Как общеизвестно, мятеж Лютера против Святого престола, сама Реформация с ее священным писанием в лютеровском переводе и, наконец, формирование новой церкви явили собой первый проблеск общенемецкого сознания, зарождавшейся протонациональной идентичности.
До середины XIX в. земельные церкви, включенные в духе лютеровской доктрины по существу в систему монархической или муниципальной власти четырех десятков немецких государств, сосуществовали, не имея какого-либо координирующего центра. Революция 1848г. дала сильный импульс к объединению, оформившемуся в начале XX в. в создании Немецкого евангелического церковного союза. Но юридическая и организационная самостоятельность лютеранских и евангелических церквей сохранилась и после революции 1918г., уничтожившей принцип государственной церкви и подчиненность евангелическо-лютеранских церквей королям и герцогам. В 1933г. дальнейшая консолидация привела к основанию Немецкой евангелической церкви, но ее единство было почти сразу же разрушено стремлением национал-социалистского режима подмять протестантизм под себя, превратить ее в свое послушное орудие. Отчасти ей это удалось путем создания церкви Немецких христиан, руководители которой истово вскидывали руку в нацистском приветствии. В противовес, как уже отмечалось, зародилась Исповедальная церковь, оппозиционная режиму. Некоторая модернизация и перераспределение акцептов в толковании Священного писания в годы нацистской диктатуры во многом заложили основы для послевоенного возрождения евангелически-лютеранской церкви. ЕЦГ конституировалась в 1948г, т.е. за год до возникновения ФРГ и ГДР, как федеративный союз земельных церквей (церквей-членов).
С 1961г. после возведения стены между западным и восточным Берлином, существование общегерманской организации стало практически невозможным. В 1969г. восемь восточногерманских земельных церквей основали свое объединение - Союз евангелических церквей в ГДР. Следует напомнить о той активной роли, которую восточногерманская евангелическая церковь, взяв под свое покровительство правозащитные и диссидентские течения, сыграла в углублении общего кризиса ГДР и в ее конечном крахе. После объединения обоих немецких государств восстановилось и единство лютеранско-евангелической церкви. В 1991г. в Кобурге конструировался высший орган федерации церквей - Синод. В 2004г. ЕЦГ объединяла 23 земельные церкви. Границы между земельными церквами унаследованы в основном от княжеств и герцогств наполеоновских времен, и не совпадают с существующим админостративно-территориальным делением страны. По своей территории и по числу прихожан церкви-члены ЕЦГ очень неравномерны.
С вероисповедальной точки зрения ЕЦГ, как уже отмечалось, объединяет три течения немецкого протестантизма. По числу прихожан самые многочисленные - униатская и лютеранские церкви - примерно по 12млн прихожан, сильно уступает им реформатская - менее 450 тыс. Соответственно этому делению большинство церквей-членов создали внутри ЕЦГ свои церковные союзы. Наиболее крупными из них являются униатское объединение Унион евангелической церкви (УЕЦ) и Объединенная евангелически-лютеранская церковь Германии (ОЕЛЦГ). Две реформатские церкви образовали свою структуру - Бунд, к которому примыкают прочие протестантские церкви, отдельные общины и даже индивидуальные прихожане. Для крещеного мирянина-лютеранина эта пестрота не создает проблем: при перемене местожительства он естественно вступает в общину другой сестринской церкви.
Таким образом, ЕЦГ предстает союзом церквей с ограниченной централизацией. Как единая организация она согласно своему Уставу выступает лишь в отношении власти и на международной арене.
Высший орган Синод ЕЦГ, своего рода ежегодно собирающийся евангелический 'парламент', состоит из 120 делегированных церквами-членами и 20 приглашенных Советом ЕЦГ священнослужителей. Сам Совет ЕЦГ из 15 членов - постоянно действующий руководящий орган, деятельность которого определяется решениями Синода. Им издаются церковные законы, он выступает с посланиями к лютеранско-евангелической пастве. Специальный уполномоченный Совета представляет ЕЦГ перед властями ФРГ и органами Евросоюза.
Примерно на одном уровне с Синодом по влиянию на текущие дела действует еще и Конференция церквей, формируемая руководством церквей-членов на федеральных принципах и работающая в постоянном режиме. Повседневная управленческая и координирующая деятельность, а также подготовка документации для Совета, Синода, церковной Конференции - таковы задачи Церковного ведомства в Ганновере с двумя сотнями сотрудников. В его рамках функционируют счетно-ревизионная служба, правовое управление, экуменически-международный отдел и пр. При общей за последние лет тридцать тенденции к укреплению высших органов ЕЦГ остается союзом относительно самостоятельных церквей. Ни президент Совета ЕЦГ, ни председатель церковной Конференции не могут быть поставленными на одну ступень по степени влияния внутри своей конфессии с кардиналом, первым лицом, председателем Конференции католических епископов. Нет в протестантизме и преемницы святой инквизиции, аналогичной римской конгрегации по делам веры, дающей строго нормативное толкование и литургическое оформление. Все вероисповедные вопросы принципиально относятся к компетенции церквей-членов.
