Смекни!
smekni.com

Католическая и лютеранская церкви в Германии на пороге XXI в. (стр. 6 из 8)

Но в общем, крупном плане решающий перелом пришелся на вторую половину 60-х и 70-х гг. На этом временном рубеже немецкой истории сошлись и наложились друг на друга многочисленные очень разнопорядковые факторы и тенденции - социально-структурные, поколенческие, массовые психолого-идеологические, внутри- и внешнеполитические.

Это были годы всплеска массового демократического гражданского протеста, окрашенной в антисистемные, 'розоватые' тона 'студенческой революции'. Это был протест против консервативной 'модели Германии', построенной при гегемонии ХДС/ХСС, против традиционалистских общественных и бытовых устоев, главной блюстительницей которых была церковь. В противостоянии этой опасности, самому 'духу времени', в последний раз теснее сомкнулись иерархи церквей и носители политического клерикализма. И в общем проиграли. Начиналась иная эпоха. 'В итоге, - отмечает немецкий исследователь, -'нигде в Европе 70-х гг. не выросла до такой степени отстраненность большинства граждан от институтов религии, от христианства, как в Германии' .

Понижению, а то и прорыву (в контексте общей секуляризации общества и государства) теолого-догматических барьеров и традиционалистских установок на бытовом уровне значительно способствовали и процессы в самих конфессиях, в их иерархических структурах. В мире набирало силу экуменическое движение, поставившее своей целью диалог и сближение религий и, как историческую перспективу, даже восстановление единства христианских церквей. В 1948г. возник Экуменический совет церквей. Эпохальным событием в истории римско-католической церкви и всего христианства стал Второй Ватиканский собор (1962-1965). До него Ватикан непреклонно отклонял свое участие в экуменическом движении, настаивая на исключительном праве именоваться церковью в противоположность 'иным христианским сообществам'; последним просто предлагалось влиться в католицизм.

В последующие годы еще в 'старой' ФРГ, постепенно сформировался общий экуменический форум 'Содружество христианских церквей', имеющий свой координационный Экуменический центр во Франкфурте. Встречи и теологические дискуссии стали вестись на различных уровнях, от общенационального до общинного. В рамках 'Содружества' ныне взаимодействуют и католическая церковь, и разнообразные протестанские (методисты, меннониты и пр.), и православные церкви (включая и армянскую, и эфиопскую, и коптскую).

Решающее значение для Германии, естественно, имеет сближение между католической и евангелической церквами. Важной вехой стало принятие в 1982 году т.н. Конвергенционного (т.е. объединительного) заявления, в котором римско-католики несколько смягчили свои позиции по таким для нее первостепенным теологическим вопросам, как крещение, евхаристия, священнический сан. Однако потребовались без малого еще почти два десятилетия, наполненных глобальными сдвигами и потрясениями (и на немецкой земле), десятилетия ожесточенного сопротивления удьтра-традиционалистских сил в католицизме, дальнейшего ослабления обеих христианских конфессий в Германии, прежде чем в октябре 1999 года было обнародовано 'Совместное заявление о спасении верой', торжественно подписанное в историческом Аугсбурге римско-католической церковью и Лютеранским всемирным союзом. Тем самым было снято фунадаментальнейшее со времен М.Лютера противоречие между ними.

К сближению позиций и усилий обе церкви подталкиваются их одинаково усложняющимся положением, расширяющейся полосой между ними и реалиями современного мира. Им приходится и по отдельности, и вместе пересматривать свои позиции, стремиться к расширению проблематики духовного окормления, вообще критически переосмысливать свое место в обществе, самою свою функцию.

Выразительной иллюстрацией ко всему этому служит совместный документ церквей 'К будущему - через солидарность и справедливость', заглавие-девиз которого сделал бы честь социал-демократической или профсоюзной программе.2 Принятый в феврале 1997 года Советом евангелической церкви и Немецкой Епископальной конференцией этот пространный документ, включающий непривычно острый, критический анализ сложных социально-политических реальностей ФРГ (застойная массовая безработица, кризисные явления в системе социального государства, весьма неоднозначные последствия объединения страны и пр.), и решительно выступающий с призывом не допустить демонтажа социальной системы, весьма радикален. Христианским постулатом любви к ближнему обосновывалось неприятие торжества неолиберальных рыночного механизма и логики (по образцу США), вне контекста ценностей справедливости, солидарности, бережного отношения к личности и природным основам человеческого существования. Ключевым понятием этого примечательного документа, даже обвинением и государству, служит 'раскол общества', пропасть между благосостоянием и бедностью. Примечательно, что к работе над окончательным текстом были привлечены партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, несколько тысяч частных лиц. В данном случае церкви оказались на высоте своих притязаний на роль интегрирующей, направляющей силы.

