой день, в день упокоения отдыхает Творец. "Спит живот, и ад трепещет", — поем мы в "стихирах на хвалитех" и созерцаем эту благословенную субботу, этот радостный победный покой Того, Кто нам возвращает жизнь... "Придите, увидимнашу жизнь, во гробе лежащую...". И, наконец, эти удивительные слова: "Сегодняшний день тайно великий Моисей предуказал, говоря: и благослови Бог день седьмой, ибо это благословенная суббота, это упокоения день, в который отдыхает от всех дел Своих Единородный Сын Божий..."
Теперь мы идем крестным ходом, неся Плащаницу. Этот крестный ход уже не погребальный[4]. Это Сын; Божий — "Святый Крепкий, Святый Бессмертный" совершает Свое победное шествие в царстве смерти, возвещая "Адаму всеродному" — т. е. всем умершим, радость грядущего воскресения. "Из нощи утреняя". Он возвещает всем, что "воскреснут мертвии и восстанут сущий во гробех и вси земнороднии возрадуются...".
Мы входим снова в храм. Мы уже знаем теперь тайну смерти Христовой, как умерщвления смерти. Ад разрушается, ад трепещет. Но теперь в службу вступает новая, последняя тема —воскресения. Разрушена смерть, и раздается пророчество оновой жизни, о восстановлении, о воскресении, о возвращении жизни. Суббота — день седьмой — завершает собой всю историю спасения, как разрушения силы зла. Но за субботой наступит новый день нового творения —день первый.
Тема воскресения начинается с прокимна: "Воскресни, Господи, помози нам и избави нас..." И читается 37 глава книги пророка Иезекииля, это удивительное пророчество о костях. Их было бесконечно много, и были они "сухи зело". Это смерть, торжествующая в мире, в котором все приговорено к смерти, это человечество, обреченное на смерть. Но Бог говорит пророку, что эта обреченность не есть последняя судьба человечества. Сухие кости услышат слово Господне. Мертвые оживут. "Так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут..." — "Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... и вложу в вас дух Мой, и оживете...".
И снова, во втором прокимне тот же призыв, та же мольба: "Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца..." Но как же это случится? На этот вопрос отвечает второе чтение — из посланий к Коринфянам и к Галатам Апостола Павла (1 Кор. 5:6–8; Гал. 3:13–14). Малая закваска квасит все тесто. Христос — наша Пасха — есть закваска воскресения всех. Как Его смерть разрушает силу смерти всех, так и Его воскресение — залог воскресения всех. Крещенные в Его смерть, мы соединяемся с Его жизнью, мы получаем Его Духа, мы — тело Его, имеем пищу бессмертия... Его воскресение воскресит нас.
И уже совсем по-пасхальному звучат стихи аллилуария: "Да воскреснет Бог и раточатся врази Его... Яко исчезает дым, да исчезнут..."
Пророчества закончены. Но это еще только пророчество. Мы еще в Великой Субботе, у живоносного гроба, и нам нужно прожить весь этот день, прежде чем в пасхальной ночи мы услышим: "Христос воскресе". И утреня заканчивается не воскресным Евангелием, а снова рассказом о запечатанном гробе. Но здесь раскрывается последний смысл, дается последнее откровение об этом "среднем дне" — между Крестом и Пасхой. Христос воскрес, и Его воскресение мы будем праздновать в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих, наступила с Христом и как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается Великая Суббота. Она продолжается и для усопших. Мы ждем Воскресения мертвых и жизни будущего века. Мы знаем и верим, что смертью Христовой "жало смерти" разрушено, и смерть перестала быть безнадежным концом, распадом и разлукойнавсегда. От воскресшего Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы все время "наполняемся бесконечной Его жизнью, наслаждаемся неистощимой Его пищей". В жизни Церкви, в таинствах, в общении любви, в причастии Духу Святому мы уже причастны жизни вечной и созерцаем радость Царства Божия. Мы живем этими прорывами в Царство воскресения... И все-таки мы ещездесь и нам предстоит это умирание и принятие смерти, это рождение — через смерть в "царство будущего века".Мы ждем — с верой, надеждой и любовью. И этоожидание, эта направленность к грядущему воскресению, к жизни будущего века, эта радостная уверенность, что наша подлинная жизнь "скрыта со Христом в Боге" — все это и есть наше состояние в мире сем и в этом смысле наша жизнь сейчас есть жизнь в Великой Субботе... "Спит живот" — но вот и мы, говорит Апостол Павел, "умерли, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге..." (Кол. 3:3–4). Все в этом мире становится постепенно прозрачным для света, сияющегооттуда, все яснее, что "проходит образ мира сего"... что "единое на потребу" — там, в нетленной жизни со Христом.
Каждый год в Великую Субботу, после описанной утрени, после этого радостного узнавания в смерти Христовой — победы над смертью, после откровения о живоносном гробе,мы ждем пасхальной ночи и полноту пасхальной радости. Мы знаем, что она наступит, но как медленно идут часы, как нарастает в нас волнение и ожидание! И так должно было бы быть всегда в жизни верующего, ибо вея наша жизнь, в последнем счете, осмыслена этой радостной, этой белой тишиной Великой Субботы, этим нарастанием в ней Пасхи Христовой и невечернего дня Царствия Его.
[1] Теперь эта утреня совершается обычно с вечера, т. е. еще в Великую Пятницу. Устав предписывает совершение ее в "седьмой час нощи", т. е. в час пополуночи.
[2] Теперь от него сохранились в нашей воскресной всенощной так называемые "тропари по непорочных" — "Ангельский собор удивися" и т. д.
[3] Потому-то псалом 118 с древности и былвоскресным псалмом и именно в качестве такового он читается на погребении верующих — т. е. "о Христе умирающих". Это есть вечное утверждение того, что во Христе смерть перестала быть бессмыслицей, аосмыслена и есть путь к победе над смертью.
[4] Как неправильно думают многие, называя эту службупогребением. Литургическим образом погребения является вечерня Великой Пятницы и вынос Плащаницы.