Уже из самих структурных принципов лютеранской церкви становится понятной особая историческая роль протестантизма как одной из основ западноевропейской цивилизации, во многом взрастившего ее индивидуализированную ментальность, плюрализм и толерантность к инакомыслию, принцип делегирования полномочий представительным органам, ротирование властных функций.
Лютеранско-евангелическая церковь в духе своего основоположника и своей собственной многовековой традиции сохраняет весьма высокую многообразную, многоуровневую активность в сфере образования. Она в полной мере использует гарантированное Основным законом право на преподавание закона и теологии в государственных университетах, а также и на организацию собственных конфессиональных учебных заведений. Ежегодно примерно четверть миллиона подростков перед конфирмацией (т.е. торжественным актом приема в общину) проходят подготовительный курс евангелического просвещения: примерно 130 тыс. учащихся обучаются в конфессиональных школах и иных средних учебных заведениях (общим числом 900) под патронажем ЕЦГ, примерно 10 тыс. студентов изучают лютеранско-евангелическое богословие в университетах, свыше 3 миллионов мирян посещают ежегодно разного рода просветительские мероприятия церкви .
5. Взаимоотношения между обеими ведущими христианскими церквами Германии, усилия по экуменическому сближению
Даже после знаменитой Тридцатилетней войны XVII в., снявшей самые конфликтные формы вражды и конкуренции между католической и протестантской церквами и открывшей дорогу к веротерпимости, противостояние обеих конфессий в религиозно-догматической сфере, предрассудки и отчуждение на бытовом уровне сохранялись еще веками. Поддерживалось это не только стараниями церковных иерархов и аппаратов, но и самим типом огосударствленной церкви в политически раздробленной Германии (естественно, протестантской в Пруссии и католической в Баварии или Вюртемберге). Реальное сближение произошло только после 1945г. Чувство вины перед человечеством и Всевышним, самокритика своего по меньшей мере небезупречного поведения в условиях нацистской диктатуры, покаяние за геноцид других народов, стремление в час национальной трагедии заполнить идеологический вакуум, дать народу моральные ориентиры, а также острое ощущение вызовов атеистического социализма нашли свое выражение в очень естественном формировании во всех зонах оккупации общих для всех христиан партий (Христианско-демократической партии Германии в советской зоне, Христианско-демократического союза на Западе (в Баварии - Христианско-социального союза).
Идейно-политическая гегемония ХДС/ХСС, их почти двадцатилетняя монополия на государственную власть в ФРГ, убедительные политические и социальные успехи страны в 50-60-е гг. обеспечили не только стабильную массовую поддержку партии и ее канцлерам К.Аденауэру и Л.Эрхарду. На решающей стадии формирования молодого западногерманского государства обе церкви объективно вписались в правящий блок, что в определенной мере оправдывало применение в 50-60-е гг. характеристики типа власти в ФРГ как политического клерикализма.
Вплоть до 70-х гг. обычной практикой католической церкви, например, были обращения к пастве накануне выборов с настойчивыми рекомендациями голосовать за определенную партию, т.е. ХДС/ХСС, или ее кандидата. Церковные структуры, партия имени Христа и государство, казалось, неразрывно срослись, идеологически пронизали собой многие сферы социальной и политической жизни. При этом должна быть подчеркнута совершенно особая роль антикоммунизма как идеологии и массового мироощущения в Западной Германии тех лет и обеих церквей как его убежденнейшего и действенного носителя.
Отстаивание западной рыночной, демократически-плюралистической модели развития от 'восточного тоталитаризма' ('С Христом против Маркса!') отодвигало отчасти на задний план теологические, доктринальные противоречия между церковными элитами.
Шло в 50-е гг. и активное, небывалое по масштабам межконфессиональное перемешивание и в толщах верующих: в чисто евангелически-лютеранские местности прибывали сотни тысяч католических беженцев-переселенцев с Востока, и наоборот. Вотще кельнский кардинал Фрингс призывал свой епископат в середине 50-х гг. 'к более целенаправленной борьбе против конфессионально-смешаных браков', процесс уже шел полным ходом. Тем не менее еще полтора-два десятилетия в ФРГ сохранялись во многих территориях весьма замкнутые и однородные социально-культурные католические или протестантские анклавы. Их подпитывала мощная культурная традиция и деятельность сословно-профессиональных околоцерковных союзов и организаций (рабочих, крестьянских, ремесленнических) и благотворительных организаций. Они увязывали воедино конфессиональную, социальную и локальную самоидентификацию личности. Местами такие социо-конфессиональные островки в сильно сжавшемся виде существуют вплоть до наших дней.