Смекни!
smekni.com

Католическая и лютеранская церкви в Германии на пороге XXI в. (стр. 7 из 8)

В этих дискуссиях нетрудно увидеть определенное встречное движение, но прежде всего - отзвуки общецерковных потребностей, вызовов самой жизни, ожидающей религиозно-этической, социально-христианской позиции. Например, почти идентичны по своему тексту заявления 2001 г. Конфессии католических епископов и Совета ЕЦГ по вопросам биоэтики и вопросам иммиграционной политики.

В экуменизме общеевропейском и глобальном ведущей и активной силой выступает, прежде всего, евангелическая церковь.

Ее многообразная и оживленная экуменическая деятельность в Европе, имеющая давние традиции и получившая новые импульсы за последние десятилетия, как во времена холодной войны, так и, особенно, в процессе европейского строительства, общепризнанна. При ее поддержке в 1959г. возникла Конференция европейских церквей, ставившая в качестве важнейшей задачи сотрудничество с православным миром.

К тем же 50-м гг., еще всецело погруженным в атмосферу холодной войны, относятся первые прямые контакты между ЕЦГ и РПЦ. Опережая политиков, они завязали во имя мира, преодоления трагической пропасти, вырытой между их народами нацистской агрессией, диалог. С тех пор он не обрывался, обогащался теологическими дискуссиями, личными отношениями между высшими иерархами, совместными акциями.

Рубежом официального взаимопризнания РПЦ и ЕПГ стал 1959г., когда состоялись т.н. Арнольдсхаймские собеседования, обстоятельный богословский диалог . До 1992г., поочередно в обеих странах, были проведены два десятка подобных встреч. В результате обеими сторонами было констатировано действительное согласие как в вопросе о своей нерушимой связи со Священным писанием, так и в признании значения церковного Предания. Постепенно преодолевались отчужденность и семантические трудности лютеранского и православного богословского языка, неравнозначность некоторых коренных понятий, начиная с категории веры, приходило более глубокое взаимное проникновение в своеобразие таинств, проповедей, всей обрядовой стороны.

Естественно, что и до наших дней остаются существенные, не решенные вопросы, даже целые обширные богословские комплексы (значение апостольского преемства, характер рукоположения как таинства, соотношение веры и дела, учение о благодати, о святости и путях ее достижения и др).

Обе церкви сталкиваются с трудностями в согласном понимании некоторых новых явлений в богослужении и церковной жизни. Например, рукоположение женщин в духовный сан, прочно вошедшее в практику евангелически-протестантских церквей. Влиятельные силы в РПЦ готовы выразить сомнение в перспективности экуменизма из-за терпимости протестантизма к гомосексуализму, к признанию его нравственно приемлимым образом жизни .

В конце 2000г. в связи с эпохальным юбилеем РПЦ и ЕЦГ выступили с торжественным заявлением о единстве церкви как исторической задаче. Архиерейский собор РПЦ утвердил основные принципы отношения к инославию, подвел общие итоги экуменического диалога и наметил его определенные характеристики, во имя блаженного единства во Христе.

Но провозглашение великой цели выявило и фундаментальное различие в путях ее достижения и толковании самой ее сущности. РПЦ занимает весьма твердую позицию, напоминающую претензии Римско-католической церкви на монополию в истине и святости до второго Вселенского собора. Документ архиерейского собора гласит: 'Православная церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божьей' . Следовательно, восстановление изначального единства мыслится в основном как приобщение к ней остальных христианских церквей. Между тем Евангелическая церковь исходит из модели 'примиренного многообразия', в соответствии с которой церквам уже сейчас следовало бы, опираясь на совпадения в существенных вероучительных истинах и ясном осознании сохраняющихся расхождений, признать друг друга церквами-сестрами. Обращение 2000г. 'Едины во Христе' Синода ЕЦГ говорится: 'Мы признаем общность в вере, несмотря на все конфессиональные разномыслия и разделения; на основе Крещения и Триединого Бога все мы есть члены одной Церкви' . Архиерейский собор РПЦ отклонил соблазн 'примиренного многообразия'.

Архиепископ Клинский Лонгин, представитель Московского патриархата в ФРГ, сформулировал итоговую позицию РПЦ следующим образом: ':вовсе нет нужды в том, чтобы Церкви стремились к искусственному воссоединению. Богатство и сила Церквей не в униформированности и единообразии, а в прочной укорененности в собственной традиции, во взаимоуважении и в осознании своего долга - с полной серьезностью продолжать поиски единства первых веков христианства' .

