Итак, золотые предметы в фольклоре сакральны, оказывают самое непосредственное влияние на судьбы людей, и священность золотагенетически восходит к языческому культу солнца. На принадлежность «золотых» мотивов к солярному мифу обращали внимание мифологи еще в середине XIX века.22 В преданиях и легендах о кладах речь идет обыкновенно о зарытом, погребенном золоте, которое как бы хранит в себе солнечный блеск во тьме подземного мира.
Но, по многим поверьям, подземное золото открывается глазам человека в дни календарныхпраздников, когда «солнце играет», т. е. меняет место, описывает круги — на Пасху, Троицу, Ивана Купалу клады «сушатся».23 В остальноевремя золото принадлежит змеям, известно, что Добрыня «у лютого Змея Горынчища нашел онмного злата-серебра». По народному толкованию, золото и драгоценные камни нужны для освещения подземного царства, отсюда же поверье, что в головах змей можно найти самоцветные камни(ср. в былинах: самоцветные камни вплетены в каличью обувь для освещения ночного пути).
Хотя зарытый в земле клад — дело рук человеческих, акт сокрытия золота в недрах земли не всегда имел практическое значение сохранения богатств для будущего возможного потребления. Клад часто зарывали с заклятием на чью-либо голову, иногда перед смертью, не рассчитывая на его использование. В дружинных курганах наряду с оружием находят слитки золота, расплавленные золотые украшения, надевавшиеся на умершего перед сожжением.24
Попав под землю, золото начинало жить особой жизнью, приобретая магические, оборотнические свойства и выходя на поверхность земли не только в образах разных существ и предметов,но и в виде огня, искр, свечения по ночам. «Аще бо или серебро или золото скровено будет под землею, то мнози видят огнь горящ на том месте»(из «Сказания о Борисе и Глебе»).25 Клад может достать тот, кто сам будет держать в руках огонь и читать соответствующие заклинания;26 есликлад лежит под сосной, то огненные свойстваприобретает дерево: ударить но сосне топором — из ствола искры летят, срубить ее невозможно.27 В той же связи — свечение «горящих», осыпающихся искрами, растении: цветущего папоротника в Иванову ночь или разрыв-травы (ср. в сказке о Хасане басрнйском: разрыв-трава растет па вершине горы, она разрывает облака,как бы прокладывая дорогу к солнцу, и потому необходима для «искусства алхимии»).
Проникновение золота под землю в мифологической прозе норой объясняется непосредственно атмосферными явлениями, связанными с игрой солнечных лучей: в Новгородчине верили,что радуга — это змея, которая вбирает жаломводу из земли и выпускает ее в виде дождя. На концах радуги-змеи повешено по котелку с золотыми монетами.28
Часто посредниками между землей и небом в «передаче» солнечной субстанции являются ящерицы, змеи или лягушки, а в древности, вероятно, волки, оборотни. По владимирским поверьям, ящерицы, сидящие на солнце с открытым ртом, сосут солнечные лучи, а это большойгрех.29 Змеями представлялись ночные светила: падающие звезды. В казачестве говорили, чтоони сосут кровь из женщин и девиц, доводя их до истощения.30 В общерусском фольклоре подобное поверье встречается в рассказах об огненных змеях-оборотнях, летающих к тоскующим вдовам и невестам.
Солнечные затмения объяснялись в древне-русской литературе как результат того, что светило было кем-то «съедаемо», в «Кормчей» «съедение» солнца и луны приписывалось волкодлакам, оборотням, хотя и пояснялось, что «си же вся басни и лъжа суть».31 Пресмыкающиеся, существа, ведущие двойную жизнь, обитатели разных миров, живущие в воде, под землей и на суше, в устной традиции чаще всего выступают в функции посредников между сакральным и человеческим мирами, тем и этим светом. Помимо змей и ящериц, непосредственное отношение к солярному мифу имеют лягушки, но терскимповерьям, солнце состоит из кусочков лягушки, оно привязано к небу волосинкой, которуюБог выдернул из головы Евы.32 Проглатываниеогромной, раздувшейся лягушкои посвящаемого в колдуны было обязательным моментом приобщения к искусству магии.33
Таким образом, золото как трансформация солнечного света попадает на землю разными путями: благодаря атмосферным явлениям (радуге, соединяющей небо и землю), действиям живыхсуществ, пьющих (съедающих) солнце; сокрытиев земле кладов является уже вторичным актом, драгоценности кладов, некогда символизировавшие славу и удачу своего хозяина, имели отношение как к миру мертвых, так и к солярномумифу. Золото, прошедшее через человеческие руки, получало дополнительную нагрузку: мотивы испытаний персонажей рассказов о кладоискателях обычно осложнены введением образов, возникших на основе представлений о том свете.
