прот. Александр Шмеман
"...чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5:4)
Утреня Великой Субботы — одна из вершин литургического творчества Православного Востока. В малой статье невозможно ни описать, ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты этой службы, в которой Церковь подводит нас вплотную к уразумению самой радостной тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо — "если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна" (1 Кор. 15:17). Ограничимся поэтому немногим. Попытаемся хотя бы намеками указать,что совершает Церковь этой службой, в чем зовет нас участвовать, что возвещает нам, как непреложную истину.
Великая Суббота — это день, соединяющий Великую Пятницу, т. е. тайну Креста, Страданий и смерти Спасителя с Светлым Воскресением — днем Его восстания из гроба, победы жизни над смертью. Многим непонятен смысл этого соединения, вся необходимость и духовное значение этогосреднего дня. В сознании большинства верующих "важны" — Пятница и Воскресение, Крест и Пасха. Но два эти дня остаются как бы разобщенными. Есть. день печали и есть день радости, они полагаются рядом, и радость сменяет печаль. Но по учению Церкви, выраженном в ее литургическом предании, это не так. Церковь учит нас, что Христос "смертью смерть попрал", это значит, что сама Его смерть была спасительной, что в ней и через нее совершилось торжество победы над смертью. Иными словами, что ещедо Воскресения совершилось нечто" благодаря чему печаль смерти не просто заменяется радостью Воскресения, но сама печальпретворяется в радость. И вот Великая Суббота и есть день этого претворения, день, в который совершается это прорастание победы, день, когда — до Воскресения — мы созерцаем смерть самой смерти. И все это выражено, больше того, все это действенно совершается каждый год в этой удивительной утрени, в которой вспоминаемоедается нам, действует в нас, становится для нас спасающим и преображающим настоящим.
Когда мы собираемся в храме[1], только что завершилась Великая Пятница. Это был день, когда мы вспоминали крестные страдания, смерть и погребение Спасителя, а также восстание на него всей злобы мира, поругание его людьми, хуление, глумление, предательство — все торжество зла над добром... Всеми службами Церковь подчеркивала нам не только всю действительность этих страданий, но также и весь ужас этого отвержения миром своего Господа, ничем не смываемый ужас распятия людьми Бога. "К своим пришел и свои Его не приняли..." И вот, посередине храма возвышается Плащаница — образ всего этого — и страданий, и одиночества, и отвержения и, наконец, смерти, как последней победы зла. "Положиша мя в рове преисподнем, в тени и сени смертней...".
Этот гроб, эта печаль Великой Пятницы — исходная тема утрени Великой Субботы. Она начинается, как надгробная служба, как плач над мертвецом. После пения погребальных тропарей и медленного каждения духовенство выходит к Плащанице. Мы предстоим гробу Господню и мы созерцаем Его смерть. Поется псалом 118 и к каждому стиху его припеваются особые "похвалы", в которых выражается ужас всей твари перед смертью Господа, сострадание, жалость, печаль. "О горы и холмы и человеков множества! Восплачитесь и вся рыдайте со мною. Бога вашего Матерью..." Но с самого же начала к этой первой теме — печали, ужаса и недоумения, прибавляется другая, которая звучит все сильнее и сильнее. Она выражена, прежде всего, в самом псалме 118 — "Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем..." Этот псалом поется у нас теперь только при погребении умерших и звучит поэтому как погребальный. Но в древности его пение составляло центральную часть воскресного бдения[2], и смысл его не печальный, а радостный. Это — один сплошной порыв любви кЗакону Божьему, это значит — к замыслу Божьему о человеке и об его жизни. В соблюдении этого закона, в знании его, в вечном углублении в него — подлинная жизнь человека. "На пути постановлений Твоих я радуюсь, как о великом богатстве...". Христос есть образ совершенного соблюдения этого закона, ибо вся жизнь Его в одном исполнении воли Отца. Поэтому Церковь издревле разумела этот псалом, как слова Христа о Самом Себе, особенно же, как обращение Его к Отцу из сени смертной: "Посмотри, как я люблю повеления Твои, Господи... вступись в дело Мое, оживи Меня и избави Меня". Христос смерть принимает вольно, из послушания — как чашу, данную Ему Отцом. И начало Его торжества. Его победы именно в этом послушании и смирениидо конца. Отец хочет этой смерти, Сын принимает ее, и это принятие есть вера в совершенство воли Отчей, в то, что и в отдаче Сына Единородногона смерть исполняется благой замысел Отца[3].