Невозможность (иначе, чем в отношениях частных лиц или политиков) достичь в обозримом будущем вероисповедального единства путем уступок и компромиссов в целом не подрывает уже установившиеся диалоги, многообразные по формам повседневные взаимодействия (систематические личные контакты, обмен опытом благотворительной диаконической деятельности, стажировки студентов-богословов и пр.).

Примечательным событием стал визит Патриарха Алексия II в Германию в 1995 г. Беседы с высшими иерархами ЕЦГ, присутствие Патриарха на богослужении в евангелическом Берлинском соборе, посещение захоронений советских солдат и глубоко прочувствованное его Обращение о примирении и мире, содержавшее просьбу к немецкому народу о прощении за утверждение тоталитарного режима в ГДР, навязанного из нашей страны, подтвердили прочность фундамента сотрудничества обеих церквей, придали ему новый импульс.

Продвинуть все по пути сближения христианских церквей Европы не только на основе текущих политических и социальных вызовов, но и в вопросах веры призвана 'Экуменическая хартия', принятая второй экуменической ассамблеей в 1997 г. в Граце .

Опыт многолетнего православно-протестантского диалога подготовил почву для углубления всемирного христианского экуменизма, в частности, для установления контактов между РПЦ и римско-католической церковью. Естественно, что основным каналом для них могут быть только прямые отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом. Но определенную роль здесь сыграла и играет до сих пор уже упоминавшаяся Конференция европейских церквей, которая с 70-х гг. установила отношения с Советом римско-католической епископальной конференции Европы. Возникновение этого мостика, наведенного в первую очередь усилиями протестантизма, оказалось чрезвычайно важным, особенно - при невступлении Ватикана до сих пор в самую широкую экуменическую структуру - Всемирный совет церквей (существует с 1948г., представляет 400 млн. христиан из 120 стран). Правда, со времени Второго ватиканского собора римская курия поддерживает контакты и с ВСЦ.

Пребывание патриарха Московского в Германии в 1995 г. по приглашению Совета ЕЦГ стало удобным поводом для установления личных контактов с высшими иерархами обоих немецких церквей, архиепископом кельнским кардиналом Иоахимом Майснером и председателем германской Епископальной конференции Карлом Леманом.

Вообще установление экуменических связей между немецкой католической церковью и РПЦ всегда складывалось значительно труднее, чем с лютеранско-евангелической. На них неизменно давил груз очень настороженного отношения РПЦ к Ватикану, обвинения его в т.н. прозелитизме (миссионерской активности на 'канонической территории' православия, в частности на Украине); как известно Московский патриархат не откликнулся на желание папы Иоанна Павла II посетить Москву и не допустил его визита в Россию.

У Московского патриархата не могло не вызывать настороженности и первое заявление по этому вопросу нового папы Бенедикта XVI, хотя он и объявил диалог с православными церквами 'срочным делом своего понтификата'. В своем обращении к IX католическо-православному симпозиуму в Ассизи (лето 2005г.) он сделал отчетливый упор на достижении 'полного евхаристического единства христиан' . Подчеркивание этой (в принципе высокой цели) в контексте с пришедшимся на это же время перенесением кафедры архиепископа украинских Греко-католиков из Львова в исконно православный Киев, вызвало в Москве резкое неприятие и раздражение, усилило подозрения, что Ватикан мыслит себе экуменическое единство именно по украинско-униатскому образцу: евхаристическое единство при фактическом снятии фундаментального вопроса о главенстве Папы в Церкви.

Наступательность униатов усилила в РПЦ позиции противников экуменизма, вообще поставила под вопрос ее участие в экуменических программах.

В 2006г. на ассамблее Всемирного совета церквей должны рассматриваться рекомендации по развитию сотрудничества западных и православных церквей, которые в течении нескольких лет разрабатывались специальной комиссией и которые в случае принятия могли бы открыть перспективы исторического значения. Весьма глубоким и взвешенным представляется комментарий ЕЦГ по этому поводу: 'Дискуссия выявила все различие христианских традиций, прежде всего - западных и восточных:, обнажилось конфликтное ядро между конфессиями, во многих отношениях далеких друг от друга:Различия их облика - не просто феномен культурного порядка, в них выявляется принципиально различное понимание церкви и отношения человека к Богу. Эта чуждость друг другу становится и общим для них вызовом: смогут ли они вместе возноситься молитвой, осуществлять совместный обряд причастия?' .