Истинное, «чистое» золото — небесное. Таким золотом отмечены младенцы-избранники сзолотыми (солнечными) руками, серебряными (лунными) ногами и с сияющими звездами увисков («по косицам часты звездочки»). В величаниях золотая символика появляется как идеализирующая человека, в честь которого поетсяпесня:
Как у месяца-луны золотые рога,
А у солнышка очи ясные.34
В скопческих песнях золото, скатившееся с небес, — истина веры, владеть золотом — обладать ею:
У нас было, на сырой на земле
Претворилися такие чудеса,
Растворилися седьмые небеса,
Сокатилися златыя колеса,
Золотыя, еще огненныя.
На колеснице батюшка-пророк, под ним конь белый, с золотыми подковами, жемчужным хвостом и позолоченной гривой, «во очах его каменьМаргарит, из уст его огонь пламенем горит», с золотыми ключами он ходит но разным землям, набирая свои «полки»,— нагромождение подобных сравнений приводит к созданию чувственного, языческого образа «солнечного бога», но никак не к религиозной аллегории. Батюшка-солнце несет верующим истину — золото:
Будешь золотом владеть
И за батюшкою петь.35
Мифологема чистого, сакрального золота появляется в заговорах, где заговаривающий ищет небесного покровительства; так, в заговорена добрый путь он представляет себя одетым золотой ризой, укрытым золотой нелепой. С золотом связано рождение: материнское чрево в заклинаниях — золотое кресло, а матка — золотник. Когда бабка правит живот, то шепчет: «поставлю я его на место, на золотое кресло».36
Рай, где бы он ни находился, — это сад с золотыми и стеклянными домами.37 В сказкеЯрославской области об обманщике, решившемхитростью обменять свою несчастную долю на добрую, присутствует рассказ о небе как нескончаемом золотом царстве: «Ты меня бросил в реку, я и покатился. Прикатился на небо, а как на небе золото — что! Я три мешка насыпал, дане унести, один только взял».38
Последняя трансформация солнечного сияния в золото произойдет в дни Страшного Суда, когдасолнце и луна сойдутся вместе, остановятся на востоке и не будут светить, вся вода окажетсяво власти Антихриста, и на месте прежних реки озер будут лежать золото и серебро.39 С концомсвета и солнце, и золото утратят свои функции, так как ничего не будут значить в судьбах людей: последний суд вынесет окончательный приговор,и проблема доли, поисков жизненного пути, удачи исчезнет. Согласно эсхатологическим легендам и духовным стихам, природа пострадает неменьше грешников: земля выгорит, реки, моряи океаны принесут на своих волнах человеческие кости, из них явятся мертвые и придут на Страшный Суд. В последние дни богатства всех людей, принявших антихристову печать (по раскольничьим верованиям), обратятся в прах, пища — в лошадиный кал, питье — в мочу.40 Пепел, человеческие кости, кал, моча и обратившаяся в металл вода — все, что останется отприроды и человека с исчезновением земнойжизни.
В Страшный день архангел Михаил осудит обладание земным золотом и обычай людей прятать его под землей, противопоставив кладам — красное солнышко; золото окажется не нужнымни матушке сырой земле, ни горнему миру.Грешники просят архангела перевести их через огненную реку в светлый рай, он отвечает:
Не надо мне много злата, много серебра,
А мне надо Царствие Небесное!
Это у нас было на белом свете:
Судили вы суды не по-праведному,
Ставили вы правого виноватым,
Вы брали с них много злата, много серебра,
Закладывали вы и золото и серебро
Во матушку во сыру землю —
Не наполнили вы матушку сыру землю,
Не наследовали себе Царствия Небесного!
Наполнится матушка сыра земля Божьей милостью,
Освечается красным солнышком.41
Последняя фраза находится в удивительном противоречии с содержанием духовного стиха оСтрашном Суде и объяснима только устойчивостью культа матери сырой земли в народной культуре: о Божьей милости к земле говорится в тотмомент, когда
Повеют ветра буйные со восточной со страны,
Разнесутся песка желтые по край матушки земли,
Тогда горы и вси озера позасыплются,
земля станет ровной, но разделятся грешники и праведники — между ними с громом протечетСион-река огненная.
Пожжет река огненная все горы и каменье,
И пожжет река огненная все леса со зверями,
И пожжет река огненная весь скот со птицами,
Тогда выгорит вся земная тварь.42
Выгорев на тридцать, тридевять или шестьдесят (в вариантах) локот, земля, а вместе с ней все живое вряд ли оставит что-либо, кроме пепла. Все будет погружено во тьму, кроме ада и рая, подземного и небесного мира. В зареве адского пламени духовный стих различает мучениягрешников, в сиянии рая — блаженство праведных. Рай всегда остается и солнечным, и золотым царством:
О саде предобрый
С древесы златовидными!
Не слышу предивных птиц
Пресладчайшего гласа,
Не зрю златоточных вод,
Ни же златоструйных рек...
О раю прекрасный
С цветы златовидными,
Взови к Богу вышнему,
Пролей слезы теплыя,
Дабы пакн ввел меня
Из тьмы в свет пресветлый,