Епархиальным архиереям было предоставлено право разрешать принятие и ношение священниками крестов с украшениями, подносимых в качестве дара приходами или благотворительными обществами, если священник уже имел наперсный крест синодальный или кабинетный. При этом запрещалось носить одновременно оба креста – подарочный и наградной. Разрешалось носить второй крест, только если это был специальный крест в память Крымской войны или полученный за военные заслуги, на Георгиевской ленте. При совершении богослужения разрешалось сохранять на облачении только эти последние. (14, с.1494)
Как и крест с украшениями, из Кабинета Его императорского Величества выдавалась митра. С 1705 года по указу Петра I митру имели право носить не только все епископы, но и все архимандриты, а с 1797 года ею награждались заслуженные протоиереи. Екатерина II впервые пожаловала митру представителю белого духовенства – своему духовнику протоиерею Иоанну Памфилову, что вызвало серьезное недовольство среди иерархов. Высочайшим указом от 6 марта 1859 года Синоду разрешалось лишь ходатайствовать о награждении митрой достойных духовных лиц (2, с.43). До 1917 года ее получили всего несколько наиболее заслуженных протоиереев: настоятели Кремлевского Успенского собора, Храма Христа Спасителя, Покровского собора на Красной площади, а также будущий священномученик Иоанн Восторгов и духовник Марфо-Мариинской обители Митрофан Сребрянский, (6, с.374).
Был еще один вид литургических наград, которых духовное лицо удостаивалось только от имени Государя – бриллиантовый крест на митру и на клобук. Эти награды высочайше жаловалась архиереям, крест на митру лицам в сане не ниже митрополита. Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) получил такой крест через два года после назначения на московскую кафедру, причем именно за организацию церковной части визита государя в Первопрестольную в 1900 году. Зато его преемник по кафедре - митрополит Макарий (Парвицкий-Невский) получил крест на митру одновременно с указом о своем назначении. Он имел и бриллиантовый крест на клобуке за миссионерство среди народов Алтая. Также за миссионерские труды в 1891 году бриллиантового креста на клобуке был удостоен единственный епископ - Дионисий Уфимский и Мензелинский - просветитель якутов. Большинству архиереев этой награды приходилось ждать по нескольку лет. (6, с.380). Очень редкой литургической наградой, которую Высочайше жаловали архиерею только в сане митрополита, являлось право предношения креста за богослужением. Этой чести Государем был удостоен Митрополит Владимир (Богоявленский) после назначения из Москвы на столичную Санкт-Петербургскую кафедру, а также Митрополит Московский и Коломенский Макарий. (6, с. 383).
Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен для ношения всеми иереями серебряный, восьмиконечной крест с рельефным изображением Распятия на лицевой стороне. Сегодня такой крест возлагается на ставленника при иерейской хиротонии.
Сложившаяся в Синодальный период наградная система не вполне однозначно воспринималась самим духовенством, прежде всего, монашествующими. Святитель Филарет (Дроздов), который в силу своего иерархического положения и нравственного авторитета может считаться выразителем мнений православного русского духовенства первой половины XIX столетия, безусловно, порицал литургические награды духовным лицам за административно-хозяйственную деятельность. (7, с.760), не одобряя и чрезмерного стремления священнослужителей к внешним отличиям (7, с.761).
Участники первого Всероссийского монашеского съезда, проходившего в июле 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре, выдвинули предложение Святейшему Правительствующему Синоду отменить недуховные награды, выдаваемые им и Правительством, оставив исключительно церковные – скуфью, палицу, и т.п. (15, с.70). Предложение это принято не было, однако, менее чем через десять лет институт церковных наград Синодального периода был кардинально изменен в связи с падением в России монархии и восстановлением Патриаршества. Тогда в Русской Церкви было положено начало новым наградным традициям, которые формируются и сегодня.
Список литературы
1. Современная система наград Русской Православной Церкви. А.Е. Мусин, диак. // Геральдика сегодня. http://sovet.geraldika.ru/print/1990
2. Лисовой Н.Н. Награды Русской Православной Церкви. – М.: "Ферт", 2001. – 78 с.
3. Кукель М.В. Табель о рангах военных, гражданских и придворных. – 14 с.
4. Павлов А.С. Курс церковного права. "Лань". -С-Пб., 2002. – 384 с.
5. Сайт движения "Единое Отечество". http://www.otechestvo.org.ua/hronika/2004_12/h_14_01.htm
6. Балязин В.Н. и др. Самые знаменитые награды России.– М.: "Вече", 2000. – 416с.
7. Святитель Филарет (Дроздов): Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. -992с.
8. А. Крупенков. Белгородский некрополь. //Журнал "Подъем". – Воронеж. 2003. - №2. http://www.pereplet.ru/podiem/n2-03/Nekrop.shtml)
9. А. П. Новиков, С. И. Барзилов. Саратовские архиереи. Биографические очерки. //Журнал "Волга" - Саратов 1999. - №12
10. А. В. Горский. Историческое описание ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Часть I, Гл. 4. http://www.stsl.ru/lib/book4/chap4.htm
11. Киприан (Керн), архим. О.Антонин Капустин. Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). – М.: Крутицкое патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1997. – 214с.
12. Д. Жуков. Отец Алексий (Виноградов). Отшельник-китаевед Оптиной пустыни. // "Философская Газета" - №9 (http://www.phg.ru/issue23/fg-9.html)
13. Л.В.Мельникова. Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года.– М.: Издательство Сретенского монастыря,. 2002. – 240 с.
14. Полный православный богословский энциклопедический словарь. – Репринт. – М.: "Возрождение". 1992.- т.2
15. Голубцов. С., протодиак. Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет. – М.: Издательство православного братства иконы "Споручница грешных", 1998. – 225 с.