В чем же этот замысел? На этот вопрос отвечают "похвалы", вставленные между стихами псалма. Все явственнее, все сильнее в тему плача вступает и все громче звучит в ней другая тема — о смерти Спасителя каксошествии во ад и разрушении его. Адом ("шеолом") называется в Библии место, где пребывают мертвые, это царство безнадежности и мрака и это тоже твердыня диавола, ибо торжество в мире смерти, которой Бог не сотворил, есть торжество греха и диавола ("...грех вошел в мир, и грехом смерть". Рим. 5:12). Смерть царствовала в мире от Адама... (5:14), и весь мир стал ее царством, обрекся на тление, распад и увядание. Поэтому смерть естьпоследний враг (1 Кор. 15:26), и разрушить его державу и пришел Сын Божий. В этой встрече со смертью лицом к лицу был смысл тогочаса, про который Христос говорил, что "на сей час Я и пришел" (Ин. 12:27).
И вот Сын Божий сам спускается в смерть, вкушает смерть. В предании, у Отцов Церкви этот момент всегда описывается как некий поединок. Эта смерть должна была бытьили последним и самым страшным торжеством диавола, или же его столь же решительным поражением. Внешне торжествуют смерть и зло: Праведника предают на Крест, Он умирает, оставленный всеми, позорной смертью. Он вкушает "ада". Но — ив этом весь смысл смерти Христовой — Тот, Кто умирает на Кресте, имеетЖизнь в Себе, т. е. имеет жизнь не как дар извне, а как Свою сущность, ибо Он Сам есть Жизнь и источник всей жизни: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков". Умирает человек Иисус, но этот человекесть Сын Божий. Как человек. Он можетреально вкусить смерти, но в Нем смерти прикасается, в царство смерти вступает Сам Бог, Жизнь и источник жизни. В этом единственность, ни с чем не соизмеримое значение смерти Христовой: в ней — умирающий человек есть Бог, или, еще точнее. Богочеловек. Бог есть "Святой Бессмертный" и только в "неизменном, неслиянном, неразлучном и нераздельном" соединении Бога и человека во Христе человеческой смерти может вкусить Бог и ее изнутри разрушить и преодолеть. "Смертью смерть поправ..." Бог восхотел спасения человека не актом Своего всемогущества, не извне ("или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" Мф. 26:53), не как насилие, хотя бы и спасительное, а в той любви, свободе и вольном отдании Себя Богу, для которых Он сотворил человека. Поэтому спасение совершается Богом в соединении с человеком, в Богочеловеке Иисусе. В Нем человек восстанавливает то послушание, ту любовь, ту полную самоотдачу Богу, которые были попраны в грехе. В немизживается все зло, все грехи, все измены человека: "Он мучим был за грехи наши" — "Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни..." И чтобы это спасение, это восстановление "образа неизреченные Славы", каким создан был человек, было полным, нужно было, чтобы и смерть была не просто уничтожена Богом, ноизжита и разрушена, преодолена изнутри, чтобы было воочию явлено, что она есть "жало греха", и чтобы это жало было разрушено и уничтожено человеком же. "Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых" (1 Кор. 15:21). Христос принимает смерть, отдается смертивольно; про жизнь Свою Он говорит: "Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее" (Ин. 10:18). И отдает ее не без борения: "и начал ужасаться и тосковать...". Здесь исполняется совершенная мера Его послушания, Его самоотдачи, здесь разрушается прежде всего нравственная основа смерти, как "жала греха". Христос действительно до конца живет Божественной жизнью. Богом, как Жизнью, и вот эта Жизнь преодолевает смерть, разрушает ее, ибо смерть и есть отказ от Жизни, недостаток Жизни, распад существования, оторвавшегося от единственного источника Жизни... В смерти Христовой, потому что она сама есть не что иное, как совершенное послушание, совершенная любовь, совершенная отдача себя Богу ("Отче! в руки Твои предаю дух Мой..." Лк. 23:46) совершается смерть самой смерти: "смертью смерть поправ".
Вот что означает сошествие Христа во ад, вот почему сама смерть Христова становится Его торжеством и вот почему это торжество начинает отныне все явственнее звучать, все светлее сиять в нашем предстоянии Христову гробу. "Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши?Смерти же царство разрушаеши..."— "Животе, во гробе положился еси Христе и смертию Твоею смерть погубил еси..." — "О радости оные! О многие сладости! Ихже во аде наполнил еси, во днах мрачных свет воссияв". Жизнь входит в царство смерти. Божественный свет сияет в страшном мраке. Но это значит также, что он сияетвсем, находящимся там. Христос умирает завсех, как грехи и немощивсех Он взял на себя. Сошествие во ад есть встреча со смертью всех. "Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, и не найдя его на земле, в поисках его сошел даже до ада..."
Печаль и радость как бы борются друг с другом, и вот радость начинает одолевать. Кончены статии. И в первый раз торжественно и победно раздается воскресная песнь. Это тропари на непорочных — это первый луч грядущего воскресения: "Ангельский собор удивился, зря Тебя присоединившегося к мертвым, но Ты, Спаситель, смертную крепость разорил и с Собою воздвиг Адама и от ада всех освободил". И через мироносиц все тот же Ангел вещает нам в этом пении: "Рыдания время проста! Не плачите!.."