Примером включения церкви в политические дискуссии, особенно если они несут в себе глубокое общеэтическое, общечеловеческое содержание, служит большая активность ЕЦГ (еще до принятия решения по этим проблемам бундестагом в 2001 г.) по биоэтике. Ее высшие органы выступили с рядом посланий и заявлений по проблемам использования в медицине стволовых клеток и методов эмбриональной диагностики, проведя представительный конгресс под девизом 'По подобию Божьему - биоэтика в свете евангелического учения'.

Естественно, что нащупывание иерархами, интеллектуальными кадрами обеих церквей новых путей модернизации, попытки по-новому определить свое местоположение в обществе, в политике, государстве порождает, особенно в католицизме, дифференцирующие процессы (в клире и сословии мирян) серьезное внутреннее напряжение. Как уже отмечалось, обновленческим силам противостоят консервативно-фундаменталистские элементы, встревоженные опасностью утраты учением его сакральной сущности, стремящиеся повернуть вспять, за второй Ватиканский собор.

В стремлении удержать и даже отвоевать позиции в общественно-политической жизни церкви вступили в последние годы в остро актуальные дискуссии и сделали весьма четкие заявления по таким вопросам, как война в Ираке, использование достижений генетики применительно к людям, проблема иммиграции. Внешними факторами, облегчившими подключение церкви к политике, стали определенное выхолащивание собственно политики из 'народных' партий, их идеологическое выцветание и сугубый прагматизм, весьма ограниченная способность решать назревшие проблемы.

Примечательно, что по ряду вопросов позиции церквей, по меньшей мере отдельных их влиятельных иерархов, оказываются нередко более открытыми, современными, 'левыми', чем руководства ХДС/ХСС, в отдельных случаях ближе к социал-демократам и, особенно к 'зеленым'. Но в целом усилия по политической реконсолидации и активизации церквей в последние годы, идут на пользу скорее все же христианским партиям.

Заметным событием в теологическом диалоге стало признание обеими церквами единого 'экуменического', совместно отредактированного немецкоязычного текста Нового завета и псалмов, а в 2003 году совместно был проведен Год Библии.

Самым крупным до сих пор шагом во встречном движении обеих массовых церквей явился Первый экуменический съезд в Берлине весной того же 2003 г., завершившийся впечатляющим совместным богослужением на одной из самых просторных площадей столицы.

Сопутствующие ему обстоятельства, однако, еще раз показали, как непросто преодолевается многовековая инерция (Папа в официальном заявлении снова характеризовал евангелическую церковь как 'сообщество церковного типа', а наиболее активные экуменисты-протестанты не удержались от провокационных действий в связи с самым острым межцерковным теологическим спором о евхаристии, т.е. пасхальной трапезе). Съезд еще раз показал, что для преодоления самых острых разногласий (а именно, по евхаристии, по апостольской преемственности священнического сана, потребуется еще немало обоюдных усилий.

В сущности, при всем модернизаторстве католической церкви после Второго Ватиканского собора, она все же не отказывается от позиции, что только в ней, священной, апостольской, осуществляется учение христово во всей своей полноте, тогда как другие христианские церкви все же вторичны. Это притязание на доминирующую позицию как части католической самоидентификации, конечно, на сегодняшний день заметно ослаблено признанием, по сути, общности с протестантизмом в вере в слово господне, т.е. в Священное писание, в таинство крещения, в понимании богослужения как мессианского предначертания. 'Сохраняющиеся различия' Ватикан не отказывается трактовать в духе примирения. В одном важном заявлении Ватикана последних лет говорится о 'нюансированиом согласии в основополагающих истинах, в свете которых сохраняющиеся различия приемлемы' . Назрели и некоторые перемены внутри каждой из конфессий, реализация который пошла бы на пользу экуменическому сближению. В церквах-членах Евангелической церкви в Германии нет, например, единодушия в вопросе об ординации (рукоположения), в католицизме все острее дискутируется отказ от целибата, допуск к священническому сану женщин.