Экзегеза текстов Писания, проделанная богослужениями Страстной седмицы, учит нас, что касательно православного учения об эсхатологии, точнее было бы говорить об "эсхатологии открывающейся", о Царствии, которое "уже здесь" и "еще нет", чем о футуристической эсхатологии или о свершившейся эсхатологии.
Списоклитературы
1 С.-H. Ddod, Les Paraboles du Royaume de Dieu, deja la ou pas encore. Paris, 1977, p. 46. См. также: N. Koulomzine, " L’eschatologie biblique ", La Pensee orthodoxe 15/3 (1983), p. 106.
2 J. Jeremias, Theologie du Nouveau Testament. 1. La Predication de Jesus. (Lectio Divina 76). Paris, 1973, p. 130-132 ; Koulomzine, " L’eschatologie biblique ", p. 107-108
3 О духовном смысле см.: H. De Lubac, Histoire et Esprit, Paris, 1950, c. 138 и сл.
4 См.: R. Bornet, Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VIIe au XVe siècle, Paris, 1966, p. 36 ; L. Bouyer, " Liturgie et exégèse spirituelle ", La Maison Dieu 7 (1946), p. 30-31 ; J. Getcha, " Le grand canon pénitentiel de Saint André de Crète : une lecture typologique de l’histoire du salut ", La liturgie, interprète de l’Écriture. II. Dans les compositions liturgiques, prières et chants, (BEL 126), Rome, 2003, p. 105-112.
5 Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея. Париж, 2003, с. 153.
6 Согласно выражению архим. Григориоса (Папатомаса), " Nostalgie eschatologique ", Le Messager Orthodoxe 139 (2004), c. 77-82.
7 T. Colani, Jesus-Christ et les croyances messianiques de son temps. Strasbourg, 1864 ; Koulomzine, " L’eschatologie biblique ", p. 109-110
8 Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея. Париж, 2003, с. 153.
9 Термин, предложенный о. Георгием Флоровским : Florovsky, "The Patristic Age and Eschatology: An Introduction" Aspects of Church History, Vol. IV (in the Collected Works) Belment, 1987, c. 64. См.: Kesich, " The Kingdom of God – Present and Future ", The Gospel image of Christ. Crestwood, NY, 1992, c. 185.
10 Koulomzine, " L’eschatologie biblique ", p. 111.